EN
 / Главная / Публикации / На сварку не смотреть. А на сварщика – в Третьяковке?

На сварку не смотреть. А на сварщика – в Третьяковке?

Сергей Виноградов12.10.2020

Сварщики, металлурги, комбайнёры и другие люди труда вернулись в выставочные залы. Экспозиция второго Фестиваля позитивного идейного искусства «Время, вперёд!» открылась в Новой Третьяковке. По её итогам будут определены финалисты, которые разделят между собой призовой фонд в размере двух миллионов рублей.

Участники фестиваля рассказали «Русскому миру» о том, что тема труда постепенно возвращается в актуальное изобразительное искусство России – на героев в касках, робах и фартуках стали лучше реагировать в галереях, художников охотнее пускают на заводы, а промышленный пейзаж вернулся в некоторые творческие вузы.

Вместе с тем, отмечают художники, прерванную преемственность с советскими мастерами жанра приходится искать на ощупь. Чтобы добиться той же силы воздействия, современные живописцы перед тем, как развернуть холст, изучают рабочие профессии и подолгу беседуют со своими героями.

Читайте также: Улыбка комбайнёра и руки в мазуте. Соцреализм восстаёт из небытия

Фото: vvfest.ru

Трактор и другие продукты культуры

Перед открытием выставки организаторы проекта провели онлайн-конференцию, на которой рассказали о завершающемся втором сезоне и объявил о старте третьего фестиваля «Время, вперёд!» Конференция собрала представителей промышленных кругов и ведущих вузов, в которых готовят художников и искусствоведов.

Второй сезон превзошёл стартовый фестиваль как по количеству представленных работ, так и по количеству заводов и сельхозпредприятий, на которых писались картины. Жюри рассмотрело более шестисот полотен и скульптур 450-ти художников (из 36 городов России), которые посетили 257 заводов. Это в несколько десятков раз больше, чем годом ранее.

Меня называют идейным вдохновителем, но идея освещения и прославления созидательного труда уходит на десятки и сотни лет в прошлое нашей страны, – сказал автор проекта, председатель Совета жюри Константин Бабкин. – Мы черпаем оттуда, стараемся показать этот мощный пласт русской культуры. Моя жизнь больше связана с производством, но мне давно стало очевидно, что промышленность не может развиваться без правильной политики государства и поддержки общества, в эстетически слабом обществе. Комбайн, трактор или самолёт – это продукты не только фабрики и труда человек, это продукты всей культуры страны, нашей цивилизации.

Профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова Сергей Гавриляченко отметил своевременность появления фестиваля «Время, вперёд!» По его словам, интерес молодых художников в последние годы смещается от изображения «дамы у барной стойки или отдыха на Мальдивах» к темам реальной жизни. Он вспомнил, как на одной из крупных выставок посреди светских полотен появилась полотно с шахтёрами и сразу привлекло к себе всеобщее внимание.

По словам организаторов, фестиваль «Время, вперёд!» останется верен своему названию, и даст возможность присоединиться приверженцам современной живописи. В третьем сезоне ввели новую номинацию «Цифровое искусство и компьютерная графика».

Читайте также: «Пейзажи, пейзажи, пейзажи… И вдруг доменная печь»

Время пришло

Второй фестиваль показал, что тема труда стала шире, а художники – моложе и смелее на эксперименты. Впрочем, набор самых популярных профессий особенно не изменился. Как и в первом сезоне, наиболее живописными художникам кажутся сварщики и сталевары (трудно справиться с искушением и не отобразить фонтан огненных брызг), комбайнёры и трактористы, работники лесного и ткацкого промыслов. Ещё художников, судя по работам участников фестиваля, завораживают руки механиков – мотив передачи гаечного ключа, перемазанного мазутом, из морщинистых рук в молодые ладони прослеживается на нескольких полотнах.

Ко второму сезону у фестиваля определились и свои старожилы. Многие авторы, отмеченные жюри и обойдённые их вниманием, написали новые работы и повторно попытали удачи. Среди полуфиналистов оказался и победитель первого фестиваля, ростовский художник Дмитрий Мясников.

