EN
 / Главная / Публикации / Таёжные секреты дяди Коли

Таёжные секреты дяди Коли

Сергей Виноградов17.03.2021

YouTube-канал «Таёжная обитель» охотника с полувековым стажем Николая Абоимова из городка Зея Амурской области вот-вот достигнет ста тысяч подписчиков. Каждое видео пенсионера, освоившего YouTube на восьмом десятке жизни, смотрят тысячи и десятки тысяч интернет-пользователей. Мы поговорили с амурским охотником о секретах выживания в тайге, обычаях эвенков и отношениях человека с природой.

Николай Абоимов

В своих коротких видеопостах Николай Абоимов, проживший не одно десятилетие в тайге бок о бок с эвенками, рассказывает об охотничьих премудростях, учит готовить добычу, разжигать костёр из подручных средств, спасаться от комаров и медведей, чистить рыбу топором и отбиваться от голодных ястребов.

«Заставь себя выжить», – называет свой видеоцикл сам автор. А посмотришь – не выживать учит, а жить. Отсюда и популярность.

От каюра до блогера

Николай Абоимов – плоть от плоти дитя Советского Союза. Родился в оренбургских степях, провёл детство и юность в Узбекистане, в армии попал на Тихоокеанский флот. Более полувека назад приехал в Амурскую область, работал охотником, пастухом и каюром (проводником и погонщиком) в геологических экспедициях, оленеводом.

Живя одной жизнью с эвенками и женившись на эвенкийке, много перенял от них на всю жизнь. Наблюдения записывал в дневник (по словам Николая Абоимова, в тайге дневник – единственный собеседник), на основе которого позднее были написаны четыре книги. Сын держит оленье стадо в семьсот голов, а отец стал YouTube-блогером, которого смотрят по всей России.

В интернет Николай Абоимов, который умеет вычислять путь по солнцу, греющему плечо или затылок, забрёл почти случайно – через знакомых его нашёл опытный интернет-блогер, который запускал канал про выживание в тайге.

– Я с ним начинал, но потому ушёл от него, – рассказывает Николай Абоимов «Русскому миру». – Почему? Начались разные рекламы, нужно было рекламировать разные товары, связанные с охотой. Допустим, они продают зимний костюм за 12 – 14 тысяч рублей, а в обычном магазине такой же 4 тысячи стоит. Но нас же смотрят, верят нам. Разругались мы с ним.

Два года он не появлялся в интернете, но живые и виртуальные друзья соскучились по «запаху тайги» и рассказам «дяди Коли», и уговорили вернуться. «Они меня уговорили, а я зятя взял в помощь, и запустились», – говорит он. Никакой рекламы в его видеороликах нет и в помине, наоборот, Николай Абоимов учит обходиться вовсе без магазинов – тайга и накормит, и оденет, и обует, и жизни научит. И свободного времени лишит.

Такой обычай – обмен добычей

Среди подписчиков Абоимова немало городских жителей, многие из которых вряд ли планируют выживать в лесу. Но и пройти мимо его видеороликов «Россомаха зверь серьёзный» или «Как лечить зубы в тайге» они не могут. По словам автора канала, его это не удивляет.

– Это естественный интерес, потому что мы все дети природы, и городские тоже мечтают куда-нибудь на лужайку, – говорит «дядя Коля». – Я сам в своё время приехал из Ташкента и всему учился постепенно. Мне многие пишут, что хотели бы бросить всё и уехать на природу, где отношения между людьми более простые, открытые и естественные. В тайге, особенно когда уходишь туда с бригадой и оленями на несколько месяцев, не скроешься и не замаскируешься.

По словам охотника, он рассказывает об этих отношениях между людьми, между человеком и природой, и народ тянется к этому. «В городах высокие заборы, а за заборами злые собаки. А в деревне даже двери не запирали, а собаки ходили по улицам и никого не кусали, – вспоминает он. – Эта погоня за богатством когда-нибудь дойдёт до пика, и люди поймут, что это не та ценность, и гораздо важнее нормальные человеческие отношения. Мы рванули вперёд финансово, материально и обогнали свою духовность».

Николай Абоимов описывал в своих книгах, как приехал с солнечного юга в амурское село Бомнак в кирзовых сапогах и одежде, как для городской прогулки. Эвенки накормили, одели и снарядили, как родного. «С такой щедростью и взаимовыручкой я никогда прежде не сталкивался», – говорит он.

А щедрость – штука обоюдная. Когда жил в Бомнаке, Николай Абоимов добыл сохатого, привёз домой. И к дому потянулась вереница односельчан, тёща-эвенка давала каждому свёрток с мясом. «Я думал, надолго хватит, а там почти ничего и не осталось, – рассказывает он. – У них такой обычай – обмен добычей. Зато и моя тёща ходила за мясом к другим охотникам. К сожалению, многие эти обычаи уходят».

Не охота, а убийство

«Эвенки научили меня относиться к природе по-хозяйски, у них не было такого рвачества на охоте», – говорит он. Методики и приспособления, которые используют современные охотники, наводят грусть на «дядю Колю», и об этом он не раз заявлял в своих видео. Прежде охотник уходил в лес на лыжах, ружьё за плечом и спички в пакете, чтобы не промокли. И рассчитывал только на свой опыт и острый глаз. А сейчас на зверя идут как на врага, с высокоточным оружием и отслеживающими устройствами, которые везут джипы и вездеходы.

– Охота со всеми этими наворотами обесценивает охоту, получается просто убийство, – уверен таёжный охотник. – Знаете, когда-то я взял в руки карабин с оптикой, и попал в цель с трёхсот метров. Я тогда в дневнике написал: «Это уже не охота, а просто расстрел». А сейчас привозят приборы ночного видения, прицел с лазером, определить расстояния, GPS… Высоцкий хорошо пел: «Не на равных играют с волками». Чем больше такого оружия, тем, естественно, меньше дичи. Чуть глаза засветятся, стреляют, не смотрят, самочка это или совсем маленький детёныш. Сколько раз такие охотники наших домашних оленей расстреливали.

Беспокоит «дядю Колю» и то, что современные методы охоты убивают чувствительность охотника, которая даётся человеку от природы и способна развиваться. «Например, уходит навык чувствовать солнце, который не позволит тебе потеряться, – говорит он. – Ты постоянно держишь солнце то спиной, то плечом. Идёшь в лес, оно тебе в правую руку светит, значит, через полчаса разворачивайся, пусть светит в левую руку. Иди и не думай ни о чём, вернёшься назад».

Грозит исчезновение и навыку выслеживания зверя. В книгах Абоимова рассказывается об охотниках, которые по двое суток шли по следу зверя. «Эвенки по следу отличают дикого оленя от домашнего, по мху читают, – рассказывает он. – Я спросил у одного – как ты это понимаешь? Он удивился – смотри, дикий как будто на каблучках идёт, а у домашнего распяленные копыта. Сначала никаких следов не видишь. А когда опыт приходит, едешь на нартах, и читаешь по следам – туда сохатый прошёл, сюда соболь пробежал. И по цвету следа понимаешь, когда это произошло».

Триста с лишним историй за год – это и много, и немного. Проблем с темами для нового рассказа у «дяди Коли» не возникает. Если ничего интересного с утра не вспоминается, на помощь приходят его дневники и книги. И это он только пенку снял со своего бездонного наследия. Иногда и подписчики подсказывают, задают вопросы.

– Буду потихоньку появляться здесь, стараться быть вам полезным, – сказал он в своём первом видео «Я снова с вами». – Это самое главное для меня, потому что, когда чувствую, что полезен кому-то, это меня хорошо настраивает.     

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева