RUS
EN
 / Главная / Публикации / Пушкин – поэт русский или всемирный?

Пушкин – поэт русский или всемирный?

Редакция портала «Русский мир»04.11.2017

Круглый стол «Русский мир Пушкина», организованный в рамках XI Ассамблеи Русского мира, собрал в Нижегородском университете им. Н. И. Лобачевского международный коллектив пушкиноведов и переводчиков. Они обсудили переводы Пушкина на иностранные языки, саму «переводимость» Пушкина, «русскость» и «всемирность» пушкинского творчества.



Через полтора года мы будем праздновать 210-летие Пушкина, но гораздо важнее юбилейных мероприятий донести пушкинское слово до аудитории на самых разных языках – и, кстати говоря, на русском тоже: молодёжь всё меньше читает, тем более –классиков. Переводы Пушкина на иностранные языки, сама «переводимость» Пушкина, «русскость» и «всемирность» пушкинского творчества – вот главные вопросы круглого стола, которые вынесла на обсуждение модератор дискуссии профессор кафедры русской литературы Института филологии и журналистики Нижегородского университета Ирина Юхнова.

В начале встречи директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырёв рассказал о сообществе пушкинских музеев, существующих в разных странах, и о проводимых по всему миру мероприятиях в честь поэта. Он призвал готовиться к 210-летию А. С. Пушкина, которое будет отмечаться в 2019 году. 

На это предложение живо откликнулся Виктор Кушнеренко – известный молдавский специалист по Пушкину, учёный секретарь Мемориального дома-музея А. С. Пушкина в Кишинёве.

Он рассказал о мечте молдавских пушкинистов провести хотя бы одну большую международную пушкинскую конференцию и предложил тему, которая должна быть связана с романом «Евгений Онегин» - его Пушкин начал писать в Кишинёве в 1823 году. Виктор Кушнеренко затронул ещё одну, больную для Молдавии, тему. Румынизация в этой стране усиливается, это сказывается уже и на работе Пушкинского музея в Кишинёве, рассказал молдавский учёный. Он призвал фонд «Русский мир» и ЮНЕСКО взять под защиту этот музей.

Профессор славистики Пизанского университета известный итальянский русист Стефано Гардзонио говорил об универсальности поэзии Пушкина, в качестве материала использовав его поэтическое восприятие Италии и, в частности, дантовского наследия. Эту тему поддержали и следующие выступавшие



Как заметила литературовед, профессор Псковского госуниверситета Наталья Вершинина, Русский мир Пушкина – это, прежде всего, эмоциональный мир его героев. Свой Русский мир есть в творчестве Толстого, Достоевского, других известных русских литераторов, но Пушкина отличает особая цельность мировидения. Эмоциональный мир произведений Пушкина патриархален, в то же время в творчестве Пушкина встречается множество аллюзий к западной литературе. 

Профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Владимир Аннушкин сделал короткий, но очень эмоциональный доклад о «русскости Пушкина». Он высказал такую мысль: «Чем более человек русский, чем нравственней, тем более он всемирен». Это в полной мере относится и к Пушкину. «Этот француз, как его называли в Лицее, – самый русский из русских мастеров слова», – считает профессор Аннушкин. «Весь художественный мир Пушкина – русский, но он же и всемирный», – таков его вердикт. Последний роман Пушкина «Капитанская дочка» – это повествование о молодом человеке, попавшем в перипетии пугачёвского бунта, вполне русская история, но также, уверен Аннушкин, это глубокое размышление о смысле человеческой жизни, дающее универсальные образцы нравственного и безнравственного. 

Американский поэт и переводчик Джулиан Лоуэнфельд, недавно выпустивший книгу переводов Пушкина на английский язык, затронул тему мнимой «непереводимости Пушкина». По его мнению, переводить такого поэта должен именно поэт, и тогда всё «срастётся». Говоря о неудачных переводах поэзии Пушкина на иностранные языки, он выразил мнение, что просто Пушкину в этом пока не везло. О значении творчества Пушкина лично для него Лоуэнфельд выразился так: «Для меня Пушкин – духовное противоядие всему этому цинизму, всей это пошлости, которые вечно нас окружают». По мнению американского поэта, пушкинская поэзия настолько глубока – при всей кажущейся её прозрачности и изученности его биографии, – что может сложиться обманчивое впечатление, будто мы хорошо знаем Пушкина. На самом деле это не так, считает Лоуэнфельд, – мы его не знаем.

