RUS
EN
 / Главная / Публикации / Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих

Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих

Александр Рязанцев12.07.2019

Как стало известно, городской совет по образованию Сан-Франциско принял решение закрасить фрески на стенах местной средней школы имени Джорджа Вашингтона. А рекомендовала сделать это, сообщает Координационный совет организаций российских соотечественников США (КСОРС), “Reflection and Action Group”, назначенная школьным городским округом Сан-Франциско.

Что такого примечательного в этих росписях и почему это интересно «Русскому миру»? Дело в том, что тринадцать панелей фрески «Жизнь Джорджа Вашингтона» были написаны в 1935 – 1936 годах русским художником-эмигрантом Виктором Арнаутовым.

Мотивы противников фрески кроются вовсе не в русофобии, как кто-то может подумать. Работа Арнаутова 80-летней давности не устраивает защитников прав меньшинств потому что фреска-де «прославляет рабство, геноцид, колонизацию, теорию “явной судьбы” (manifest destiny), превосходство белых … и … угнетение».

Фото: скриншот Youtube

Как утверждает знаток творчества русского монументалиста американский профессор Роберт Черный, написавший книгу “Victor Arnautoff and the Politics of Art” («Виктор Арнаутов и Политика искусства», 2017), всё это чистой воды недоразумение. Более того – нежелание видеть очевидного замысла художника.

Так, утверждает профессор Черный в своей биографии, настоящая цель этих росписей состояла вовсе не в прославлении рабства и геноцида, а в том, чтобы подчеркнуть эксплуатацию и угнетение цветных людей в Соединённых Штатах. В своей фреске, описывающей сцены из жизни Джорджа Вашингтона, художник, наоборот, осуждал эти страницы американской истории.

Всё перевёрнуто с ног на голову. Но американским активистам – борцам за права чернокожих и индейцев – дела до этого нет. Они видят лишь канву: вот первый американский президент повелительным жестом отправляет пионеров, вооружённых колонистов на Запад. Поверженный индеец лежит под его ногами.

Или вот: в углу одной из фресок изображены темнокожие рабы, собирающие урожай в родовом поместье Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Ещё на одной фреске африканцы и африканки чистят кукурузу, работают в кузнице, грузят тюки на корабль, собирают хлопок…

Фото: news.artnet.com

Фото: скриншот Youtube

Как всё это трактовать? История? Бесспорно. Да, Джордж Вашингтон, отец-основатель Соединённых Штатов и национальный герой, был плантатором и рабовладельцем, многие из его бывших рабов имели фамилию «Вашингтон». Искусство? Тоже несомненно. Всё так, но только не для американских активистов. Для них всё однозначно – это акты насилия и завоевания, сцены угнетения, и ничего более. А потому эти изображения должны быть преданы забвению – закрашены.

И объяснения тут не помогут. Никакого контекста, никакого скрытого смысла для американских защитников меньшинств, похоже, не существует. Мысль, что автор картины, изображающей, к примеру, подчинение туземцев белым колонизаторам, тем самым протестует против этого явления, сочувствует униженным, им, похоже, и вовсе недоступна.

Фрески Арнаутова не только не должны быть уничтожены, наоборот, не оскорбляя ничьих вкусов, могут использоваться школьными преподавателями для наглядного изучения тех идей «белого превосходства», которые в своё время доминировали в обществе, а затем были им решительно отвергнуты. В этом уверены авторы петиции в защиту фресок русского художника, размещённой на сайте Change.org

Виктор Михайлович Арнаутов (1896 – 1979) – человек необычной судьбы. Сын православного священника, юность он провёл в Мариуполе, где и начал заниматься живописью. В Первую мировую сражался в составе эскадрона улан, был награждён офицерским Георгиевским крестом. С началом Гражданской войны, проживая в Симбирске, был мобилизован в армию Колчака, с которой отступал до Дальнего Востока. Как и многие белые офицеры, эмигрировал, осев поначалу в Маньчжурии.

В 1925 году художник уезжает в США, где поступает в Калифорнийскую художественную школу. Увлёкшись монументальной живописью, он на время перебирается в Мексику, где становится учеником ведущего мексиканского монументалиста XX века Диего Риверы.

Вернувшись в 1931 году в США, Арнаутов получает первые заказы. В Сан-Франциско художник работает над оформлением станций метро, дома Всемирной библиотеки, клиники в Пало-Альто и ряда других зданий и объектов, в том числе расписывает школу имени Джорджа Вашингтона. Цикл фресок под названием «Жизнь Джорджа Вашингтона» Арнаутов создал в 1936 году.

Для понимания идейной составляющей творчества русского эмигранта важен такой факт: все эти годы Виктор Арнаутов остаётся убеждённым коммунистом, членом Компартии США, активно участвует в общественных кампаниях в поддержку СССР. Парадоксально, но в годы Второй мировой он возглавил Русско-Американское общество по оказанию помощи Красной армии, под натиском которой в своё время был вынужден бежать из страны. 

Очевидно, что человек таких взглядов, ученик Риверы вряд ли мог в своём творчестве прославлять рабство, геноцид и превосходство белой расы. Бывают коммунисты, во имя светлой цели оправдывающие жёсткую диктатуру, но невозможно представить себе коммуниста, защищающего расизм и любые формы угнетения человека человеком.

В. М. Арнаутов. Автопортрет. 1941. Фото: ru.wikipedia.org

Уже в 30-е годы к художнику приходит признание. В разных городах США неоднократно проходят его персональные выставки, с 1939 по 1963 год он преподаёт в Стэнфорде. Но зов Родины оказался сильнее. В 1961-м Арнаутов впервые посещает СССР, а в 63-м, после выхода на пенсию и смерти жены, возвращается в родной Мариуполь (переименованный в Жданов) и принимает советское гражданство.

В Советском Союзе Арнаутов не оставляет работу, оформляя фресками и мозаиками множество общественных зданий в родном городе. Умер художник уже глубоким стариком, в возрасте 82 лет, в селе Вырица под Ленинградом.

Всегда печально, когда следствием идеологического диктата в обществе становится уничтожение произведений искусства. Вдвойне неприятно слышать об уничтожении работ Виктора Арнаутова нам, русским.

В своё время создание фресок оплатило специальное правительственное агентство, созданное президентом Франклином Рузвельтом в рамках Нового курса, отмечает «Голос русскоязычной Америки», критики высоко оценили живопись Арнаутова. Правда протесты американских правозащитников начались уже в конце 60-х, но тогда удалось достичь компромисса, добавив к работе Арнаутова фрески афроамериканского художника Дьюи Крамплера. Однако требования удалить или спрятать работы советского художника не прекратились.

Нынешний этап кампании против фресок в школе имени Джорджа Вашингтона запустила активист движения за права индейцев, сын которой учится как раз в этой школе. По словам которой, её ребёнок, проходя мимо этих работ, всякий раз опускал глаза. Какой чувствительный мальчик! 

По мнению активистки, фрески отображают «американскую историю с точки зрения колонизаторов». Ей вторит Вирджиния Маршалл, президент Союза чернокожих преподавателей Сан-Франциско, вспомнившая о том, как «избивали и вешали на деревьях» её прадеда и прабабку. А значит, работа художника, провисевшая 80 лет и уже ставшая городским достоянием, должна быть уничтожена? Сентиментальность тоже бывает агрессивной. Президент совета по образованию Сан-Франциско Стевон Кук, сам афроамериканец, считает, что изображённые на фресках Арнаутова сцены «оскорбительны для некоторых общин»

Однако есть у работ русского художника и свои защитники, которые, впрочем, оказались в меньшинстве. В Ассоциации выпускников школы имени Джорджа Вашингтона заявили, что фрески Арнаутова — это самое крупное и значительное произведение, созданное в городе в рамках программы Рузвельта. «Фрески Арнаутова должны быть сохранены ради их художественной, исторической и образовательной ценности. Их закраска приведёт к очередному „отбеливанию“ всей правды об американской истории», – уверены члены ассоциации.

