RUS
EN
 / Главная / Публикации / Человек и вертолёт. Как русский технический гений покорил Америку

Человек и вертолёт. Как русский технический гений покорил Америку

Юлия Горячева24.05.2019

130 лет назад родился прославленный русский авиаконструктор, философ и визионер Игорь Иванович Сикорский. Именно он разработал те самые системы, которые сейчас используются, например, в современных вертолётах президентов США и России. Действительно, наследие знаменитого авиаконструктора, создавшего первый в мире бомбардировщик, четырёхмоторный самолёт и одновинтовой вертолёт, является предметом нашей национальной гордости.

Любимец царя

В 1913 году, во время первых полётов созданного Игорем Сикорским «Русского витязя» (ставшего родоначальником всех многомоторных тяжёлых самолётов в мире) над окрестностями Петербурга, машина преодолевала расстояние всего в 100 км. Сегодня перелёты преемников детища Игоря Ивановича Сикорского гораздо масштабнее, в то же время его авторитет в создании тяжёлых многомоторных воздушных кораблей бесспорен.

Родился будущий учёный-авиаконструктор 25 мая (по старому стилю) 1889 года в семье знаменитого киевского психиатра и психолога Ивана Алексеевича Сикорского, в свою очередь вышедшего из семьи бедного сельского священника. В юношестве три года учился в петербургском Морском кадетском корпусе. Там будущий авиаконструктор оканчивает только общий курс: в 1906 году он уезжает на родину воздухоплавания, во Францию, где полгода учится в знаменитой Технической школе Дювиньо де Ланно.

Игорь Сикорский на своём первом самолёте. Фото: menswork.ru

В 1907 году юноша поступает в Киевский политехнический институт и, читая о братьях Райт, много работает в своей импровизированной авиационной мастерской, постепенно начиная осознавать, что авиация может стать делом всей жизни. Старший сын и продолжатель дела всемирно знаменитого авиаконструктора Сергей Сикорский свидетельствует: «Главным шагом отца на пути в авиацию… стали две книги, прочитанные им в 16 лет. Первая – малоизвестная сейчас книга Жюля Верна “Робур-завоеватель”. Вторая искра – в Англии нашли старинную кожаную книгу, содержащую рукописи Леонардо да Винчи. Там была одна из его последних работ “Кодекс Атлантикус”, где были нарисованные различные помпы, насосы, включая и знаменитый рисунок вертолёта». В 1909 году Игорь Сикорский вновь едет в Париж учиться у известного конструктора и испытателя самолётов Фердинанда Фербера. Вернувшись в Киев, он приступает к самостоятельной конструкторской деятельности.

Самолётные проекты Сикорского заинтересовали генерал-майора Михаила Шидловского, возглавлявшего русские авиаотряды и эскадры и бывшего в ту пору руководителем знаменитого завода Руссо-Балт. Несмотря на возраст изобретателя (22 года), Шидловский подписывает с ним контракт на создание самолёта. Вначале это были проекты маленьких истребителей. Но вскоре Игорь Сикорский осознаёт, что для России с её суровым климатом и огромными просторами крайне необходимо построение мощного четырёхмоторного самолёта.

Фото: wikipedia.org

Осенью 1913 года авиаконструктор с помощниками представляет проект. А уже на следующий день авиационный отдел завода начинает строить «Русского витязя». Случилось это всего через девять с половиной лет после полётов братьев Райт. Николай II, свидетельствуют историки, лично осматривал «Русского витязя» и в кабине самолёта в течение получаса беседовал с его создателем. Через неделю царь прислал в подарок изобретателю золотые часы. Впоследствии Игорь Сикорский был награждён также орденом Святого Владимира IV степени. Согласно одной из версий, причиной эмиграции Игоря Сикорского в марте 1918 года на британском корабле из Мурманска стало именно расположение к нему русского царя. Согласно другой – осознание того, что после развала армии, промышленности и закрытия Руссо-Балта авиастроение в России не сможет развиваться долгие годы.

Николай II и Игорь Сикорский на «Русском витязе» Фото: starcom68.livejournal.com

«Мистер Геликоптер»

В марте 1919 года Сикорский из Франции переезжает в США. Поначалу в Америке Игорь Иванович сильно бедствует, даёт уроки математики, читает лекции по авиации и астрономии русским эмигрантам в вечерней школе. В 1923 году в бывшем курятнике одной из ферм Лонг-Айленда (Нью-Йорк) авиаконструктор основывает в тесном контакте с русскими инженерами авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation, где занимает должность вице-президента.

Начало деятельности стало достаточно хлопотным. Основательного первичного капитала не было. Первый самолёт в США был создан Сикорским при помощи пятнадцати русских эмигрантов, жертвенно трудившихся бесплатно. Выдающийся российский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, прислал чек на 5000 долларов, что было весьма существенной по тем временам суммой. В архивах сохранилось несколько писем композитора, где он называет Игоря Ивановича Сикорского «настоящим Ильёй Муромцем».

