
Похристосоваться с императором. Идеальный мир пасхальной открытки
Полина Сколкова11.04.2015
В дореволюционной России существовала очень симпатичная традиция: накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днём к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» – этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Массовая посылка поздравительных открыток вообще-то была новшеством второй половины XIX столетия. Первая «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой была выпущена в Австро-Венгрии 1 октября 1869 г, а единый европейский размер открытого письма – 90 х 40 мм – был установлен лишь в 1874 году. Вскоре мода на поздравительные открытки пришла и в Россию, и одними из самых популярных стали, естественно, пасхальные открытки.
Первая оригинальная русская иллюстрированная открытка появляется к Пасхе 1898 года. В этом году начинается деятельность Московской православной общины Св. Евгении, самого крупного в этой области дореволюционного издательства. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток.
Впрочем, первыми открытками, выпущенными в 1898 г., стали четыре акварели на весенние сюжеты известного русского писателя и художника Н. Н. Каразина. Они были выпущены специально к Пасхе.
Н. Каразин
За ними последовали и другие работы Николая Каразина, среди которых важное место занимали открытки на пасхальные сюжеты.
Н. Каразин
В дальнейшем издательство общины Св. Евгении, без преувеличения лучшее в России из выпускавших открытые письма, неоднократно обращалось к пасхальной тематике. Каждая новая открытка была настоящим произведением искусств, маленьким полиграфическим шедевром. Среди художников, создававших пасхальные открытки, были художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа и многие другие. Словом пасхальные открытки были вполне серьёзным и актуальным искусством.
Один из самых крупных мастеров этого жанра была художница Елизавета Бём, создавшая более трехсот акварелей и силуэтов, изображавшая сценки из жизни детей деревни, была точна в исторических деталях, сопровождая изображение перифразами из известных русских пословиц и поговорок. Детские сюжеты, на первый взгляд развлекательные, несли познавательную нагрузку: исторические факты, сказочные и литературные сюжеты, картины национальной жизни и быта всех слоев населения предоставляли обильную информацию для детей и взрослых. Как тут было обойтись без одного из самых народных русских обычаев?
Е. Бём
Е. Бём
Иван Билибин, создавший несколько пасхальных открыток по заказу Общины Св. Евгении, крайне тщательно относился к качеству воспроизведения. В одной из московских коллекций хранится пробный контурный оттиск «Пасхальный дед» с авторской раскраской, отличающийся от изданной впоследствии хромолитографией открытки.
И. Билибин
И. Билибин
Александр Бенуа создал серию пасхальных открыток в узнаваемой манере на тему старинной дворянской России.
А. Бенуа
А вот работы Бориса Зворыкина отличали обращение к простым сюжетам из народного быта.
Б. Зворыкин
Б. Зворыкин
В период с 1914 по 1917 гг. в пасхальную открытку, подчиняясь законам времени, проникает новая сюжетная канва. На открытках появляются солдаты и сёстры милосердия.
С. Плошинский
Неизвестный автор
Параллельно с отечественной художественной открыткой существовала и массовая европейская открытка. Европа прививала вкус к иным, непонятным, совсем не связанным в массовом русском сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики (символ плодородия и богатства), волокущие гигантские яйца, вылезающие из гигантских разбитых яиц фривольные красавицы, утята и цыплята.
Последние российские пасхальные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918-1919 гг. Во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей, в том числе поздравительных открыток - всё это продавалось открыто еще несколько лет параллельно с активной атеистической пропагандой. Любопытно, что в одной из московских коллекций хранится открытка с пасхальным сюжетом Е. Бём начала XX в., прошедшая почту в 1942 году, на ней оттиснут текст поздравления с Октябрьской революцией.
После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х гг. прошлого века во многом за счет тиражирования дореволюционных открыток.
Также по теме
Новые публикации







