EN
 / Главная / Публикации / «Жигули» на авеню, «Волга» на штрассе

«Жигули» на авеню, «Волга» на штрассе

Сергей Виноградов26.03.2021

Советские автомобили вызывают приветственные клаксоны на улицах Нью-Йорка, Берлина или Токио. Прошли те времена, когда «Жигули» покупали немецкие студенты, а «Нивы» приобретались французскими фермерами. Сегодня за «Волгами», «Победами» и «Москвичами» гоняются коллекционеры, их выставляют в музеях и на площадях.

Для многих иностранцев советские машины – диковинка и новинка, а для российских соотечественников – ностальгия и связь с родиной. «Редкая заправка обходится без того, чтобы кто-нибудь не предложил купить мои "Жигули"», – рассказал «Русскому миру» наш соотечественник Роман, живущий в Нью-Йорке.

Фото предоставлено Романом Грудининым

Мечта не продаётся

Роман Грудинин, которому нет ещё и 30-ти, ездит по Нью-Йорку на синих «Жигулях» (ВАЗ-2103) с одесскими номерами старого советского образца. Номера бутафорские и юридической силы не имеют (американские лежат за стеклом), но в глаза бросаются. В том числе полицейским, которые обычно реагируют поднятым вверх пальцем.

В «Жигулях» вмонтирована старая советская магнитола, которая ловит лишь те частоты, на которых в США ничего не передают. Но владелец переделал её так, чтобы она ловила нью-йоркские станции. Сюда бы ещё вмонтировать кондиционер, чтобы ездить по раскалённому асфальту летнего Нью-Йорка, но уроженец Одессы этого делать не хочет.

Он слишком много времени и денег потратил, добиваясь детального соответствия классическому ВАЗ-2103, и готов за это попотеть в жаркие дни. Свою машину он перевёз с Украины и не скрывает, что перевоз стоит втрое больше, чем сам автомобиль, и потребовал оформления множества документов. Позднее ещё и запчасти пришлось возить. «Покупал редкие детали в Одессе на базаре и вёз в Нью-Йорк, – рассказывает Роман. – Помню, как брал бампер в ручную кладь». Дорого и сложно? «Но это же моя мечта», – говорит он.

Приверженность к классике советского автопрома принесла Роману Грудинину семь лет назад победу в одной из номинаций конкурса в Гринвиче, входящего в число самых престижных среди ретроавтомобилей. О Романе, которому тогда было 19 лет, и его «Жигулях» писали тиражные автомобильные журналы, предлагали продать машину, но… мечты не продаются.

Как реагируют в Нью-Йорке на «Жигули? «Представьте себе на секунду, что вы видите эту машину в первый раз, ничего о ней не знаете, и никаких ассоциаций с ней у вас нет, – говорит он. – Представили? Она же стильная, красивая машина. Это правда. Так американцы и реагируют – "вау, какая классная машина". Поверьте, реакция всегда такая, никогда никакого негатива я не встречал».

Роман признаёт, что встретить советскую машину в США непросто, но случается – многих владельцев он знает лично. «В Нью-Йорке есть один горбатый "Запорожец", это я знаю точно, а ещё один – в музее во Флориде, – говорит он. – У одного моего здешнего знакомого есть КамАЗ, у другого – военный ЗИЛ. У третьего, калифорнийца, УАЗ-"бобик". Нас таких "сумасшедших" много, и не только русскоязычные на этом повёрнуты. Я знаю латиноамериканца, который приехал с каких-то островов. Он здесь ездит на "Ниве", потому что у его дедушки была такая, и он её запомнил с детства».

Роман Грудинин со своей верной «трёшкой»

Тяга к технике появилась у Романа с детства, особенно привлекали автобусы. В то время как сверстники бежали на стадион или к компьютеру, юный одессит шагал в автобусный парк. Интересующегося школьника приметили механики, и скоро он вместе с ними копался в двигателях. Позднее даже на завод по выпуску автобусов попал.

Ни механиком, ни водителем он не стал, и в США работает в компании-дилере известного автопроизводителя, но интерес к советским автомобилям, кажется, только вырос. «Сейчас ищу дом с большим гаражом, в Нью-Йорке это проблема, – рассказывает Роман. – Если всё получится, хочу собрать коллекцию – по одному автомобилю всех советских заводов. И автобус, конечно».