Д. Мясников, «Алексей Берест». Фото: vvfest.ru

В прошлом году успех ему принёс портрет улыбчивого усатого жнеца. В этом году Дмитрий представил несколько работ, в том числе портрет ветерана Алексей Береста. «Если на роду написано быть героем, то им будешь, – говорит автор. – Совершив свой последний подвиг, Алексей Берест погиб, но успел спасти маленькую девочку из-под колёс поезда на железнодорожной станции «Сельмаш» в Ростове-на-Дону. Почему именно этот человек из толпы кинулся на помощь? Совершать такие поступки Алексею Бересту приходилось на фронте не раз».

А пожилой сварщик с картины ивановского художника Александра Вербина, входящей в серию «Заводские рыцари», в другой одежде сошёл бы за летописца Нестора. «Он удивил меня своей бородищей, до этого я никогда не видел сварщиков с бородой», – говорит художник.

А. Вербин, «Заводские рыцари». Фото: vvfest.ru

Нашей губернии исполнилось сто лет, и художников попросили написать портреты уважаемых людей, – рассказал Вербин «Русскому миру». – Мне выпало отправиться на завод, который выпускает краны. Я писал портреты четверых рабочих, они позировали мне в рабочее время. Никто не стеснялся, им самим было любопытно, даже предлагали мне варианты, как встать. Они особенно и не удивлялись, всё-таки, в последний год люди труда вернулись и в телевизор, и на страницы газет, и в живопись. Наверное, время пришло.

Александр Вербин – заслуженный художник, известный в своём крае. В творчестве давно, но времён производственной живописи не застал. «Но я расспрашивал своих пожилых соседей по мастерским, и они вспоминают об этом времени с невероятной теплотой и радостью, – говорит художник. – Они ощущали себя передовым отрядом. Мне кажется, мы, художники, в определённую эпоху не оправдали этого звания. Всё чего-то за деньгами охотились, а нужно было на вечность поработать».

Богатыри в оранжевых жилетах

В поисках людей труда художнику вовсе необязательно отправляться на завод. Московский художник, выпускник академии имени С. Г. Строганова Иван Теньков встретил персонажей своей картины «Рабочие» неподалёку от своей alma mater. Его картина напоминает полотно Виктора Васнецова «Богатыри» – та же мощь, тот же уверенный взгляд людей, живущих на своей земле, Умело применяя закон перспективы, Теньков изобразил своих рабочих в оранжевых жилетах великанами, рядом с которыми дома кажутся игрушечными. Сказочное и мифологическое начало в рабочих людях увидел не только Теньков, среди выставленных картин встретились «Хоттабыч», «Гефест» и «Кольцо Нибелунгов».

Читайте также: В сердце завода

«Рабочие, которых я изобразил на картине, встретились мне на Волоколамском шоссе, – рассказал художник «Русскому миру». – Мощные люди, крупные формы. Мне захотелось передать это на картине. Разумеется, они мне не позировали, я отображал не столько их образы, сколько своё ощущение от этих людей, ассоциации. Получилось эпично». Дополнительный смысл полотну, поражающему простотой и силой, придаёт холст – картина написана на плотном картоне, которым обшивают стены.

И. Тиньков, «Рабочие». Фото: vvfest.ru

Эти люди выполняют работу, которую мы зачастую не замечаем, – продолжает Теньков. – всё вокруг нас фактически создано рабочими. Обучаясь в Строгановке, я пошёл работать в выставочный зал, и столкнулся с работой, которая не видна посетителям. И я увидел там особый мир, скрытый внешним лоском, за которым кроется огромный труд многих людей, на которых всё держится.

На картину «Рабочие» друзья художника отреагировали с восторгом: «Ну, ты Дейнека!». От творческого родства с монументалистом Александром Дейнекой и другими большими советскими художниками Теньков не отказывается. «В Строгановке мы их изучали и копировали, говорит он. – Они, конечно, большие мастера и в них интересно всматриваться».

