Проблемы миграции сквозь призму пандемии
Анатолий Блинов24.07.2020
«Миграционные процессы в Европе на фоне пандемии» – под таким названием 24 июля состоялся международный экспертный вебинар, организованный Институтом лингвоцивилизационных и миграционных процессов (экспертным советом) при фонде «Русский мир» (ИЛМП), Балтийским федеральным университетом им. Иммануила Канта (БФУ, Калининград) при поддержке Института Европы РАН и Ассоциации европейских исследований.
В работе вебинара приняли участие свыше 30 экспертов преимущественно российского научного сообщества, а также представители Белоруссии и Польши.
Вебинар явился вторым, аналогичным по тематике мероприятием, организуемым ИЛМП за относительно короткий промежуток времени. Как подчеркнул в своём обращении к участникам заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» Сергей Шурыгин, это отражает наличие расширяющегося круга проблем, обусловленных сложным положением мигрантов. Происходит это на фоне пандемии коронавируса, которым уже заразилось более 15 млн человек.
Как отметил председатель Совета экспертов ИЛМП, директор Института Европы РАН Алексей Громыко, блокирование миграционных потоков, свободы передвижения в целом, наблюдаемое в ходе «коронакризиса» в Европе, равно как и в других странах, усугубляет существовавшие ранее в сфере миграционных процессов проблемы, ведёт к нарушению прав человека, углублению социального неравенства.
С точки зрения Вадима Войникова, профессора кафедры международного и европейского права БФУ, введение ограничений на мобильность мигрантов, одностороннее закрытие своих границ рядом государств-участников Шенгенского соглашения перечеркнули связанные с соглашением демократические достижения последних 25 лет. В настоящее время государствами, входящими в ЕС, уже пройдена наиболее активная фаза распространения коронавируса, поэтому надо приветствовать решения Брюсселя о постепенном снятии въездных ограничений для определенной категории стран. Однако России рассчитывать на скорое включение в этот список, обновляемый с 1 июля каждые две недели, в ближайшем будущем не приходится, считает учёный.
Как констатировали участники вебинара, по-прежнему отсутствует единая, отлаженная стратегия Евросоюза в вопросах регулирования миграционных процессов, обострившихся в ходе распространения COVID-19. В Европе наибольшие надежды на прорыв в этой области возлагались на Германию, принявшую на себя 1 июля председательство в ЕС. Тем не менее за относительно короткий срок своего председательства (по 31 декабря 2020 г.) Германии, занятой программой восстановления национальной экономики в 2021–2022 гг. после пандемии, в лучшем случае удастся лишь разработать «дорожную карту» новой европейской миграционной политики. Реализовывать её придётся уже Португалии и Словении в период их председательства в ЕС, уверен Владислав Белов, руководитель Отдела страновых исследований, заместитель директора Института Европы РАН.
Среди главных направлений немецкой миграционной политики следует упомянуть разработку совместно с другими странами ЕС нового акта Еврокомиссии по миграции и убежищу, борьбу с нелегальной миграцией, тесное взаимодействие со странами-«поставщиками» мигрантов в вопросах предотвращения миграции и реадмиссии (возвращения) мигрантов, реформирование общеевропейской системы предоставления убежища, минимизацию ложных стимулов миграции в европейские страны, раннюю классификацию лиц, подлежащих отказу в приёме сразу после пересечения границы и др.
Как подчеркнул профессор института гуманитарных наук БФУ Илья Тарасов, в странах Вишеградской группы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия) продолжают приниматься меры, препятствующие расширению мигрантских потоков. Так, правительство Венгрии перекрыло транзитную зону с Сербией, чтобы ускорить процедуру выдворения мигрантов. Власти продолжают рассматривать экономических мигрантов как обузу для национальных рынков труда, ведётся наступление на права трудовых мигрантов, в особенности в Чехии, где свыше 80 процентов трудящихся нелегальных мигрантов составляют граждане Украины. Страны Вишеградской четвёрки по-прежнему не желают мириться с предписываемым Еврокомиссией квотированием приёма мигрантов.
Неблагоприятная ситуация с нарушениями элементарных прав мигрантов складывается и в ряде европейских т. н. «миграционных центрах», где для мигрантов необходимо гарантировать право на защиту достоинства, судебную защиту, юридическую помощь и охрану здоровья. О необходимости увеличения финансирования подобных центров говорилось и на состоявшейся в Вене 23 июля встрече министров внутренних дел государств-членов ЕС.
Результатом пандемии, охватившей ЕС, и закрытия границ стало резкое сокращение количества заявлений, подаваемых на предоставление убежища, обратила внимание руководитель Отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потёмкина. Прекратился приём заявлений со стороны ряда европейских стран, таких как Греция. Но одновременно значительно увеличилось число нелегальных пересечений границы.
В целом нетрудно предсказать, что по мере восстановления экономик затронутых пандемией европейских стран, по мере ослабления пандемии, миграционные потоки в вожделенные для мигрантов страны будут вновь возрастать.