EN

Молочные реки Николая Верещагина

Сергей Виноградов03.05.2018

Вышла в свет книга «Дело жизни» Николая Верещагина, изобретателя вологодского масла и старшего брата художника Василия Верещагина. Более ста лет экономические мемуары Верещагина считались утраченными. Автор, которого называют создателем новой для России XIX века отрасли маслоделие и сыроделия, менее чем в сотню страниц уложил подробную историю становления крестьянских молочных артелей в северных и центральных губерниях.

Цитаты и эпизоды из «Дела жизни» уже появились в научных изданиях Дании и Швейцарии, и вообще в последние годы в Европе (и нашей стране) ощущается интерес к дореволюционной российской промышленности. Деньги на издание книги «Дело жизни» собрали российские сыроделы, которые видят в верещагинском труде рецепты для эпохи импортозамещения.

Мемуары или пособие?

«Дело жизни» обнаружил в одной из старых библиотек Санкт-Петербурга московский историк и экономист Анатолий Гутерц, который много лет занимается исследованием личности и деяний старшего брата знаменитого художника. Книгу неправильно обозначили в каталоге, а потому многие годы она не привлекала внимания исследователей. Это был экземпляр специального издания для нужд Совета министров при Николае Втором.

Книга написана лёгким мемуарным языком, но содержит немало цифр и расчетов. Николай Верещагин описывает, как выйдя в отставку в должности военного мичмана «начал хозяйничать в своём родовом имении». Задумавшись над будущим устройством крестьян ввиду скорой отмены крепостного права, Верещагин решил сконцентрировать усилия на молочном деле. О том, почему предпочел его традиционному выращиванию зерновых и мясному животноводству, рассказывается на первых трёх страницах. Остальные – о том, как налаживал первые артели, как строил заводы и молочные школы, как объяснял и доказывал перспективы и преимущества молочного дела в глухих деревнях и столичных дворцах.

И ещё – у кого учился, кому сбывал и как победил антисанитарию в молочном деле, наладив производство вёдер и бидонов. В итоге артельное движение Николая Верещагина, названное журналистами тех лет «мужицкой промышленностью», стало крупнейшим в России тех лет. В него было вовлечено сотни тысяч крестьян в десятке российских губерний. «Всматриваясь ближе в условия сельского хозяйства нашего Севера, я не мог придумать никаких других способов к прочной его постановке, кроме того, который открывался, так сказать, при первом знакомстве с ним, и который выражался в восстановлении производительных сил земли», – писал Верещагин.

По словам Анатолия Гутерца, интерес к трудам Николая Верещагина со стороны учёных Дании и Швейцарии неслучаен – в XIX веке именно эти страны наряду с Россией были передовиками молочного производства в Европе. Причем про Верещагина пишут как историки, так и журналисты экономических изданий. Поиск будущего в прошлом – вполне европейских подход к развитию.

Верещагинское дело сегодня

Анатолий Гутерц презентовал книгу маслодела в Вологодской области, где Николай Верещагин начинал своё «дело жизни». Места для ученого знакомые, ведь в поисках сведений о верещагинских артелях он многократно бывал в тех губерниях, где когда-то старшего Верещагина знали лучше, чем брата-художника. Как ни странно, верещагинское «дело» и по сей день сохранилось если не в памяти народной, то в сундуках предков. В одной из деревень Ярославской области Анатолию Гутерцу подарили подлинный диплом за подписью Николая Верещагина, которым он награждал особо отличившихся работников. Его сохранили и пронесли через поколения потомки награждённого.

Читайте также: Василий Верещагин – первый евразиец?

Российских сыроделов, как рассказал один из инициаторов издания Сергей Серёгин, в книге привлекла её актуальность – проблемы остались теми же (сложности с хорошим молоком, кадровый голод), а верещагинские рецепты работают и сейчас. Предпринимателям импонирует сам бизнес-подход Николая Верещагина: он был противником слепого внедрения заграничных практик, предпочитая доводить до ума местное – от кормов и оборудования до пород коров. «Я питал глубокую уверенность в том, что на обширном пространстве нашего отечества, при 20 млн. голов рогатого скота мы можем найти свой молочный скот, более подходящий к нашим условиям», – пишет он. Считается, что ярославская и холмогорская породы во много обязаны своим существованием этой верещагинской уверенности.

Экономическое чудо

Книга Николая Верещагина пополнит коллекцию изданий по истории русского предпринимательства второй половины XIX века, которое в последние 10-15 лет называют не иначе как феноменом. Причём мировым. Фамилии крупных промышленников той эпохи, собственно говоря, всегда были на слуху. Но в массовом сознании предприниматель Савва Морозов оставался меценатом и «спонсором» большевиков, а инженер Николай Путилов – владельцем Путиловского завода, памятного своими забастовками 1917-го года, спустя 37 лет после смерти Путилова. А о банкире Степане Рябушинском многие помнят лишь то, что в его национализированный особняк поселили Максима Горького после возвращения в Советскую Россию.

Первые серьёзные книги о богатейших людях дореволюционной России вышли ещё в 1990-е годы. А в нулевые и 2010-е монографии и энциклопедии историков и экономистов о феномене русского предпринимательства середины и конца XIX века стали появляться в печати ежегодно. Авторы этих трудов, скрупулёзно изучившие становление того или иного производства, цифрами доказывали, как Россия после отмены крепостного права в короткий срок стала родиной экономического чуда и целого ряда ноу-хау, взятых на вооружение по всему миру.

«В Суоми очень чтят память Николая Ивановича, фактически музеефицируя одно из первых в стране металлургических предприятий, – рассказывает автор книги о Николае Путилове профессор Борис Усанов, побывавший на путиловских заводах в Финляндии. – Путилов для финнов не просто человек, давший их предкам новые рабочие места и тем способствовавший развитию экономики. Он для них кто-то вроде мага и волшебника, изменивший в лучшую сторону жизнь целого края».


Выяснилось, что русские предприниматели (многих из них происходили из семей разночинцев и крестьян) не только умеют учиться у западных экономистов, но и способны блестяще применять знания в местных условиях. Что они смелы, изобретательны и не признают непререкаемых авторитетов. И, наконец, учёным удалось доказать, что в конце XIX и начале XX века Россия была одной из передовых стран в проявлении, выражаясь современным языком, социальной ответственности бизнеса.

Так, автор книги «На Олимпе делового успеха: Никольская мануфактура Морозовых» Ирина Поткина рассказывает о том, как социальная политика Морозовых не на словах, а на деле учитывала насущные потребности рабочих, оставаясь твёрдой и принципиальной в вопросах, касавшихся развития производства. Во время Первой мировой войны правление Никольской мануфактуры ввело индексацию заработной платы рабочих и низкооплачиваемых служащих и ограничило доходы директоров, что явилось, как подчеркивает автор, социально справедливой политикой.

Социальная справедливость, при всей изменчивости и конъюнктурности бизнеса, во все века останется актуальной. А посему на успехах и ошибках предпринимателей дореволюционной поры можно учиться.

Также по теме

Новые публикации

Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.