Участники круглого стола узнали о переводах Пушкина в Греции (доклад писателя и журналиста Евгении Кричевской, председателя Координационного совета соотечественников в Греции), о работе музея-заповедника «Болдино» по сохранению пушкинского наследия (выступление директора музея Нины Жирковой). В заключение выступила иранский пушкинист, руководитель Русского центра в Тегеране Захра Мохаммади. Она сообщила, что занимается переводами стихов Пушкина на персидский язык и в скором времени на персидском появится собрание сочинений Пушкина, где она отвечает за поэтическую часть. 

Также по теме

Новые публикации

130 лет назад родился прославленный русский авиаконструктор, философ и визионер Игорь Иванович Сикорский. Именно он разработал те самые системы, которые сейчас используются, например, в современных вертолётах президентов США и России. Действительно, наследие знаменитого авиаконструктора, создавшего первый в мире бомбардировщик, четырёхмоторный самолёт и одновинтовой вертолёт, является предметом нашей национальной гордости.
Более 80 проектов стали победителями IV Всероссийского конкурса социокультурных проектов «Культурная мозаика малых городов и сёл», который проводит Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Лауреаты уже получили возможность разработать проекты совместно с ведущими экспертами России, теперь же им выделят средства на реализацию задуманного.
«Литература спасёт мир» – именно с этих слов открылась международная программа фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (ЛиТР), проходившего во Владивостоке с 16 по 18 мая. Фестиваль уже во второй раз собрал поэтов, писателей, филологов, переводчиков и издателей из Вьетнама, Китая, Республики Корея, Франции и Японии. Его международная программа была подготовлена Дальневосточным филиалом фонда «Русский мир».
20 и 21 мая Российский дом науки и культуры в Берлине стал местом проведения региональной конференции организаций российских соотечественников стран Европы «Русскоязычные диаспоры Европы за сотрудничество». Оргкомитету конференции, возглавляемому председателем КСОРС Германии Ларисой Юрченко, удалось привлечь к участию в конференции руководителей национальных координационных советов российских соотечественников из 35 стран.
25 фестиваль Artigiano e Palazzo («Художественные промыслы и дворцы») состоялся во Флоренции в минувшие выходные. 25-й, юбилейный, проект посвящён благотворительному сбору средств на срочное восстановление и сохранение великого культурного и художественного наследия русской диаспоры, проживавшей во Флоренции в XIX – XX вв.
16 мая 2019 года на факультете государственного управления Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялось пленарное заседание XVII Международной конференции «Государственное управление: Россия в глобальной политике». С докладом, посвящённым анализу мировой системы и месту России в глобальном мире, на пленарном заседании выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.
В редакцию сайта «Русский мир» пришло письмо от прихожан стокгольмского православного храма Преображения Господня. Этот русский храм, ведущий свою историю с XVII века, сегодня переживает трудные времена. Неожиданно для прихожан он перешёл под юрисдикцию Болгарского патриархата. А тех, кто с этим не согласен, нынешний настоятель храма исключил из прихода. Прихожанка храма, преподаватель русского языка Светлана Парминг рассказала об истории православного храма и описала, что сегодня происходит в Свято-Преображенской церкви.
Русская художница Татьяна Каззи работает над проектом по совмещению росписей австралийских аборигенов с гжелью и хохломой. Уроженка Калининграда прожила на зелёном континенте почти четверть века и одной из немногих иностранок удостоилась права изучать искусство коренного народа Австралии у потомков аборигенов. В планах Татьяны Каззи расписать русские матрёшки кенгуру, змеями, птицами и другими символами австралийских аборигенов.