Фото: 112.International

До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. Первый крупный успех Сикорского в Америке связан с самолётом-амфибией S-38 (1928). Его модификации S-42 и S-43 снимались в советском фильме «Волга-Волга». Самолёт оказался настолько удачным, что завод получил заказы на 114 таких машин.

В 1939 году авиаконструктор убеждает руководство United Aircraft (ныне United Technologies, в состав которого входит Sikorsky Aircraft), что настало время для вертолёта. Сегодня имя Sikorsky известно всему миру. За заслуги в вертолётостроении основоположник современной авиации и создатель американской вертолётной промышленности получил в США прозвище «Мистер Вертолёт» («Мистер Геликоптер»).

Сейчас вертолёты, в частности вертолёты Sikorsky, являются одной из основ боевой мощи США. Сам же Игорь Сикорский придавал большое значение роли вертолётов во время спасательных работ, при перевозке раненых и больных, при распределении гуманитарной и медицинской помощи, при инженерных работах. Благодаря его вертолётам, согласно данным профессора Евгения Александрова, самого авторитетного исследователя вклада русских американцев в историю развития США, спасено более миллиона жизней.

Фото: kudago.com

На вертолётах авиаконструктора впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61, 1967) и Тихий (S-65, 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Конструкции «русской фирмы» ценятся чрезвычайно высоко. Больше всего заказов было от авиагиганта Pan American.

«Двигаться вперёд»

Сикорский создаёт новую компанию – «Сикорский Авиэйшн Корпорэйшн». И, стремясь поддержать соотечественников, в первую очередь набирает туда русских. На новом заводе компании в Стратфорде, где русские построили (в том числе и на средства Сикорского) церковь святого Николая Чудотворца (1942 год), вместе с главным конструктором трудились братья Глухарёвы, Михаил Бьювид, Николай Соловьёв, Николай Кодров, Николай Лабенский, Георгий Мейер и другие. Из фирмы Сикорского вышли А. Никольский, Н. Александров, В. Гарцев, ставшие впоследствии профессорами крупнейших американских университетов.

Спустя десятилетия с помощью своих соотечественников, поверивших в него, Сикорский своеобразно «материализуется» на родине. Так, знаменитый вертолет S-58 был куплен Никитой Хрущёвым в 1959 году у американского президента Эйзенхауэра, первым из глав государств начавшего использовать вертолёты для личного пользования.

Документы и воспоминания соотечественников повествуют, что всемирно известный авиаконструктор был активен и в русской общине. Возглавлял Толстовский фонд и Пушкинское общество Америки, поддерживал созданное осенью 1923 года Николаем Рерихом и молодым сибирским писателем Георгием Гребенщиковым в селе Чураевка (основано русскими переселенцами в штате Коннектикут) русскоязычное издательство «Алатас». В 1931 году публикует там «Книгу жизни», знаменитую психологическую хрестоматию своего отца профессора Ивана Сикорского.

Сикорский состоял почётным членом активного в те годы Русского объединённого общества взаимопомощи в Америке (РООВА) и Общества русских американских инженеров в США. Читал лекции о последних достижениях в области вертолётостроения в обществе «Наука» при РООВА, состоявшем преимущественно из русских крестьян, переселившихся в Америку для заработков и стремившихся к знаниям.

Игорь Сикорский в 1972 г. Фото: lhistory.ru

В архиве Толстовского фонда (русская эмигрантская благотворительная организация, созданная в Нью-Йорке 15 апреля 1939 года Александрой Львовной Толстой, младшей дочерью Толстого, с целью оказания помощи русским беженцам на территории США и Европы) сохранились документы, подтверждающие, что после Второй мировой войны наряду с другими известными деятелями русской эмиграции – князем С. С. Белосельским-Белозерским, Л. Ф. Магеровским, П. А. Сорокиным, К. Г. Белоусовым – Игорь Сикорский прилагает огромные усилия для спасения русских «ди-пи» (сокращение от англ. «displaced person», «перемещённое лицо»).

Игорь Сикорский всегда пользовался большим авторитетом в русской колонии. Русские американцы знали, что он, как и его отец и дед, много размышляет над проблемами мироздания и пишет богословские работы. Мало кто знает, что Сикорский – автор книг на философские темы: The invisible encounter (1938), The message of the Lord’s prayer (1942).

Эти работы уже в наши дни вернулись в Россию и вызвали большой интерес у наших соотечественников. К примеру, в начале 2011 года российские читатели в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына с большим вниманием приняли представленный сборник религиозно-философских работ Игоря Ивановича Сикорского – «Небо и Небеса». Сборник содержит четыре религиозно-философские работы: I. «Отче наш. Размышление о молитве Господней»; II. «Незримая брань. Искушение Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и истории человечества»; III. «Эволюция души»; IV. «В поисках Высших реальностей».

В своих работах Сикорский же ставил задачей осмысление вопросов о том, куда идёт современный мир и почему добро остается добром, зло – злом, смерть – смертью, а спасение – спасением. Дата написания «Отче наш. Размышление о молитве Господней» (декабрь 1941 год, Коннектикут) и запуск вертолёта, изобретённого русским техническим гением, в массовое производство, совпадают. Автор, будучи внуком знаменитого православного киевского священника и первоклассным инженером-исследователем, в продолжение почти двухтысячелетней богословской традиции детально разбирает с современных позиций каждый элемент молитвы «Отче наш» и рассказывает о её вечной актуальности и непреходящей ценности для души христианина.

