EN

Похристосоваться с императором. Идеальный мир пасхальной открытки

Полина Сколкова11.04.2015

В дореволюционной России существовала очень симпатичная традиция: накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днём к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» – этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.

Массовая посылка поздравительных открыток вообще-то была новшеством второй половины XIX столетия. Первая «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой была выпущена в Австро-Венгрии 1 октября 1869 г, а единый европейский размер открытого письма – 90 х 40 мм – был установлен лишь в 1874 году. Вскоре мода на поздравительные открытки пришла и в Россию, и одними из самых популярных стали, естественно, пасхальные открытки.

Первая оригинальная русская иллюстрированная открытка появляется к Пасхе 1898 года. В этом году начинается деятельность Московской православной общины Св. Евгении, самого крупного в этой области дореволюционного издательства. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток.

Впрочем, первыми открытками, выпущенными в 1898 г., стали четыре акварели на весенние сюжеты известного русского писателя и художника Н. Н. Каразина. Они были выпущены специально к Пасхе.

Ps1.jpg

Н. Каразин

За ними последовали и другие работы Николая Каразина, среди которых важное место  занимали открытки на пасхальные сюжеты.

Ps2.jpg

Н. Каразин

В дальнейшем издательство общины Св. Евгении, без преувеличения лучшее в России из выпускавших открытые письма, неоднократно обращалось к пасхальной тематике. Каждая новая открытка была настоящим произведением искусств, маленьким полиграфическим шедевром. Среди художников, создававших пасхальные открытки, были художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа и многие другие. Словом пасхальные открытки были вполне серьёзным и актуальным искусством.

Один из самых крупных мастеров этого жанра была художница Елизавета Бём, создавшая более трехсот акварелей и силуэтов, изображавшая сценки из жизни детей деревни, была точна в исторических деталях, сопровождая изображение перифразами из известных русских пословиц и поговорок. Детские сюжеты, на первый взгляд развлекательные, несли познавательную нагрузку: исторические факты, сказочные и литературные сюжеты, картины национальной жизни и быта всех слоев населения предоставляли обильную информацию для детей и взрослых. Как тут было обойтись без одного из самых народных русских обычаев?

Ps3.jpg

Е. Бём


Е. Бём

Иван Билибин, создавший несколько пасхальных открыток по заказу Общины Св. Евгении, крайне тщательно относился к качеству воспроизведения. В одной из московских коллекций хранится пробный контурный оттиск «Пасхальный дед» с авторской раскраской, отличающийся от изданной впоследствии хромолитографией открытки.

Ps5.jpg

И. Билибин

Ps6.jpg

И. Билибин

Александр Бенуа создал серию пасхальных открыток в узнаваемой манере на тему старинной дворянской России.

Ps7.jpg

А. Бенуа

А вот работы Бориса Зворыкина отличали обращение к простым сюжетам из народного быта.

Ps8.jpg

Б. Зворыкин

Ps9.jpg

Б. Зворыкин

В период с 1914 по 1917 гг. в пасхальную открытку, подчиняясь законам времени, проникает новая сюжетная канва. На открытках появляются солдаты и сёстры милосердия.

Ps10.jpg

С. Плошинский

PS11.jpg

Неизвестный автор

Параллельно с отечественной художественной открыткой существовала и массовая европейская открытка. Европа прививала вкус к иным, непонятным, совсем не связанным в массовом русском сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики (символ плодородия и богатства), волокущие гигантские яйца, вылезающие из гигантских разбитых яиц фривольные красавицы, утята и цыплята.

Ps12.jpg

Ps13.jpg

Ps14.jpg

Ps15.jpg

Последние российские пасхальные открытки были изданы уже в советском Петрограде в 1918-1919 гг. Во время национализации издательств, магазинов и типографий в руках государства оказалось огромное количество нераспроданных тиражей, в том числе поздравительных открыток - всё это продавалось открыто еще несколько лет параллельно с активной атеистической пропагандой. Любопытно, что в одной из московских коллекций хранится открытка с пасхальным сюжетом Е. Бём начала XX в., прошедшая почту в 1942 году, на ней оттиснут текст поздравления с Октябрьской революцией.

После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х гг. прошлого века во многом за счет тиражирования дореволюционных открыток.

Также по теме

Новые публикации

Профессор Института высших дипломатических исследований имени Педро Гуаля в Каракасе, член Международного движения русофилов Хуан Мигель Диас Феррер написал статью под названием «Удивительная стойкость России», которая опубликована в крупнейшей газете Венесуэлы “Ultimas Noticias”. Предлагаем нашим читателям её авторский перевод на русский язык.
Первая община в Анголе, насчитывающая более 200 человек, присоединилась к Южно-Африканской епархии Патриаршего экзархата Африки РПЦ. Таинство крещения и чин присоединения к православию в канун Рождества совершил русский священник ангольского происхождения, клирик Екатеринодарской епархии Рафаил да Консейсао.
О том, как готовят кадры для будущих прорывов в сфере робототехники и искусственного интеллекта, шла речь на круглом столе «Основы управления будущим, формирование современных тенденций», прошедшем в рамках деловой программы выставки «Уникальная Россия».
В течение почти 30 лет жизни в Германии москвичка Мария П. всегда чувствовала себя посланником русской культуры в этой стране. Первое время жизнь в Германии вызывала только восторг, но задули новые ветры, и наступило разочарование. Она решила переехать обратно в Москву и теперь очень рада возвращению.
Елена Брэнсон – председатель Координационного совета организаций российских соотечественников США – из-за преследований ФБР четыре года назад переехала в Россию. Здесь она не оставила свою общественную деятельность и продолжает помогать русским американцам в это непростое время.
Им на глаза попался номер газеты с некрологом, где чёрным по белому значилось:  «Такого-то числа почил в бозе Василий Иванович Качалов». Шаляпин, сидевший напротив, ткнул пальцем в газету: «Смотри ка, тоже Василий, тоже Иванович, полный тёзка! Вот и возьми себе псевдоним — Качалов! Ка ча лов! Звучит!».
Один из героев повести А. П. Чехова «Драма на охоте» говорит: «Подходит ко мне какой-то барин, нагинается и вытирает руки о мои полы…» Можно ли рассматривать глаголы прогинаться, сгинать, выгинаться как нормативные?