Цена и качество

Учитель труда из Великобритании Эд Хьюджес увлёкся коллекционированием советских автомобилей не из-за их красоты, а потому что неприхотливые и надёжные. У его отца было несколько советских автомобилей, а собственное собрание Эда началось с покупки ВАЗ-2107, позднее к нему добавились ещё четыре модели «Жигулей», а также «Москвич» и «Запорожец». Он мечтает о покупке «Волги-21», потому что она красива, мощна и подчёркивает чувство собственного достоинства владельца. Лишь один раз британец побывал за рулём «Волги» и ощутил именно эти чувства.

В интервью журналистам коллекционер называет изделия советского автопрома лучшими в соотношении «цена – качество», также он отмечает их простоту, проходимость и приспособленность к эксплуатации в сложных условиях. По словам Хьюджеса, советские автомобили пользовались спросом в Великобритании как в прошлом, так и в настоящем.

Да и в станах Балтии, несмотря на всю антисоветскую пропаганду, интерес к изделиям с надписью «Made in USSR», кажется, только растёт. Редкий город Прибалтики не имеет музея советского быта или не проводит периодически выставок на эту тему. И автомобили играют важную роль в этом движении.

В последние годы открылось несколько музеев с советской техникой. В Даугавпилсе начал работу ретрогараж, в церемонии открытия приняли участие власти города и сотрудники российского посольства. В музее представлена одна из крупнейших на постсоветском пространстве коллекций «Москвичей».

А в эстонском городе Турба открыли музей советского мотоспорта, главными экспонатами которого стали гоночные мотоциклы, на которых гонщики из СССР ковали мировую спортивную славу.

«Какие красивые машины в СССР делали»

Если хотите воочию увидеть близость России и Германии, отправляйтесь на одну и выставок ретроавтомобилей. До пандемии они становились заметным событием в жизни немецких городов. Посмотреть на «Волги», «Победы», «Запорожцы» и «Москвичи», а также советские мотоциклы, установленные в центре Франкфурта и Дортмунда, приходили тысячи горожан.

Как писала местная пресса, русскоязычные гости вспоминали детство и словно дети просили покрутить руль, а также рассказывали собственным отпрыскам о том, что «у дедушки такой был». Немцы, в особенности выходцы из восточных земель Германии, проявляли не меньшую ностальгию, и с лёгкостью жонглировали русскими названиями.

Парад советских автомобилей в Дортмунде. Фото: Мария Татарникова / «Русское поле»###http://russkoepole.de/ru/nashi-blogery/vera-tatarnikova/5165-retro-v-dortmunde-da-zdravstvuet-sovetskij-avtoprom.html

В Дортмунде существует клуб «Автоклассика», объединяющий, в основном, владельцев автомобилей советской сборки. Сегодня в клуб входят более 60 русскоязычных жителей разных городов Германии, Швейцарии и Польши. Профессии у них самые разные – от шофёров до врачей. Встречаются, проводят мероприятия, обмениваются опытом, помогают друг другу с ремонтом и запчастями.

На всех – 156 единиц техники, включая 22 мотоцикла. У клуба имеется официальный статус, он является общественно-полезной организацией, сохраняющей раритеты, представляющие историческую ценность. Автомобильных клубов в Германии великое множество, и их члены нередко встречаются. Советские автомобили можно увидеть на выставках и массовых мероприятиях. Например, они желанные гости в Музее техники города Зинсхайма. Ежегодно там проводятся выставки автомобилей из бывших соцстран, и советские машины традиционно составляют костяк экспозиции.

Откуда машины? Перегнали из России и других бывших республик СССР?

– Не обязательно, в Германии и других странах Европы довольно много советских автомобилей, – рассказал «Русскому миру» один из председателей клуба Андрей Сайк из Дортмунда, владелец «Волги ГАЗ-24». – В особенности в бывшей ГДР и Прибалтике. К слову, ГДРовцы и сами очень любят советские автомобили, у них есть немало своих клубов, объединяющих владельцев «Волг», «Жигулей». Там есть и молодые, которые помнят, как родители ездили на советских машинах. Жители западной Германии хуже знакомы с советским автопромом. Например, принимают «ГАЗ-24» за «Опель» или «Форд». Говоришь им, что это советская машина, удивляются: «Какие красивые машины в СССР делали».