Стоит добавить, что после переезда в США, Сикорский был прихожанином Русской зарубежной церкви, а впоследствии перешёл в Русско-американскую церковь. Известно также, что Игорь Сикорский финансово поддержал строительство в Стратфорде православной церкви святого Николая Чудотворца (1942 г.) и периодически спонсировал одно из американских библейских обществ – Worldwide Bible Reading.

В 1938 году прославленному авиаконструктору было доверено держать речь перед соотечественниками по случаю 950-летия крещения Руси. Ссылаясь на Фёдора Достоевского и Владимира Соловьева, Сикорский напутствовал: «Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперёд».

Заслуги Игоря Сикорского перед мировым авиастроением и Соединёнными Штатами были неоспоримы. В 1951 году президент Г. Трумэн вручил прославленному авиаконструктору от имени вертолётной промышленности приз Colliers. Именем Сикорского в Бриджпорте (шт. Коннектикут) назван аэропорт. Существует Исторический архив имени Сикорского The Igor Sikorsky Historical Archives. За свои труды изобретатель удостоился множества премий, наград, благодарственных грамот и почётных членств. В частности, был награждён почётной медалью Джона Фрица «За научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук в области авиации». Такая награда была присуждена всего двум людям — Орвиллу Райту и ему. Он также был награждён президентом Л. Джонсоном Национальной медалью за научные достижения.

Сикорский на обложке «Тайм». Фото: time.com

В США имя Сикорского наряду с именами Эдисона, Бема, Ферми, О. и У. Райтов, Пастера включено в Национальный зал славы изобретателей. В 1988 году Почтовое ведомство США выпустило авиационную марку достоинством в 36 центов с портретом Сикорского, изображением наиболее популярного из его вертолётов VS-300 и надписью «Igor Sikorsky».

Надпись на надгробии Игоря Сикорского на кладбище св. Иоанна в Стратфорде гласит: «Редко, когда мечты дальновидного человека воплощаются в действительности. Ещё реже дальновидный человек приносит благо другим, осуществляя своё призвание. Таким человеком был Игорь Иванович Сикорский, пионер воздухоплавания, отец вертолёта, изобретатель и философ»

Также по теме

Новые публикации

В этом году отмечается 130 лет со дня рождения одного из выдающихся русских учёных XX в. – социолога Питирима Сорокина. Он родился в селе Турья Вологодской губернии (ныне это в Республике Коми), а закончил свой путь в Винчестере, штат Массачусетс. В последние десятилетия имя Сорокина вернулось в Россию. О том, как сохраняют наследие великого земляка на родине, мы поговорили с директором сыктывкарского центра «Наследие» им. П. Сорокина Ольгой Кузивановой.
Пока нынешние западные политики по-прежнему пытаются разговаривать с Россией с позиций обвинения, подрастает новое поколение молодёжи, которое не хочет смотреть на нашу страну сквозь призму русофобии. Именно на них рассчитана созданная по указу Президента РФ государственная программа «Новое поколение».
МИА «Россия сегодня» представило результаты исследования материалов западных СМИ, пишущих о России. «Осьминог-1» – так неформально называется этот проект, намекая на традиционное, насчитывающее уже полтора века изображение России в западных карикатурах в виде спрута.
Как прославиться и стать популярным блогером с 300 тысячами подписчиков, если тебе слегка за 70? Эстонский пенсионер Арно Павел нашёл свою формулу успеха. В 72 года он проехал на своём УАЗике от Таллина до Владивостока и обратно. Впечатлений от такого путешествия любому человеку хватило бы на всю жизнь. Но Арно на этом не остановился...
Игорь Егоров, обычный школьный учитель из подмосковного наукограда Пущино, уже много лет проводит свои отпуска в поездках по Европе, где он занимается поисками могил русских белоэмигрантов и разыскивает информацию о забытых фигурах русского зарубежья. Рядом всегда верный помощник – жена Ануш. К этим поискам педагог активно приобщает и своих учеников.
В Латвии и России в эти дни отмечают 75-летие освобождения от немецкой оккупации. Накануне памятной даты МИД Латвии выступил с демаршем, выразив недовольство проведением в Москве салюта по случаю юбилея освобождения Риги советскими войсками, назвав празднование недружественным жестом со стороны России.
В Москве при поддержке Федерального архивного агентства, Российского государственного архива социально-политической истории, Института всеобщей истории РАН, издательства «Политическая энциклопедия» открылась историко-документальная выставка «Война в Заполярье. 1941–1945».
Получить высшее образование на русском языке в Латвии, где проживает около полумиллиона русскоязычных жителей, сегодня увы, невозможно – даже частным вузам отныне это запрещено. Явно дискриминационное решение латвийских властей будет оспариваться в судебном порядке. Но пока суд да дело, ближайший сосед Латвии – Псковский регион – предложил детям наших соотечественников, проживающим за рубежом, свою вузовскую поддержку.