EN
 / Главная / Публикации / Маргарита Русецкая: Аналогов новым курсам дистанционного изучения русского языка нет

Маргарита Русецкая: Аналогов новым курсам дистанционного изучения русского языка нет

Беседовала Аглая Епанчина 29.07.2014

Как сообщал «Русский мир», с 1 сентября в России запускаются три портала дистанционного изучения русского языка. У каждого из них будет своя специализация. Один предназначен для всех желающих изучать русский язык дистанционно из любой точки мира, другой — для профессиональной поддержки преподавателей русского языка. Ещё один предоставит возможность удалённо обучаться по программам российского общего и дополнительного образования на русском языке. Более подробно об этих новациях в интервью порталу «Русский мир» рассказала и. о. ректора Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина Маргарита Русецкая.

— Ещё в марте Совет по продвижению русского языка при Правительстве РФ принял программу изучения русского языка во всём мире и для всех желающих. Наш институт стал оператором этой программы, — рассказывает Маргарита Русецкая. — Мы создали три электронных ресурса.

В мире есть их аналоги. Так изучают английский, французский. Правда, всё это коммерческие проекты. А для русского языка таких аналогов не было. Поэтому задача перед нами стояла сложная.

— Но ведь Институт Пушкина уже сорок лет учит, как преподавать русский язык иностранцам…

— Вы правы, но только с одной стороны. У нас накоплен большой опыт, разработаны методики преподавания русского языка как иностранного. Но очные методики невозможно механически переложить на дистанционные. Например, нужно было предоставить доступ к словарным ресурсам, создать контент, учебные пособия, учебные планы. В рабочую группу вошли более 30 человек, преподавателей ведущих российских университетов — РУДН, МГУ, Лингвистического университета, Санкт-Петербургского университета: все они преподают русский язык как иностранный.

— И когда начинается преподавание русского языка по-новому?

— С 1 сентября Школа русского языка в Интернете начнёт работать на уровне А1 и А2. Всякий пришедший сможет протестировать свои знания, получить оценку и рекомендации по маршруту. В зависимости от выбранной программы. Первый блок включает освоение фонетики, лексики и грамматики, письмо, чтение и практикум — отработка навыков. На каждом уровне при такой же структуре программа будет усложняться. Каждый уровень заканчивается тестированием. Чтобы облегчить понимание, есть и видеоуроки, и игровые занятия, и анимированные задания. Фонетика очень современная, по каждому звуку можно записать осцилограмму и сравнить с нормативным произношением.

— Даже носитель языка может проверить правильность своего произношения?

— Да. Конечно, важна мотивация. Учиться должно быть интересно. Уровень сложности и качество подаваемых знаний должны удерживать посетителей. Поэтому портал основан на очень серьёзных методиках и учитывает все современные веяния электронного образования. К этому ресурсу постепенно будет наращиваться дополнительный ресурс — фильмы на русском языке, фольклорные материалы — всё, что помогает усвоить речевые навыки.

— Но это ведь ещё не всё. Есть второй портал, для учителей. Он зачем?

— Мы понимаем, что очное преподавание русского языка тоже популярно, и стараемся помочь. Поэтому следующая школа поддерживает учителей, которые преподают русский как иностранный. Для них мы делаем дистанционную систему повышения квалификации. Уже сегодня первый курс повышения квалификации есть в бесплатном доступе, и на него записались более 600 слушателей со всего мира. До конца года будет не менее шести модулей профессиональной переподготовки для тех, кто имеет педагогическое и лингвистическое образование. Школа бесплатна, учиться может каждый. Но если кто-то предполагает получить документы государственного образца, то итоговые испытания придётся пройти традиционным образом. И тогда можно получить диплом и работать по профессии.

— На экзамен нужно ехать в Москву?

— Для нас это самый простой способ. Но не самый удобный для слушателей. Сейчас мы обсуждаем возможность организации таких экзаменов на базе российских центров за рубежом. Возможно, получится использовать площадки фонда «Русский мир» и Россотрудничества. Если где-то набирается группа, то мы можем принять экзамены и выездным способом. Но в этом случае работа педагогов должна быть оплачена, и эти затраты должны лечь уже на плечи слушателей.

— Слушатели получат бесплатный доступ ещё и к общеобразовательным программам на русском языке?

— Да, это наш третий ресурс. В сентябре у многих ещё каникулы, тем не менее заработает электронный деканат Школы общего и дополнительного образования. Станут доступны курс подготовки к ЕГЭ, начальная школа и дополнительное образование — сейчас там курсы по робототехнике, авиамоделированию, шахматы, 3D-моделирование. В первую очередь мы хотим разнообразить их дисциплинами, в которых Россия удерживает преимущество: физика, математика, авиамоделирование, ракетостроение, наноматериалы, интеллектуальные виды спорта. Планов много. Но начнём мы с подросткового возраста, когда идёт профориентация. Потому что мы хотим, чтобы дети приезжали учиться в российские вузы.

— Сколько стоил этот проект?

— Совокупный бюджет проекта — 1,5 млрд рублей на год.

— Если сравнивать проект с существующими аналогами, как он выглядит на их фоне?

— Мы знакомы с деятельностью Института Гёте, Института Сервантеса и знаем, что финансирование везде шло по-разному: где-то — коммерческие проекты, где-то — государственные, а где-то — совокупное. Аналоги, конечно, есть, но в чистом виде такая инициатива России аналогов не имеет. Все сервисы абсолютно бесплатны, и это беспрецедентно. В будущем мы думаем вывести какую-то часть на самоокупаемость, например, за счёт дополнительных услуг. Скажем, кто-то хочет больше компьютерной поддержки, кто-то — работать вживую с преподавателем. Почему бы и нет? Тогда мы бы получили ресурс для дальнейшего развития и поддержания системы. Конечно, система дорогая, и не хотелось бы, чтобы всегда она была только на гособеспечении.

Если говорить о содержании: мы, конечно, изучили и иностранные, и отечественные системы — LinguaLeo, малайзийский опыт, канадский опыт, проект Coursera Стэнфордского университета. Хоть мы и говорим, что Россия немного отстаёт в дистанционном обучении, но и мировой опыт не сильно развит. Очень сложные системы, очень сложное дело мы затеяли.

— Как с порталом будут работать мигранты? Будет ли специальная программа для них? И вообще: разве он им массово доступен?

— Мигранты даже больше других ориентированы на изучение русского языка. С 1 января 2015 года они должны будут сдавать комплексный экзамен по русскому языку и истории. Наша система даёт возможность всем изучить и русский язык, и историю — как тебе удобно, когда удобно и в том объёме, в каком ты в состоянии его изучить. Конечно, не везде в мире ещё доступен Интернет, и скорость может быть невысока. Но мы надеемся на помощь фонда «Русский мир» и центров культуры Россотрудничества. Вместе у них почти 300 точек по всему миру, если добавить ещё факультеты и филиалы российских вузов в других странах — это большая разветвлённая сеть. И тогда их компьютеры с доступом к Интернету могли бы стать точками входа к нашим образовательным порталам. Это могло бы быть интересно и полезно.

Также по теме

Новые публикации

Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
Цветаева