EN

Строить мир на общих ценностях призвали на форуме в Ярославле представители разных конфессий

Редакция портала «Русский мир»02.11.2019

Сосуществование представителей разных конфессий и поиск общих ценностей стали предметом дискуссии «Русская цивилизация – содружество культур и религий», прошедшей в Ярославле в рамках XIII Ассамблеи Русского мира. Делегаты из России, Индии, Марокко, Азербайджана, Латвии и многих других стран поделились опытом межрелигиозного сотрудничества.

Важнейшим событием станет церемония принятия в состав Русской православной церкви (РПЦ) западноевропейских приходов русской традиции, сообщил отец Сергий Звонарёв, возглавляющий секретариат по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей. История «русского экзархата» отражает историю разделения нашего народа, представители которого на определённом этапе оказались по разные стороны некогда единого пространства. На наших глазах происходит воссоединение архиепископии с русской церковью, отметил он. Пока присоединяются 60 приходов, в дальнейшем этот процесс будет продолжен.

Мы не можем равнодушно относиться к нарушениям прав верующих на территории Украины, добавил священник. Православная церковь в этой стране не нуждается в каком-то особом отношении или привилегиях, она нуждается в защите своих законных прав.

Как не раз бывало в нашей истории, Русский мир консолидируется при ощущении внешней угрозы. Мы объединяемся на позиции единства веры, благодаря духовному наследию, которое сегодня хранится в разных уголках мира. По словам отца Сергия, наследие русской эмиграции составляет важную часть нашего интеллектуального, духовного и культурного богатства.

Один из модераторов встречи советник председателя правления фонда «Русский мир» протоиерей Антоний Ильин напомнил, что РПЦ Московского патриархата часто упрекают в излишней вертикализации власти, некоем единообразии, но это не так. Западноевропейские приходы русской традиции, присоединяясь к РПЦ, сохраняют свой устав, постулаты, завещанные им иерархами первой волны эмиграции. Это эпохальное событие, объединяющее культурное пространство россиян с культурой эмигрантов и их потомков.

Отец Антоний призвал представителей разных конфессий к отказу от взаимного активного миссионерства. Надо уважать достоинство каждой личности и её выбор, а также права традиционных сообществ, уверен он.

Ещё один модератор дискуссии исламовед Фарит Асадулин отметил, что похожие процессы происходят и в мусульманском сообществе. Мусульмане, проживающие в России и сопредельных странах, исповедуют одни идеологические ориентиры. Идти в мир с мудрым словом и добрым увещеванием – этот постулат рефреном повторялся на недавнем съезде представителей мусульманских организаций в Москве. Асадулин добавил, что в Ярославле представители ислама и православного мира действуют на одном духовном поле и сообща решают проблемы, стоящие перед городом и областью.

Насир Халилов, руководитель Исламской религиозной организации мусульман Ярославля, назвал древний русский город землёй мира и согласия. Это стало возможным благодаря тесному взаимодействию общественных организаций и органов государственной власти. Он напомнил, что в 2017 году впервые в истории края было создано Духовное управление мусульман. В Ярославской соборной мечети детей обучают не только религиозным знаниям, но и светским дисциплинам – русскому языку, литературе, истории, обществознанию, математике и другим.

Отец Арсений Соколов из Дамаска, представляющий святейшего Патриарха Московского и всея Руси при патриархе Антиохийском, напомнил, что Сирия долгое время была примером добрососедства, с IX века и до последних лет являла яркий пример межрелигиозного мира. Важно понимать, как легко может быть взорван этот мир навязанным извне конфликтом, как теперь трудно его восстанавливать на обломках сирийской трагедии. В России также столетиями поддерживают межрелигиозный мир, который очень важно сохранить.

Отец Арсений предложил опираться на опыт пророков, которые являются авторитетом и для христиан, и для иудеев, и для мусульман. А также помнить о своей истории, которую сегодня часто искажают. Он привёл в пример Кордовский халифат, в котором в Средние века мирно сосуществовали представители разных религий. При этом Кордова была самым крупным, образованным, передовым городом Европы. Те же, кто сегодня говорит о возрождении халифата, очевидно, не имеют представления о Кордовском халифате.

