EN
 / Главная / Публикации / Утёсов – эпоха советской радости

Утёсов – эпоха советской радости

Анна Генова19.03.2020

21 марта исполняется 125 лет со дня рождения легенды советской эстрады Леонида Утёсова. Очень многие песни из его репертуара до сих пор известны и любимы слушателями – за их проникновенность и искреннюю душевную интонацию. Со своим первым в советской России джаз-оркестром Утёсов объездил всю страну. А фильм «Весёлые ребята» с ним в главной роли до сих пор вызывает у зрителей улыбку и отличное настроение. Неудивительно, что именно Леонид Утёсов остался в памяти народа как один из светлых символов своего непростого времени.

Фото: odessitclub.org

…Уникальное видео: 1961 год, на развлекательной передаче «Любимые певцы» ведущий Ростислав Плятт ставит на свой выбор пластинки со старыми записями Утёсова в присутствии Леонида Осиповича. «Вот тот настоящий Утёсов, которого мне хочется вам показать. Слушайте!» – восклицает Плятт.

Звучит фрагмент из знаменитых «Бубличков», и Утёсов не выдерживает: «Ну пожалуйста, поставьте пластинку приличную!». Плятт робко оглядывается на маэстро (всё-таки он младше на 13 лет), но снова театрально провозглашает: «Утёсов ранний! Слушайте!» и ставит одесскую еврейскую песню «Ой, лимончики». Утесов нервно курит, он явно недоволен – это заметно даже на видео плохого качества. «Давайте я сам выберу что-то из более позднего!» - нервно реагирует Утесов, вынимает из внушительной стопки пластинку и передает Плятту. Однако, к радостному удивлению публики, из проигрывателя зазвучало:

Гоп-со-смыком — это буду я!
Такова профессия моя,
Ремеслом избрал я кражу,
Из тюряги я не вылажу,
Такова профессия моя.

Плятт театрально закрывает лицо руками. Участники происходящего смеются – все, кроме двух главных действующих лиц. «Ростислав Яковлевич, я считаю это просто диверсия!» – комментирует Леонид Осипович. Было это постановкой или нет? Угадать сложно, ведь если Плятт действительно играет, то Утёсов, как всегда, реагирует по-настоящему.

В Одессе ещё с середины XIX века проживало гораздо больше евреев cвободных профессий по сравнению с другими городами в черте осёдлости. К «свободным профессиям» в те времена относились врачи и адвокаты, причём врачам покровительствовал непосредственно выдающийся русский хирург Пирогов. В администрации города были единственные губернаторы черты осёдлости, которые ходатайствовали об улучшении положения еврейского населения.

В такой, можно сказать, благополучной атмосфере в многодетной семье мелкого коммерсанта появился на свет маленький Лазарь. Первым серьёзным детским впечатлением был шарманщик, которого маленький Ледя увидел с балкона. Позже он признавался, что почувствовал в старом шарманщике в обносках самого себя. И хотя, как всякий культурный еврейский мальчик, маленький Ледя несколько лет занимался на скрипке, его родители решили отправить его на серьёзную учёбу.

Самое популярное место, куда принимали учиться евреев, было коммерческое училище Файга. Славилось оно ещё и тем, что оттуда никого не исключали за неуспеваемость.

Ледя должен был идти по стопам отца – такое решение было принято на семейном совете. Учился он неплохо, но характер у него был скверный, его неизменно преследовали тройки по поведению. Далее – одна другой легенды краше – рассказывают о том, как Лёня избил учителя, став единственным в истории училища учеником, которого оттуда выгнали! Вот что произошло на самом деле: «На одном из уроков, желая разогнать скуку от библейских легенд в монотонном изложении учителя, я под сурдинку стал рассказывать товарищам всякие смешные истории, – пишет Утёсов в своих воспоминаниях. – Учитель подошёл и больно дёрнул меня за ухо. Такого оскорбления моя сентиментальная душа вынести не могла. Перемигнувшись с товарищами, поворотом рычажка я опустил шторы в нашем кабинете... А когда в классе снова стало светло, учитель и его костюм были раскрашены под гравюру – в цвета мела и чернил. 

