EN
 / Главная / Публикации / Российская супершкола для зарубежья: опыт Киргизии

Российская супершкола для зарубежья: опыт Киргизии

Светлана Сметанина09.12.2019

Недавно открытая в Бишкеке «Школа Газпром Кыргызстан» стала одним из пяти ресурсных центров российского образования за рубежом. А на днях туда уже приехали первые преподаватели из российских вузов. Почему именно эта школа была выбрана в качестве участника пилотного проекта довузовской подготовки школьников за рубежом? И в чём её отличие от других русских школ? Об этом рассказывает заместитель директора школы по развитию Станислав Епифанцев.

– «Школа Газпром Кыргызстан» стала одним из пяти ресурсных центров российского образования за рубежом. Соглашение об этом было подписано 25 ноября в Российском университете дружбы народов. Что подразумевает этот проект? И что значит – ресурсный центр?

– 25 ноября в РУДН было объявлено о создании ресурсных центров российского образования в пяти странах: Болгарии, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане, Турции. Ресурсные центры будут созданы на базе русскоязычных школ. Ведущие вузы России разработают для этих центров учебно-методические комплексы по физике, химии, математике, биологии, русскому языку. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

Ресурсные центры – это новый формат довузовской подготовки абитуриентов за рубежом. На базе школ-партнёров будут проводиться дополнительные занятия по химии, физике, математике, биологии, русскому языку. Учителя этих школ пройдут специальные курсы повышения квалификации.

Преподаватели МЭИ в школе Газпрома, Бишкек. Фото: www.gazpromschool.kg

Учебно-методические комплексы будут разработаны в двух вариантах: базовый (на уровне госстандарта) и продвинутый (олимпиадный уровень). При этом планируется, что ресурсные центры будут представлены в трёх моделях, которые условно можно назвать «очным», «очно-заочным» и «дистанционным».

Ресурсные центры – это проект, который поможет синхронизировать учебные программы в школах стран-партнёров, выявить и поддержать талантливых ребят.

Базовой площадкой проекта стал Российский университет дружбы народов. А для реализации проекта был специально создан консорциум российских университетских центров, в который на стартовом этапе вошли РУДН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт), Алтайский государственный университет, Национальный исследовательский университет «МФТИ», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

– Почему именно Кыргызстан вошёл в этот проект?

– Кыргызстан стал одним из пяти участников пилотного этапа проекта. Сам характер этого этапа – сжатые сроки запуска, необходимость оперативной отработки механизмов взаимодействия и базовой версии проекта в целом для тиражирования созданной модели в других странах – подразумевал при выборе страны наличие там потенциальной школы-партнёра, которая или уже является участником образовательного взаимодействия, или готова стать таким партнёром в сжатые сроки (так, договор об участии в проекте подписан 25 ноября, а уже 4 декабря российские преподаватели провели первые занятия в Бишкеке).

С Российским университетом дружбы народов нас связывают многие годы и целый ряд совместных проектов. Мы принимали участие в обсуждении практически всех этапов разработки проекта ресурсных центров. Более того, идеология проекта оказалась очень близка стратегии развития нашей школы, задачам, которые мы определили для себя в качестве основных.

Так что выбор «Школы Газпром Кыргызстан», как и самой нашей страны, был обусловлен именно этими факторами.

– Насколько я знаю, об открытии школы Газпрома в Бишкеке говорили давно, но всё время были какие-то сложности. Удалось их преодолеть?

– Не совсем так. Давно говорили не об открытии именно школы Газпрома, а о необходимости появления подобного проекта как такового. В Кыргызстане ряд стран активно вошли в образовательное поле со своими проектами, начиная с первых лет независимости. А вот проект «Школы Газпром Кыргызстан», построенной по программе «Газпром - детям», стал первым российским проектом общеобразовательной школы в республике.

Реализован он был достаточно быстро. В августе 2017 года был заложен камень на месте строительства комплекса, а уже 2 сентября 2019 года прошла торжественная церемония открытия школы с участием Президента Кыргызской Республики.

– Что представляет собой школа Газпрома в Киргизии? В чём её отличия от других русских школ?

– Сам проект школы является уникальным для нашей республики – как с точки зрения архитектурных решений, так и материально-технического оснащения. Школа имеет спортивную инфраструктуру международных стандартов (включая два бассейна), обладает собственной современной обсерваторией. Специализация школы ориентирована на углубленное изучение предметов естественно-технического цикла. А перед руководством и коллективом школы поставлена задача обеспечить ведение образовательной деятельности на самом высоком уровне с применением самых современных методик и программ обучения.

Школа с русским языком преподавания рассчитана на 960 учеников. Во второй половине дня организована работа почти 30 спортивных секций и творческих кружков. Набор в школу осуществляется на конкурсной основе.

В настоящее время у школы установлены официальные отношения с такими российскими университетскими центрами, как Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт», Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Есть принципиальная договорённость о сотрудничестве с Президентским физико-математическим лицеем №239 Санкт-Петербурга. На стадии обсуждения заключение соглашений с целым рядом ведущих российских университетов.

Всё это позволяет реализоваться «Школе Газпром Кыргызстан» в качестве республиканского и регионального учебно-методического центра, центра углубленного изучения ряда предметов, центра дополнительного образования и, что важно, в качестве методического центра русского языка.

«Школа Газпром Кыргызстан». Фото: www.gazpromschool.kg

– Первые преподаватели российских вузов уже провели уроки в вашей школе. Как прошли эти занятия? И с какой периодичностью они будут проходить в дальнейшем?

– Да, действительно. Преподаватели Национального исследовательского университета «МЭИ» уже провели первые занятия по физике. Интересно, что они отошли от практики традиционных классных занятий, а привезли курс лабораторных работ с нестандартными заданиями. Интересно всем – и ребятам, и педагогам школы. Кроме этого, представители университета подарили школе методические пособия по физике.

У «МЭИ» есть своя гимназия, была возможность познакомиться с её работой, так что у представителей университета большой опыт работы с ребятами школьного возраста.

А в ближайшие дни мы ждём приезда представителей всех остальных российских вузов – участников этого проекта.

Планируется, что уже в начале следующего года практика приезда преподавателей будет расширена, начнутся этапы дистанционных учебных программ и олимпиад университетов. Отдельным вопросом должно стать повышение квалификации преподавательских кадров.

– Ваша школа будет готовить в том числе учеников к поступлению в российские вузы? Насколько сегодня востребовано российское образование в Киргизии?

– Школа, участвуя в образовательных проектах, рассчитывает в целом обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, создать для них конкурентные преимущества на республиканском и международном уровне. При этом, конечно, у большинства школьников Кыргызстана высок интерес к российскому образованию, к продолжению обучения в российских университетских центрах.

Об этом говорит и тот факт, что количество желающих поступить в российские вузы по квотам Россотрудничества в несколько раз превышает возможности этой программы. А проходящие ежегодно в Бишкеке образовательные выставки с участием вузов России пользуются неизменным интересом у наших школьников. И здесь отдельно можно отметить, что дополнительным преимуществом для наших ребят является хорошее знание русского языка.

Также по теме

Новые публикации

В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».
В апреле вместо ставшего традиционным Московского международного салона образования (ММСО) пройдёт Неделя образования. Это необычный проект, участником которого может стать любое образовательное учреждение русскоязычного пространства.
По-военному чётко. Что это значит? Если говорить, то внятно, разборчиво, без запинки и по делу. Если мыслить, то ясно, конкретно, а действовать – слаженно, быстро и профессионально. Но и без юмора в военном деле не обойтись.