Глава «Русского союза Латвии» Татьяна Жданок, также принявшая участие в дискуссии, напомнила о том, как в 1950-е годы европейцы принимали декларацию, защищающую права национальных, религиозных, языковых и этнических меньшинств. К сожалению, в последних документах Европарламента на первый план выходят права сексуальных меньшинств, а остальные вписываются «между строк». Между тем, русскоязычные в Европе – тоже меньшинство, лингвистическое, и нуждаются в защите.

Владыка Викентий, епископ Ярославский и Костромской, сообщил, что старообрядческая церковь поддерживает доброжелательные отношения с другими общинами. Он пригласил всех посетить выставку, посвящённую 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, которая была открыта в конце октября - на ней представлены документы Костромского областного архива.

Владыка Борис, преподающий теологию в Ярославском государственном педагогическом университете, напомнил об ответственности, лежащей на тех, кто работает с молодёжью. Он призвал опираться на педагогические традиции, веками формировавшиеся в России.

Человек вне корней теряется в мире, убеждён профессор Бакинского славянского университета Рафик Новрузов. По его словам, важно научить молодых людей видеть единство в многообразии, способствовать тому, чтобы они формировались и жили в традиции. В каждой религии есть то правильное, верное, что нас объединяет. Все религии призывают к любви и благу, в них есть позитив, утверждение жизни, человека, которого Бог создал по своему образу и подобию. Единство, патриотизм, преданность родине не позволят молодым людям свернуть с правильного пути. Главная ценность культуры – духовная, а это и есть религия, без неё невозможно человеческое сообщество.

Очень интересным опыт религиозной работы поделился участник дискуссии из Марокко. О своей работе в храме столицы королевства Рабата рассказал отец Максим. 99% марокканского населения исповедуют ислам сунитского толка, королевская власть поддерживает сложившийся статус-кво, но в то же время оказывает покровительство религиозным меньшинствам. Православных храмов в стране всего три, они расположены в Рабате и Касабланке. Пять христианских конфессий имеют официальную регистрацию и сотрудничают друг с другом. Свобода совести в королевстве не закреплена законодательно, однако в обществе господствует веротерпимость.

В Марокко нет демографического кризиса, это во многом говорит о традиционном устое общества. Власти уделяют много внимания тому, чтобы народ жил в мире и мог передавать ценности новым поколениям. Этот опыт может быть интересен россиянам, считает отец Максим.

Помочь православной общине Марокко предложила Маргарита Шмидт, представляющая в Ярославле евангелическо-лютеранскую церковь. Такой помощью может быть литература на русском языке, которую готовы собрать в российском городе для передачи марокканским жителям.

Гостья из Индии сообщила, что вопрос межрелигиозного мира как никогда актуален для этой многоконфессиональной страны. По её мнению, межрелигиозные конфликты рождаются из-за нежелания людей слышать друг друга. Она также призвала не относить террористов к какой-либо религии, потому что никакая религия не учит ненависти.

«Был живой диалог. Уже то, что за одном столом сидели православные, мусульмане и старообрядцы, не говоря о других, и не хотели расходиться, это здорово. Священник из Рабата в Марокко и муфтий из Ярославля за одним столом – это и есть Русский мир», – подвёл итог встречи Антоний Ильин.

Также по теме

Новые публикации

30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.
В год 80-летия разгрома фашизма международная акция «Диктант Победы» подтвердила свой статус одного из самых масштабных просветительских проектов современной России. С каждым годом инициатива объединяет всё больше участников, и в 2025-м побила все рекорды: к ней присоединились 2,75 миллиона человек из России и ещё 97 стран мира.
«В июне повышенную зарплату получат те, кто работают в праздник», – гласит один из новостных заголовков. Как же правильно: «те, кто работают» или «те, кто работает»? Вспомним особенности согласования сказуемого с подлежащим, выраженным местоимением, и подлежащим, обозначающим совместность действия.