EN
 / Главная / Публикации / «Висла» впадает в Волгу и Дон

«Висла» впадает в Волгу и Дон

28.05.2014

Открытие фестиваляВ московском Доме кино Союза кинематографистов России проходит VII Фестиваль польских фильмов «Висла». Он продлится до октября 2014 года, и после Москвы польское кино примут Тверь, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Краснодар, Калининград и другие российские города.

Конкурс и панорама

Организаторам фестиваля, который его основатель и бессменный директор Малгожата Шляговская-Скульская называет младшим братом фестиваля российских фильмов «Спутник над Польшей», удалось вынести на суд компетентного жюри (председатель — известный кинокритик Виктор Матизен) и зрителей самые лучшие фильмы польских кинематографистов прошлого и даже нынешнего года. Представлены работы как признанных мастеров, так и молодых режиссёров, успевших отметиться международными кинонаградами. Что же касается направлений, тематики и жанров, то и здесь палитра многоцветная и зачастую, как успели заметить первые зрители, неожиданная. Почувствовать это даёт не только конкурсная программа одиннадцати художественных фильмов, но и секция «Панорама польского кино».

«Желание жить». Реж. М. ПепшицаСобытием уже стала показанная на открытии фестиваля драма «Желание жить» режиссёра и сценариста Мачея Пепшицы. Невероятно трепетный и полный переживаний фильм, в основу которого легла реальная история, рассказывает о страдающем с детства церебральным параличом юноше, не теряющем духа и силы воли в стремлении ощутить радость жизни. «Терпение, толерантность, внимание к тому, кто рядом и в этом особенно нуждается, так необходимы всем живущим в обществе и впечатляюще показаны в фильме, который желательно посмотреть всем», — таково единодушное мнение зрителей. Совсем не случайно картина Пепшицы с достоверными актёрами — не играющими, а живущими на экране — уже отмечена на многих кинофестивалях и почти везде удостоена призов зрительских симпатий.

Наверняка зрители заметят новый фильм Павла Павликовского «Ида», повествующий о трагической истории еврейской семьи и сложных судьбах оставшихся в живых и разобщённых родственников — тёти и племянницы — на историческом и общественном фоне шестидесятых годов. Или такие драмы сегодняшнего дня, как показанные в картинах «Дорожный патруль» Войчеха Смажовского и «Женский день» Марии Садовской. Есть фильм о драматической истории любви — «Неизменное» Яцека Борцуха — и романтическая комедия об отсутствии любви и вечном её поиске — «Срочно (не) требуется мужчина» Вероники Мигонь (много ненормативной лексики). Всего же в репертуаре фестиваля — полсотни фильмов, включая лучшие короткометражки.

Так получилось, что «Венера в мехах» Романа Полански — фильм снят на основе театральной постановки Дэвида Айвза по знаменитому роману Леопольда Захер-Мазоха с участием жены режиссёра Эммануэль Сенье — как раз в эти дни вышел в России в широкий прокат. Зато в рамках фестиваля можно увидеть новую картину оскароносца в оригинальной языковой версии на французском языке с русскими субтитрами.

Валенса на экране и в жизни

«Валенса. Человек из надежды». Реж. А. ВайдаКонечно же, особый интерес привлекает к себе и специальный показ в рамках фестиваля фильма ещё одного оскароносного режиссёра — Анджея Вайды — «Валенса. Человек из надежды». Кинобиография живой легенды, изменившей историю Польши. Это рассказ о необыкновенном человеке, который проживает важнейший период своей жизни как боец с системой, любящий муж и заботливый отец многочисленных детей. Вайда представляет феномен простого рабочего-электрика, сумевшего объединить десять миллионов сограждан в независимый профсоюз «Солидарность», ставший фактором преобразований в Восточной Европе.

Накануне начала съёмок фильма о Лехе Валенсе автор этих строк поинтересовался у знаменитого режиссёра о его замысле.

— Когда-то в Вашем фильме «Человек из железа», взявшем «Золотую ветвь» в Каннах в 1981 году и посвящённом бурным событиям времён польской «Солидарности», мы впервые увидели на экране Леха Валенсу. Почему теперь, спустя тридцать лет, Вы возвращаетесь к этой личности?

— Пришёл момент. В Польше есть какая-то несправедливость в оценке Валенсы. Может быть, это неуспех его президентства? Или «войны наверху»? Или нынешние разногласия тех, кто стоял у истоков «Солидарности»? Валенса — неповторимая личность в нашей истории. Польшей правили короли, аристократы, учёные, видные политики. Но такого героя, который вышел из простых рабочих, сверг систему и возглавил государство, не было. Мы не осознали ещё до конца это явление. Многие появление Валенсы считают случайностью и стечением обстоятельств. Я же вижу в этом историческую справедливость. И это важно показать именно сейчас, когда извращается история и совсем иные люди мнят себя героями того времени.

И вот фильм на экране. В Польше он вызвал разные суждения, потому что за годы изменились отношения между людьми с родословной «Солидарности». Но никто не отверг выбранную Вайдой тему, хотя, как заметил один из критиков, в данном случае она важнее, чем форма и давний стиль режиссёра. Для российского зрителя важно увидеть и понять самое напряжённое время в послевоенной истории Польши, обозначенное с документальной достоверностью и внешними обстоятельствами, которые подчёркнуты кадрами одного из военных парадов на Красной площади в Москве в начале картины и похоронами Брежнева, знаменующими конец одной эпохи.

А ещё хочется обратить внимание на великолепную игру актёров, и прежде всего исполнителя заглавной роли Роберта Венцкевича. Внешняя похожесть, манера говорить, жесты и даже походка — воплощение образа главного героя почти безукоризненное. Пишу не со слов, поскольку мне довелось много раз видеть Леха Валенсу и взять у него с десяток интервью — сначала как у лидера «Солидарности», а впоследствии — президента Польши.

Под угрозой культурный мост

KinoVisla21.05.2014_4.jpgДиректор фестивалей Малгожата Шляговская-Скульская отмечает исключительность масштабных проектов, объединяющих польский и российский народы: «Фестиваль российских фильмов „Спутник над Польшей“ и фестиваль польских фильмов „Висла“ в России — это лучшие инструменты популяризации культуры обоих государств, тем более в преддверии приближающегося Года польской культуры в России и российской культуры в Польше в 2015 году».

Однако изменения геополитической ситуации в Восточной Европы, а точнее, события на Украине, стали свидетельством «однозначной позиции» Польши, как говорят её официальные лица: всецелой поддержки так называемой киевской власти.

Недавно премьер Польши Дональд Туск сразу же после встречи с генеральным секретарём НАТО Андерсом Фог Расмуссеном в его присутствии заявил следующее: «Если по-прежнему мы будем свидетелями кровопролития и жестоких акций на территории Украины, совместную ответственность за которые, без сомнения, несёт Россия, то очень трудно будет проводить такого типа предприятия (как Год Польши в России. — Прим. авт.) и я не буду их рекомендовать...»

Некоторые сразу восприняли это как руководство к действию. Режиссёры заявленного на «Вислу» фильма «Папуша» (о драматической истории цыганской поэтессы) отказались участвовать в кинофестивале всего за несколько дней до его открытия, сославшись на... положение крымских татар. Не уведомив организаторов, уже отпечатавших программу и афиши, о своём жесте они сначала известили СМИ, чем вызвали неудовольствие многих польских пользователей Интернета. «Не поймут вашего решения российские любители польского кино», «В заголовках должно быть „два режиссёра“, а не „польские режиссёры“, что можно подумать обо всех. Дешёвая пропаганда!» — вот только некоторые комментарии.

Эта «ложка дёгтя» совсем не испортила праздник польского кино, на который приехала многочисленная делегация польских кинематографистов: режиссёров, сценаристов, артистов. Они лишь подтвердили сказанные в приветствии участникам фестиваля слова маршала (спикера) сената Богдана Борусевича: «Именно этот кинофестиваль является важным событием для любителей кино в России. Стоит делиться друг с другом тем, что делает нас более чувствительными, тем, что прекрасно и ценно».

Валерий Мастеров

Также по теме

Новые публикации

14 октября состоялось открытие международного проекта «Русский язык в Африке: образование, диалог, культура», который будет проходить в странах Восточной и Юго-Восточной Африки в октябре – ноябре этого года.
В России на сегодняшний день проживает около двух миллионов армян. А вот русских в Армении гораздо меньше – всего около 15 тысяч человек. Но и те и другие постоянно живут на два дома и укрепляют связи между нашими странами – экономические, культурные и духовные.
Россия успешно продаёт по всему миру не только нефть, газ, уголь, оружие, но и шоколадные конфеты. В этом году наша страна имеет все шансы войти в десятку мировых поставщиков шоколада: уже 94 страны по всему миру закупают российскую продукцию, и спрос только растёт.
14 октября российскому режиссёру Павлу Чухраю исполняется 75 лет. Его фильмы: «Клетка для канареек», «Вор», «Водитель для Веры» – стали классикой советского и российского кино. По словам режиссёра, для него хобби – это его работа. А сейчас он снимает фильм об эпохе конца 40-х – начала 50-х годов XX века.
В Екатеринбурге завершил свою работу VII Конгресс Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», посвящённый памяти академика Л.А. Вербицкой. Он объединил 230 учёных и 46 городов России.
Оксана Соломченко из немецкого Оффенбурга стала победительницей конкурса «Образование на русском. Учитель 2021 года для детей-билингвов». Участниками конкурса, организованного культурно-образовательным центром FoRuss, стали педагоги из Германии, Швейцарии, Германии, Австрии, Испании и Марокко.
Монумент «Скорбящая мать» молодого скульптора Дениса Стритовича стоит в мемориальном комплексе «Жестяная Горка» в Новгородской области. Его стела «Погибшим советским военнопленным» –  в Вене (Австрия), а памятник первому главнокомандующему РВСН Митрофану Неделину – в подмосковном Одинцово. Скульптор рассказал «Русскому миру» о создании образов героев Великой Отечественной войны.  
На Московском международном салоне образования обсудили первые результаты самой масштабной российской государственной программы по поддержке университетов «Приоритет – 2030». Ректоры видят в этой программе большой потенциал по развитию не только самих университетов, но и территорий вокруг них.