Позднее, когда я уже стал взрослым, мы подружились с этим учителем и часто беседовали о литературе и искусстве. Это начало и конец моего образования».



А знаете ли вы, что такое Одесса? Нет, вы не знаете, что такое Одесса! Много есть на свете городов, но такого прекрасного нет. Посмотрите на Одессу с моря. Рай! Посмотрите с берега! То же самое. Да что говорить! Когда одесситы хотят сказать, что кому-то хорошо живется, они говорят: "Он живет, как бог, в Одессе". А попробуйте сказать в Одессе: "Он живет, как бог, допустим, в Нью-Йорке". Вас поднимут на смех или отправят в сумасшедший дом. Вот что такое Одесса!
Л. Утёсов «Спасибо, сердце!»




Утёсов всегда шутил: «У меня незаконченное низшее...». Как ни странно, именно в училище Утёсов стал по-настоящему заниматься музыкой – там были симфонический оркестр, оркестр щипковых инструментов и внушительный хор. В дополнение ко всему директор училища был уважаемый в Одессе профессор Новороссийского университета Фёдоров, большой поклонник музыки. Утёсов, по собственному признанию, так увлёкся скрипкой и балалайкой, что откровенно зевал на основных предметах.

В 1911 году, в возрасте 16 лет, Ледя уже прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, неплохо пел, умел делать гимнастические трюки. Поэтому он так рано начал свою артистическую карьеру в балагане Бороданова.

А на следующий год «родился» Утёсов. Начинающего артиста Лазаря Вайсбейна пригласил в Одесский комедийно-фарсовый театр В. Скавронский, который и предложил ему взять псевдоним, поставив условие: «Никаких Вайсбейнов!».

Что делать, откуда взять псевдоним? «Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую, – вспоминал артист. – Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев, и Горин – чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское – могильный холм…
— Что же есть на земле ещё выдающееся? – мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной.
— Боже мой, – подумал я, – утёсы, есть же ещё утёсы!
Я стал вертеть это слово так и этак. Утёсин? – Не годится – в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное… — Утёсов? — мелькнуло у меня в голове… Да, да! Утёсов! Именно Утёсов! Наверно, Колумб, увидя после трёх месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости».

Новоиспечённый артист с настоящим артистическим псевдонимом начал, как у нас теперь говорят, быстро «раскручиваться». Он играл в ряде одесских театров, в 1917 победил в конкурсе куплетистов в Гомеле, и с этого времени дело пошло в гору – он фактически перебрался в столицу, где выступил в столичном саду «Эрмитаж», а в 1919 году впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт – борец за свободу». В 1920-х годах Утёсов продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы, Ленинграда и Риги. Продолжалась и его кинематографическая карьера.

Чрезвычайно важным в жизни Утёсова стал 1929 год, когда он организовал свой собственный оркестр – детище, о котором он столько лет мечтал и с которым по-настоящему реализовался. Назвал его «Теа-джаз оркестр» (театрализованный джаз), позже ставший Государственным эстрадным оркестром РСФСР.

Уже первое выступление этого коллектива имело шумный успех, и музыка «Теа-джаза» звучала буквально на каждом углу. Интересно, что в исполнении утёсовcкого джаза некогда любимый Леонидом Осиповичем блатной репертуар (те же «Лимончики» и «Гоп со смыком») обрёл совершенно иную, юмористическую интонацию.

