EN
 / Главная / Публикации / Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс?

Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс?

Оксана Беженарь08.06.2021

Методист Русского центра Миланского университета приняла участие в ХХI Международном Пушкинском конкурсе, объявленном редакцией «Российской газеты» и Правительством Москвы (Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы). Тема конкурса в этом году – «Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс?».

Работа методиста Русского центра не вышла в финал, но важно участие в таком престижном конкурсе. За этот год наши ученики приняли участие в фонетическом конкурсе «Атлас мира»«Живая классика», в конкурсе проектов на лучший отель, в конкурсах каллиграфии и др.

Впервые Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов прошёл в 2000 году и был поддержан Правительством Москвы и МИД РФ. Цель конкурса – моральная и материальная поддержка самых энергичных и талантливых педагогов-русистов стран ближнего и дальнего зарубежья. В этом году около двухсот учителей из 27 стран прислали свои эссе. Торжественная церемония награждения 50 лауреатов планируется в рамках Дня Москвы в первые (или вторые) выходные сентября.

Эссе «Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс?» (Оксана Беженарь)

На вопрос «Русский онлайн в пандемию: испытание или шанс?», на мой взгляд, нельзя дать односложный ответ. Бывают дни, которых, к счастью, больше, когда кажется, что всё под контролем, и ты на коне, а бывает, опускаются руки, и в голове одна мысль: за что мне это испытание?! А ещё пугает ответственность перед учениками. Очень не хочется, чтобы ребята запомнили этот год как самый ужасный период в их жизни.

Несколько слов о моих учениках. Это и студенты Миланского государственного университета, и дети-билингвы – ученики Русского образовательного центра «Академия», и посещающие вечерние курсы для взрослых при Ассоциации «Италия – Россия». Вот уже больше года со всеми ними я встречаюсь только в виртуальном классе. Конечно, возникают вопросы: как поддерживать мотивацию, как сделать так, чтобы качество образования оставалось на высоте? Отвечая на них, я стараюсь соблюдать несколько заповедей, которыми хочу поделиться с вами.

Заповедь 1. И всё-таки учебник должен быть!

Все мои ученики обеспечены подробным планом работы и учебным материалом. Предпочтения отдаю пособиям, в которых материал собран в единое учебное пространство. Конечно, иногда я позволяю себе высылать ребятам отдельные файлы, какие-то симпатичные задания и тексты, но это, скорее, на десерт, главные блюда собраны в основном учебнике. Думаю, это очень важно не только для удобства и чёткой организации обучения, но и для здоровья студентов. Так ребята не должны будут всё время смотреть на экран и напрягать зрение.

Заповедь 2. Будь верен проверенным средствам.

Ежедневно информатиками разрабатывается огромное количество приложений, программ, и, по-моему, невозможно использовать всё, что нам предлагают. Поэтому освоив несколько полезных инструментов для работы, стараюсь использовать их по максимуму.

Заповедь 3. На уроке всегда есть место для игры.

Каждый урок мы начинаем как-то по-особенному. Например, если сегодня – день рождения Ф. М. Достоевского, студентам будет предложен короткий тест, а если у кого-то из ребят день рождения, мы обязательно поднимем символический тост за именинника.

В конце какого-либо удачно выполненного задания ребят ждут символические подарки. Как показало время, это здорово стимулирует ребят. Они с удовольствием включаются в игру и с энтузиазмом начинают обсуждать подарки.

Заповедь 4. Лучший отдых – смена деятельности.

Чтобы ученики не уставали, каждый вид работы длится не более 5 – 7 минут. В течение урока обязательно нужно выделить время и для отдыха. Разминки отлично повышают производительность, снимают напряжение, способствуют созданию непринужденной обстановки. В качестве разминки могут подойти приглашение на виртуальный пляж, приключенческий короткий квест и многое другое.

Чтобы урок не напоминал сольное выступление учителя, форму работы часто меняю. Сначала – учитель и вся группа. Потом самостоятельная работа. Затем мы работаем вместе, обсуждая результаты. Далее следует работа в небольших группах и, наконец, каждый присутствующий на уроке взаимодействует с учителем. Например, ребята присылают выполненные задания, голосовые сообщения, принимают участие в анкетировании.

Заповедь 5. Мнение учеников помогает лучше организовать работу.

Раз в неделю проводится опрос, какие типы заданий ребятам показались более эффективными или какая тема показалась более сложной. Чтобы они поняли, что их мнение действительно очень важно, результаты опроса должны быть учтены уже в самое ближайшее время.

Заповедь 6. Пусть весь мир узнает о том, какие мы классные!

Чтобы раздвинуть стены комнат, в которых мои ученики провели большую часть этого периода, а также в целях мотивации я часто предлагаю своим ученикам принять участие в разных конкурсах, интересных вебинарах. Во время выполнения заданий творческого характера выделяются наиболее ответственные и неформальные лидеры. Со временем этих ребят можно приобщить к управлению маленькими группами и на них можно положиться во время подготовки к праздникам.

После участия в конкурсах, олимпиадах отношения среди студентов переходят на новый уровень. Ребята болеют друг за друга, комментируют в соцсетях, в общем, становятся ближе друг другу – так рождается дружба.

Заповедь 7. Время учителя и ученика бесценно.

Для создания тестов, текстов на понимание прочитанного, прослушивание аудиофайлов я использую уже готовые задания из пособий, включая автоматическую проверку. Письменные задания маленькие (максимум 10 фраз), но регулярные. И, конечно, требую жёсткого соблюдения сроков – дедлайна.

Каждое занятие – это путешествие, «пассажиры» хорошо представляют себе, куда и зачем они едут. В начале урока мы всегда говорим о том, какие аргументы будут рассматриваться и с какой целью. Чёткое объяснение заданий, подведение промежуточных итогов, контроль за временем помогают фокусировать внимание группы на целях урока и на результатах для каждого из них.

Заповедь 8. Отдыхать не от работы, а для неё.

Главное правило, которого я стараюсь придерживаться, – это отдыхать не от работы, а для работы. Важно, чтобы студенты видели перед собой отдохнувшего, весёлого, энергичного учителя.

Бесспорно, в сложившейся ситуации современные коммуникативные технологии очень помогают. И бывают дни, когда я понимаю, какие безграничные возможности дистанционного обучения продемонстрировала нам ситуация с пандемией, но иногда так хочется войти в класс, обвести всех взглядом и сказать «Здравствуйте, ребята!».

Также по теме

Новые публикации

Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
Многие иностранные студенты уже получают образование в вузах РФ, а нацпроект «Наука и университеты» предполагает развитие этого направления и повышение привлекательности отечественного высшего образования. В августе пять российских университетов объединились в консорциум, чтобы предложить уникальную программу подготовки иностранцев к обучению на русском языке.
Как и чему сегодня нужно учить инженеров? Могут ли российские технические вузы конкурировать с зарубежными? Стоит ли опасаться роботов и искусственного интеллекта? На эти и другие вопросы отвечает и. о. ректора МГТУ СТАНКИН Владимир Серебренный.
В Международном союзе немецкой культуры представлена книга «Немецкие тайны» Александра Фитца. Это исследование о том, как немцы стали российскими, затем уехали в Германию, а теперь кто-то возвращается, а кто-то живёт на две страны.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» прокомментировал заявление Президента Украины Владимира Зеленского о возможной войне с Россией.