По словам Андрея, свою «Волгу» он не только ради мероприятий выгоняет из гаража, нередко ездит на ней на работу и в магазин. «Полиция ещё ни разу не останавливала, – говорит он. – Обычно такие машины если и останавливают, то чтобы посмотреть».

Фото: Мария Татарникова / «Русское поле»###http://russkoepole.de/ru/nashi-blogery/vera-tatarnikova/5165-retro-v-dortmunde-da-zdravstvuet-sovetskij-avtoprom.html

В Германии и других европейских странах сложился рынок советских автомобилей. По словам Андрея Сайка, «ГАЗ-24» на ходу можно приобрести за сумму до 10 тысяч евро. Впрочем, в последнее время авто из СССР подорожали. Цена на «ГАЗ-21» доходит до 20 – 30 тысяч, а «Чайка» в хорошем состоянии может обойтись и в 100 тысяч евро.

Сложностей с ремонтом в Германии нет, поскольку в стране множество автомастерских, открытых выходцами из СССР. Заказывать запчасти в России не требуется, в Германии есть фирмы, в которых не удивятся заказу глушителя для ВАЗ-2101 или элементов подвески для «Москвича».

На своём увлечении германские поклонники советских автомобилей хотят доехать дальше выставок и пробегов. «Ведём переговоры с властями Дортмунда об открытии музея СССР, – рассказал Андрей Сайк. – В нём будут представлены экспонаты, связанные с Советским Союзом, и, в первую очередь, автомобили».

Также по теме

Новые публикации

Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» выступил на радио «Комсомольская правда», где рассказал о ближайшем будущем российско-американских отношений.
Народный писатель Чувашии Михаил Юхма написал более двухсот книг на исторические и современные темы на русском и чувашском языках (переведены на многие языки), его пьесы ставились в драматических и кукольных театрах разных российских городов и стран. Среди его многочисленных наград немало международных – премия Андерсена за достижения в детской литературе и золотая медаль ООН.
В День космонавтики обратим внимание на профессиональную лексику покорителей космоса. Как в любой профессиональной сфере, где используются сложные системы и оборудование, в космонавтике множество аббревиатур. Их употребление позволяет экономить время, но для зарубежных специалистов на орбите это представляет определённую трудность.
С 10 по 12 апреля на ВДНХ проходит международный фестиваль «Пора в космос!», приуроченный к 60-летию полёта первого космонавта Юрия Гагарина. Одним из участников фестиваля стал космонавт-испытатель Олег Блинов, который рассказывает студентам из разных стран, обучающимся в России, о своём опыте пребывания в отряде космонавтов.
Началась подготовка к Всероссийской переписи населения – 2021. Последняя перепись была в 2010-м. Очередь следующей должны была настать в 2020-м, однако из-за коронавируса её перенесли на сентябрь 2021-го. Что ожидать от новой переписи и как она будет проходить, в интервью «Русскому миру» рассказывает член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Владимир Зорин.  
Каждый год в апреле мы возвращаемся к славному дню 12 апреля 1961 года. В тот день корабль «Восток-1» поднял на околоземную орбиту первого человека новой космической эры – Юрия Гагарина. Полёт продолжительностью чуть более полутора часа сделал его фигурой, которой до сих пор восхищаются во всем мире. А нам совершённый Гагариным ровно 60 лет назад подвиг позволяет вспомнить невероятную связь его истории с прекрасным персонажем из Аргентины – певицей и актрисой Лолитой Торрес.
Полёт первого землянина – Юрия Гагарина – в космос стал эпохальным не только для нашей страны, но и для всего человечества. А сегодня без космических исследований не может обойтись практически ни одна сфера народного хозяйства. О своём опыте работы в космосе рассказывает Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Владимир Титов.
В XIX веке на Дальнем Востоке столкнулись интересы России, Англии и Франции. И ситуация вполне могла повернуться таким образом, что эти земли оказались бы утерянными для нашей страны. Если бы не смелость, предприимчивость и желание служить своему Отечеству нескольких героев того времени.