Более 400 американских деятелей искусства составили петицию с требованием не трогать работы Арнаутова. Художник-коммунист, уверены они, в своих работах занимался «объективным анализом эксплуатации и колониального насилия». А в городском совете по образованию, проголосовав за уничтожение памятника антирасистской направленности, грубо извратили логику и замысел художника.

К сожалению, защитникам творческого наследия Виктора Арнаутова в Америке убедить в этом чиновников не удалось, несмотря на то, что ими было предложено несколько вариантов, как сохранить роспись нетронутой. Как заявил глава городского совета по образованию, обращаясь к защитникам работы Арнаутова, «если их так задело всё это, пусть закажут свои собственные фрески». Ответ, не предполагающий, кажется, никаких дальнейших дискуссий, как и сомнений в собственной правоте. Всё-таки люди, получившие толику власти, очень похожи в разных странах, не правда ли?

Городской совет по образованию Сан-Франциско уже выделил средства на уничтожение фрески. Деньги, кстати, немалые: по разным оценкам, от 600 до 850 тыс. долларов. 

Также по теме

Новые публикации

Русофобия в Латвии с политических трибун и национальных кухонь уже добралась и до школьных программ. Скандал в стране разгорелся после того, как мама ученицы бывшей Русской рижской гимназии, а ныне обычной латвийской школы, заглянула в книгу, фрагмент из которой её дочка с недоумением прочла вслух…
Недавно у Русского центра в Буэнос-Айресе появился новый руководитель. Им стала член Всемирного координационного совета российских соотечественников Сильвана Ярмолюк-Строганова. Одна из первых её задач – наладить сотрудничество между Университетом Буэнос-Айреса и ведущими российскими вузами. Но только этим планы не ограничиваются.  
20 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус. Среди литераторов начала ХХ века она занимала совершенно особенное место. Умная, прозорливая, холодно-беспощадная в оценках, при этом тонкая и изящная, она поражала постижимым своеобразием. Александр Блок сделал запись в своём дневнике: «Единственность Зинаиды Гиппиус».
«У природы нет плохой погоды». Надо быть философом по жизни, чтобы согласиться с этим утверждением. Мерзкая, мерзопакостная, противная, слякотная, отвратительная, плохая… Какими только эпитетами бедную погоду не наделяют. А вы знаете, что с точки зрения истории слов сочетание «негодная погода» можно воспринимать как оксюморон – сочетание несочетаемого? Давайте разберёмся.
Международная научная конференция «Россия, США и Китай. Искусство. Гуманитарные науки. От поколения к поколению», которая прошла в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, собрала историков, педагогов, искусствоведов, актёров и художников.  Эксперты признали кино и театр площадками наиболее активного сотрудничества и соперничества России, США и Китая на протяжении последних ста лет.
В Российском университете дружбы народов состоялась XVI Всероссийская олимпиада для студентов по русскому языку как иностранному. Традиция её проведения зародилась ещё во времена Советского Союза. А сегодня она продолжается благодаря поддержке фонда «Русский мир». 20 команд из шести федеральных округов приехали в РУДН, чтобы продемонстрировать свой уровень владения русским языком.
На днях Конституционный суд Латвии отказал русскоязычным детям в праве учиться на родном языке даже в частных школах. Ранее такое решение было принято правительством страны и поддержано президентом. Как сказано в пояснении к судебному решению, это было сделано с учётом «исторических обстоятельств», «длительной оккупации и русификации».
         «Здесь ничего другого между людьми, кроме любви, нет», – так про международный фольклорный фестиваль «Покровские колокола», который только что отзвенел-отыграл на вильнюсских сценах, сказал один из его участников. Любви к своему делу, к народной песне, к тем, кого считаешь единомышленниками.