Некоторые песни были и вовсе переделаны. Например, «Подруженьки» и «Мурка» по заказу Утёсова превратились благодаря стараниям поэта-песенника В. Лебедева-Кумача в песни «Джаз-болельщик» и «У окошка». Свобода в выборе репертуара, правда, закончилась довольно быстро: песню «С одесского кичмана» объявили «манифестом блатной романтики», и постепенно одесские песни из юности маэстро стали исчезать. Возможно, именно поэтому Утёсов, который раньше очень любил блатной фольклор, в передаче с Пляттом, которая снималась в период оттепели, когда уже было «можно», так не хотел вспоминать прошлое. Он его вычеркнул и больше не желал к нему возвращаться. Хотя Одессу, конечно, любил всю жизнь.

Утёсов продолжал фонтанировать новыми идеями. Новая программа оркестра «Джаз на повороте» состояла из четырёх рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, и оркестровых фантазий на темы народных песен – русской, украинской, еврейской и… советской.

Иначе зазвучали мелодии народов СССР, попросту говоря фольклор в джазовой обработке. Утесов объяснял это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?». Утёсов не обошел и классику – в содружестве с гениальным Исааком Дунаевским ария индийского гостя из «Садко» Н. А. Римского-Корсакова была представлена в ритме фокстрота. «Оджазированы» были и другие классические хиты – ария «Сердце красавицы» из «Риголетто» Верди, темы из «Евгения Онегина» Чайковского и из «Кармен» Бизе, и так далее.

Во время Второй мировой Утёсов с оркестром много выступали на фронте. Только за первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов, постоянно включая в программу новые песни: «Жди меня», «В землянке», «Тёмная ночь», «Одессит Мишка». А на часть заработанных во время выступлений денег было выпущено три самолёта для ВВС.

В 1952 году появилась программа «Музыка толстых», где Утёсов уже высмеивал ту музыку, из которой черпал вдохновение. Та самая Америка, которая некогда была образцом и для советского кино, и для музыки, вдруг стала чужим, вредным явлением. Здесь вполне определённо проявился конформизм Леонида Осиповича – без него в сталинские времена было не выжить. А может быть, отчасти проявилось то же чувство юмора, которое он использовал в своих обработках любой музыки – от блатного репертуара до классики.

Больным местом Утёсова была Эдит – его единственная дочь, которая с 1933 года на протяжении 17 лет провела с отцом на сцене. По каким-то своим причинам чиновники от искусства невзлюбили Эдит, и когда представилась возможность, несмотря на яростное сопротивление Утёсова, уволили её из оркестра. Но этот удар был ещё не таким сильным по сравнению с тем, что Эдит ушла из жизни раньше отца. Это окончательно подкосило человека с супер-сильным характером, и он ушёл вскоре после её смерти… Помните запись песни «Дорогие мои москвичи?» И. Дунаевского в исполнении этого замечательного дуэта? Она и до сих пор отзывается в сердце каждого москвича и всех, кто любит столицу…

                                                                                                                        Кадр из фильма «Весёлые ребята»

Утёсов уже был достаточно известен, когда ему в 1932 году предложили роль незадачливого Кости Потехина в «Весёлых ребятах» Григория Александрова. Леонид Осипович согласился сниматься, но при одном условии – если музыку для будущей комедии напишет его друг Исаак Дунаевский. И, конечно, он не мог не взять с собой свой любимый оркестр. Разумеется, в полном составе!

Идея создания первого советского мюзикла пришла тогдашнему наркому кино Борису Захаровичу Шумяцкому. После поездки в США Шумяцкий планировал разработать в Крыму проект «Советский Голливуд». Производство должно было быть массовым – до 200 жизнеутверждающих фильмов в год. Фильм «Весёлые ребята» был пробным камнем. Впоследствии этот необычный проект не был осуществлён – уж очень дорого он обошёлся бы бюджету страны.

Фильм решились показать Сталину, который смотрел всю картину молча, а когда погасли финальные титры, сказал: «Легкая, весёлая картина. Я как будто в отпуске побывал». Естественно, когда в декабре 1934 года фильм вышел на экраны, его никто не осмелился ругать.

Вскоре на международном кинофестивале в Венеции картина была включена в шестёрку лучших фильмов. В одном из французских еженедельников после выхода фильма написали: «Весёлые ребята» производят впечатление, будто на кинофабрику пробрались буржуазные режиссёры и тайком в советских декорациях сняли эту картину». Так всех удивила атмосфера радости и лёгкого настроения в этой картине.

В мае 1935 года c помпой отмечали 15-летие советской кинематографии, которая явно находилась на подъёме, несмотря на то, что проект «Советский Голливуд» не состоялся. Б. Шумяцкий был награждён высшим орденом СССР – орденом Ленина, а через три года – расстрелян. Задолго до выхода картины были арестованы и сосланы в ссылку сценаристы Николай Эрдман и Владимир Масс, был репрессирован изобретатель многих трюков в картине оператор Нильсен. Утёсова тяжёлая рука миновала, возможно, потому, что он снялся в главной роли рядом с любимицей Сталина – Любовью Орловой.

Вероятно, Утёсова «не трогали» и по другой, более важной причине – он при жизни стал символом позитивного настроя, в его оркестре и в нём самом сконцентрировалось всё то светлое, что действительно было в СССР. Он сумел «сказку сделать былью», пусть даже и в рамках своего искусства, но это было уже очень много. У него всё было как в жизни, поэтому любая песня, любая роль – всё воспринималось и по сей день воспринимается нами, слушателями, как откровенный разговор. Утёсов всегда говорил правду, в артистическом смысле, по крайней мере. Наверное, поэтому его голос звучит до сих пор, а не остался на аккуратных архивных полках. Так и хочется сказать: «Мы любим тебя, Леонид Утёсов!»

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

На онлайн-конференции в пресс-центре МИА «Россия сегодня» руководитель польской общественной организации «Содружество Kursk» Ежи Тыц и публицист Матеуш Пискорский объяснили, зачем руководство Польши сочиняет альтернативную историю и как события времён Второй мировой войны воспринимают их соотечественники.
Почти полторы сотни африканских студентов и преподавателей из Танзании, Руанды, Кении, Замбии, Уганды, Мадагаскара и Маврикия в течение 12 июльских дней интенсивно практиковались в русском языке. Это лишь первый этап онлайн-проекта «Distant Russian in Africa», призванного укрепить гуманитарные связи с Африкой, о чём говорилось на саммите «Россия - Африка» 2019 г. в Сочи.
Венгрия – одна из тех европейских стран, которые не уступают давлению и отказываются занять более жёсткую по отношению к России позицию. В истории наших стран были сложные периоды, но нельзя забывать и то хорошее, что связывает наши народы и наши государства.
29 июля отмечается Международный день тигра. На территории России обитает 80% популяции амурского, или уссурийского, тигра. Амурский тигр – единственный подвид, который освоил жизнь в полутораметровых снегах и температуре -40°С.
26 июля 2020 года в День Военно-морского флота в Риге состоялся традиционный праздник, посвящённый писателю В. С. Пикулю. В разных странах, в разных городах есть улицы имени Валентина Пикуля. Но только в Риге ежегодно проводится праздник улицы, точнее, аллеи Валентина Пикуля.
В День Крещения Руси вспомним о том, что христианство во многом способствовало тому, чтобы слова обрели высокое значение и духовное содержание. Однако церковно-славянская лексика живёт не только в священных книгах.
Пандемия коронавируса не прервала контакты молодых российских соотечественников по всему миру, наоборот, активизировала их. С детства живущая в цифровом мире, молодёжь с самого начала пандемии наладила онлайн-связь.
«Миграционные процессы в Европе на фоне пандемии» – под таким названием 24 июля состоялся международный экспертный вебинар, организованный Институтом лингвоцивилизационных и миграционных процессов (экспертным советом) при фонде «Русский мир» (ИЛМП), Балтийским федеральным университетом им. Иммануила Канта (БФУ, Калининград) при поддержке Института Европы РАН и Ассоциации европейских исследований.