Другой московский художник Александр Щемелинский признаёт, что его в вузе не готовили к заводской теме, и на занятиях не было ни шахтёров, ни металлургов. Темой труда молодой художник заинтересовался самостоятельно, со временем родилась серия работ, в которых профессии раскрываются через руки. На выставку «Время, вперёд!» отобрали «Руки швеи» и «Руки механика».


А. Щемелинский, «Руки швеи» и «Руки механика». Фото: vvfest.ru

«Наблюдая за людьми, я обратил внимание на то, как много о характере и жизни человека могут рассказать руки, – рассказал художник. – У музыканта они будут более пластичные, у сельхозработника или строителей – натруженные, мозолистые». Руки музыкантов Александр пока не рисовал, первые шесть его работ посвящены трудовым профессиям – швея, механик, сельхозработник, каменщик, уборщица и маляр.

Как искал? Кого-то просил позировать, присматривался, искал общее в руках разных людей, пытался найти образы, – говорит Александр. – Дедушку своего просил позировать, он всю жизнь отработал на заводе. Ему 83 года, но он до сих пор трудится на огороде. Он меня поддержал в моём замысле. Буду ли продолжать? Не знаю. Пока картин шесть, это интересно, если сделать больше, будет однообразно и скучно. Нужно что-то новое найти, придумать.

Для поиска у художников, желающих принять участие в третьем сезоне фестиваля, время есть – несмотря на все сложности, заводы работают, на сельхозпредприятиях круглогодичный цикл, да и на улицах, как мы знаем, хватает эпичных героев.

Главное, суметь их увидеть и понять. Время, вперёд!     

Также по теме

Новые публикации

Мы отмечаем 130-летие Осипа Эмильевича Мандельштама – одного из главных русских поэтов XX века. Интерес к его творчеству с годами только увеличивается. Простых читателей и исследователей привлекает сложный поэтический мир, его оригинальный стиль, множество аллюзий и метафор, вплетающих его поэтическое наследие в мировую культуру.
Строки Ивана Бунина вновь зазвучали по-итальянски, в свет вышел сборник рассказов писателя в переводе Клаудии Дзонгетти, которая открыла своим соотечественникам множество русских авторов. Профессионализм переводчицы оценили и в России – буквально перед Новым годом её наградили премией «Читай Россию» за бунинский сборник.
Согласно недавнему исследованию Оксфордского института интернета при Оксфордском университете, в 2018 году 750 тысяч российских компаний продавали программное обеспечение только Великобритании. А свежий доклад британского аналитического «Центра экономических и бизнес- исследований» оценивает многие экономические показатели России лучше западных. Японский эксперт оценил доклад и пишет, что в России создано «королевство IT».
Российские соотечественники в других странах далеко не всегда знают о том вкладе, который внесли их предшественники – русские эмигранты первой волны – в развитие культуры и науки стран их проживания. Руководитель Русской школы в Словении Юлия Месарич решила восполнить этот пробел и издала сборник «Русский след в Словении», о героях которого рассказывает на своих уроках.
Главное управление по миграции МВД РФ запустило новый проект, который нацелен на изучение русского языка мигрантами уже в странах проживания. С 2021 года курсы русского языка стали частью работы ЧАЗов – частных агентств занятости, открытых Россией в странах Средней Азии.  
В распоряжении «Русского мира» оказалась заметка, опубликованная в аргентинском издании “Noticias Argentinas”. Она посвящена вакцине «Спутник V», которая закуплена аргентинским правительством и уже широко используется для вакцинации населения.
Накануне Нового года были объявлены лауреаты правительственной премии «Душа России» за достижения в сфере развития народного творчества. В год самоизоляций и отмен они радовали зрителей песнями и танцами, выставками и познавательными программами, подтвердив известную истину о том, что во времена испытаний растёт интерес к подлинной культуре.
Неделю назад была вручена премия для иностранных переводчиков русской литературы  «Читай Россию/Read Russia». Одним из победителей 2020 года стал Хорхе Феррер – уроженец Кубы, живущий в Барселоне, – за работу над испанской версией романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза».