RUS
EN
 / Главная / Публикации / Российская супершкола для зарубежья: опыт Киргизии

Российская супершкола для зарубежья: опыт Киргизии

Светлана Сметанина09.12.2019

Недавно открытая в Бишкеке «Школа Газпром Кыргызстан» стала одним из пяти ресурсных центров российского образования за рубежом. А на днях туда уже приехали первые преподаватели из российских вузов. Почему именно эта школа была выбрана в качестве участника пилотного проекта довузовской подготовки школьников за рубежом? И в чём её отличие от других русских школ? Об этом рассказывает заместитель директора школы по развитию Станислав Епифанцев.

– «Школа Газпром Кыргызстан» стала одним из пяти ресурсных центров российского образования за рубежом. Соглашение об этом было подписано 25 ноября в Российском университете дружбы народов. Что подразумевает этот проект? И что значит – ресурсный центр?

– 25 ноября в РУДН было объявлено о создании ресурсных центров российского образования в пяти странах: Болгарии, Кыргызстане, Монголии, Таджикистане, Турции. Ресурсные центры будут созданы на базе русскоязычных школ. Ведущие вузы России разработают для этих центров учебно-методические комплексы по физике, химии, математике, биологии, русскому языку. К 2024 году будет создано 50 подобных ресурсных центров.

Ресурсные центры – это новый формат довузовской подготовки абитуриентов за рубежом. На базе школ-партнёров будут проводиться дополнительные занятия по химии, физике, математике, биологии, русскому языку. Учителя этих школ пройдут специальные курсы повышения квалификации.

Преподаватели МЭИ в школе Газпрома, Бишкек. Фото: www.gazpromschool.kg

Учебно-методические комплексы будут разработаны в двух вариантах: базовый (на уровне госстандарта) и продвинутый (олимпиадный уровень). При этом планируется, что ресурсные центры будут представлены в трёх моделях, которые условно можно назвать «очным», «очно-заочным» и «дистанционным».

Ресурсные центры – это проект, который поможет синхронизировать учебные программы в школах стран-партнёров, выявить и поддержать талантливых ребят.

Базовой площадкой проекта стал Российский университет дружбы народов. А для реализации проекта был специально создан консорциум российских университетских центров, в который на стартовом этапе вошли РУДН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт), Алтайский государственный университет, Национальный исследовательский университет «МФТИ», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

– Почему именно Кыргызстан вошёл в этот проект?

– Кыргызстан стал одним из пяти участников пилотного этапа проекта. Сам характер этого этапа – сжатые сроки запуска, необходимость оперативной отработки механизмов взаимодействия и базовой версии проекта в целом для тиражирования созданной модели в других странах – подразумевал при выборе страны наличие там потенциальной школы-партнёра, которая или уже является участником образовательного взаимодействия, или готова стать таким партнёром в сжатые сроки (так, договор об участии в проекте подписан 25 ноября, а уже 4 декабря российские преподаватели провели первые занятия в Бишкеке).

С Российским университетом дружбы народов нас связывают многие годы и целый ряд совместных проектов. Мы принимали участие в обсуждении практически всех этапов разработки проекта ресурсных центров. Более того, идеология проекта оказалась очень близка стратегии развития нашей школы, задачам, которые мы определили для себя в качестве основных.

Так что выбор «Школы Газпром Кыргызстан», как и самой нашей страны, был обусловлен именно этими факторами.

– Насколько я знаю, об открытии школы Газпрома в Бишкеке говорили давно, но всё время были какие-то сложности. Удалось их преодолеть?

– Не совсем так. Давно говорили не об открытии именно школы Газпрома, а о необходимости появления подобного проекта как такового. В Кыргызстане ряд стран активно вошли в образовательное поле со своими проектами, начиная с первых лет независимости. А вот проект «Школы Газпром Кыргызстан», построенной по программе «Газпром - детям», стал первым российским проектом общеобразовательной школы в республике.

Реализован он был достаточно быстро. В августе 2017 года был заложен камень на месте строительства комплекса, а уже 2 сентября 2019 года прошла торжественная церемония открытия школы с участием Президента Кыргызской Республики.

– Что представляет собой школа Газпрома в Киргизии? В чём её отличия от других русских школ?

– Сам проект школы является уникальным для нашей республики – как с точки зрения архитектурных решений, так и материально-технического оснащения. Школа имеет спортивную инфраструктуру международных стандартов (включая два бассейна), обладает собственной современной обсерваторией. Специализация школы ориентирована на углубленное изучение предметов естественно-технического цикла. А перед руководством и коллективом школы поставлена задача обеспечить ведение образовательной деятельности на самом высоком уровне с применением самых современных методик и программ обучения.

Школа с русским языком преподавания рассчитана на 960 учеников. Во второй половине дня организована работа почти 30 спортивных секций и творческих кружков. Набор в школу осуществляется на конкурсной основе.

В настоящее время у школы установлены официальные отношения с такими российскими университетскими центрами, как Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт», Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Есть принципиальная договорённость о сотрудничестве с Президентским физико-математическим лицеем №239 Санкт-Петербурга. На стадии обсуждения заключение соглашений с целым рядом ведущих российских университетов.

Всё это позволяет реализоваться «Школе Газпром Кыргызстан» в качестве республиканского и регионального учебно-методического центра, центра углубленного изучения ряда предметов, центра дополнительного образования и, что важно, в качестве методического центра русского языка.

«Школа Газпром Кыргызстан». Фото: www.gazpromschool.kg

– Первые преподаватели российских вузов уже провели уроки в вашей школе. Как прошли эти занятия? И с какой периодичностью они будут проходить в дальнейшем?

– Да, действительно. Преподаватели Национального исследовательского университета «МЭИ» уже провели первые занятия по физике. Интересно, что они отошли от практики традиционных классных занятий, а привезли курс лабораторных работ с нестандартными заданиями. Интересно всем – и ребятам, и педагогам школы. Кроме этого, представители университета подарили школе методические пособия по физике.

У «МЭИ» есть своя гимназия, была возможность познакомиться с её работой, так что у представителей университета большой опыт работы с ребятами школьного возраста.

А в ближайшие дни мы ждём приезда представителей всех остальных российских вузов – участников этого проекта.

Планируется, что уже в начале следующего года практика приезда преподавателей будет расширена, начнутся этапы дистанционных учебных программ и олимпиад университетов. Отдельным вопросом должно стать повышение квалификации преподавательских кадров.

– Ваша школа будет готовить в том числе учеников к поступлению в российские вузы? Насколько сегодня востребовано российское образование в Киргизии?

– Школа, участвуя в образовательных проектах, рассчитывает в целом обеспечить высокий уровень подготовки выпускников, создать для них конкурентные преимущества на республиканском и международном уровне. При этом, конечно, у большинства школьников Кыргызстана высок интерес к российскому образованию, к продолжению обучения в российских университетских центрах.

Об этом говорит и тот факт, что количество желающих поступить в российские вузы по квотам Россотрудничества в несколько раз превышает возможности этой программы. А проходящие ежегодно в Бишкеке образовательные выставки с участием вузов России пользуются неизменным интересом у наших школьников. И здесь отдельно можно отметить, что дополнительным преимуществом для наших ребят является хорошее знание русского языка.

Также по теме

Новые публикации

Преподаватель русского языка из США Екатерина Бурвикова придумала оригинальную методику преподавания русского языка как иностранного. Она обучает своих студентов через «Инстаграм». Недавно она поделилась своей методикой с коллегами из других стран на конференции по русскому языку, которая состоялась в Пскове. А в интервью «Русскому миру» рассказала, как мотивировать современных студентов изучать русский язык.
Российские парусники «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» триумфально завершили переход из России к южной части Атлантики в рамках кругосветной экспедиции «Паруса мира», посвящённой 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. За три месяца суда с российскими и иностранными курсантами на борту преодолели расстояние свыше 32 тысяч морских миль. Переход к Антарктиде завершился 200-мильной парусной регатой.
Спортивный мир, да и не только спортивный, потрясла ожидаемая и всё же неожиданная новость – Мария Шарапова официально объявила о своём уходе из тенниса. Невозможно представить, но она отдала ему 28 лет жизни из своих почти 33. Наверное, действительно хватит. И пусть сегодня Мария давно уже не в первой десятке и даже не в первой сотне, она навсегда останется в истории женского тенниса как одна из самых ярких его представительниц.
В Университете Аляски много лет существует кафедра русского языка и литературы, благодаря чему студенты разных специальностей могут изучать русский язык. И хотя сегодня университет переживает непростые времена, русский язык по-прежнему достаточно востребован. Но нужны дополнительные усилия, чтобы этот интерес развивался, считает преподаватель русского языка в Университете Аляски Светлана Насс.
Главный герой Масленицы, конечно, румяный блин. Мало того, что он вкусен, так ещё и богатой символикой наделён: круглый блин – это, по Куприну, «настоящее щедрое солнце, воспоминание о языческом прошлом, символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
У русскоязычного сообщества праздник – 120 лет со дня рождения Дитмара Эльяшевича Розенталя, выдающегося учёного, чьё имя стало синонимом строгой нормы и чётких правил в русской филологии.
В День защитника Отечества поговорим об истории воинских званий. «Мне солдат дороже себя», – говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Вот и мы начнём с солдата.