EN
 / Главная / Публикации / Недели российского кино: от Парижа до Израиля

Недели российского кино: от Парижа до Израиля

19.11.2013

Неделя российского кино — это плановое событие, которое ежегодно проходит во многих городах и странах мира. Всюду по разному — где-то Недели проходят довольно кисло, а где-то становятся настоящим культурным событием. От чего это зависит? Своими впечатлениями о фестивалях российского кино за границей с «Русским миром» поделилась кинокритик Светлана Хохрякова.

Неделя российского кино в Нью-Йорке

19 ноября завершилась Неделя российского кино в Париже. Открывалась она картиной Станислава Говорухина Weekend («Уикенд»), которую представлял сам режиссёр. Затем он встречался с читателями в магазине русской книги «Глоб» на бульваре Бомарше. Уже одно это вносит хоть какое-то разнообразие в часто построенные по одной схеме Недели российского кино, ставшие своеобразным видом культурного туризма для части наших кинематографистов. Некоторые из них, бывая на подобных мероприятиях, представляют свои работы перед зрителями беспомощно и безграмотно. Считают, раз они приехали, показались на сцене — этого вполне достаточно для всеобщего счастья. Так и переезжают с фестиваля на фестиваль, с недели на неделю, благо, их по миру как никогда много.

Недели российского кино и прежде активно проводились, на многих из них мне довелось побывать — от Нью-Йорка до Бишкека, но благодаря «Фейсбуку» мы теперь имеем возможность получать ещё и эмоциональные впечатления их участников. Узнаёшь, кто и где купался и загорал, о прочих туристических прелестях, а о том, что было на фестивале, — тишина. На недавней Неделе российского кино в Киеве, по свидетельству очевидцев, иной раз в зале едва набиралось несколько человек. При организации таких мероприятий одной афиши мало, чтобы привлечь публику. Требуется большая просветительская работа. Несколько лет назад мне довелось представлять российские картины в том же Киеве, целую обойму самых ярких российских имён. Выяснилось, что киевлянам было ничего не известно о наших звёздах, их имена они слышали впервые. Многое зависит, конечно, от страны. В Литве, к примеру, хоть и не информированы о достижениях новейшего российского кино, но интерес к нему проявляют. Ни один показ не обходится без бурного обсуждения увиденного. Теперь там проводят Недели российского кино, насколько мне известно, местными силами, благодаря энтузиазму вильнюсского киноцентра «Кальве».

Неделя российского кино в Париже

В Париже в рамках Недели российского кино прошла творческая встреча совсем ещё молодого режиссёра Таисии Игуменцевой со зрителями — и это был правильный ход организаторов. Именно Таисия победила в конкурсе «Синефондасьон» на Каннском кинофестивале полтора года назад с короткометражной картиной «Дорога на…». А в этом году она участвовала в одной из его программ с дебютной полнометражной лентой «Отдать концы». Эти две картины Таисия Игуменцева и представила в Париже.

Чуть раньше парижской Недели, в выходные, подвели итоги Недели российского кино в Израиле, проходившей в Тель-Авиве; «Спутника над Польшей» в Варшаве, который продолжится в других городах страны; Недели российского кино в Лондоне. У всех — разные организаторы. Часто инициатива исходит с мест, где живут наши бывшие соотечественники: от Светланы Аджубей в Лондоне, от Елены Хазановой, которая будучи режиссёром, впервые провела в Швейцарии фестиваль «Kino. Фильмы из России и не только». Последний прошёл в Женеве и Лозанне и сделан был не абы как, а основательно, с привлечением мощного кинодесанта из России, со своей особенной программой, в которой участвовали и фильмы из других постсоветских стран. Названные фестивали русского кино, очень неоднородные, и это только часть «айсберга». Осенью прошла целая обойма Недель российского кино — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Торонто, Киеве, Тбилиси, Минске. Многим оказывает поддержку Министерство культуры РФ. Организаторы варьируются. А победитель примерно один. По Русскому миру триумфально шествует картина «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Кто-то считает её старомодной, отдавая долг качеству, но большинство наших бывших соотечественников, живущих в разных странах, как и иностранцы, видят в ней нечто, отвечающее их представлениям о том, что есть нынешняя Россия и русская душа.

«Спутник над Польшей»

В Варшаве жюри возглавлял прекрасный польско-французский актёр Анджей Северин, на протяжении 20 лет работавший в Париже, в театре «Комеди Франсез», звезда «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга, фильмов Анджея Вайды. Не каждый фестиваль может похвастаться таким председателем. Возглавляемое им жюри присудило Гран-при «Географу…». Вторую и третью премии отдали «Майору» Юрия Быкова и «Рассказам» Михаила Сегала. Специального упоминания жюри «За смелость в преодолении табу в современной России» удостоен «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой — многострадальная картина, по вине неопытного продюсера почти год пролежавшая под «кроватью» и из-за этого лишившаяся доступа к главным мировым фестивалям. «Кинотавр» не взял её в конкурс, а в Выборге на «Окне в Европу» она наделала много шума. Когда «Зимний путь» выпустили в свет, как раз и подоспел закон о запрете гомопропаганды. И картина попала в его жернова, хотя вовсе и не воспевает все прелести однополой любви. Тем не менее пришлось побороться за право присутствия на экране и получение прокатного удостоверения.

Всего в Варшаве было показано 16 картин, которые теперь проедут по 40 польским городам. «Спутник над Польшей» — один из лучших фестивалей такого рода. Его отличает нестандартный подход к составлению программ. Там всегда можно увидеть старые советские фильмы, причём извлечённые из польских киноархивов. На этот раз собрали программу «Перестройка», куда вошли фильмы лихих и критических для кино 90-х. Мемориальной ретроспективой отдали дань памяти ушедшим от нас в этом году режиссёрам Петру Тодоровскому, Алексею Герману и Алексею Балабанову.

Лондонская Неделя оказалась радикальнее польского «Спутника», присудив картине «Зимний путь» главный приз. Организует её «Академия Россика», а программы собирают российские кинокритики Андрей Плахов и Лариса Малюкова.

Неделя российского кино в Израиле

Организаторы Недели российского кино в Израиле предваряли свою акцию словами: «Российские картины продолжают своё триумфальное шествие по миру». Это, конечно, слишком сильно сказано. Особым триумфом мы похвастать не можем. Наши фильмы теперь не так уж и часто берут в конкурсы важнейших мировых фестивалей, так что многочисленные Недели российского кино остаются едва ли единственным тараном, хоть как-то продвигающим нашу кинопродукцию по миру. В Израиле показали 11 картин — 7 полнометражных игровых и 4 короткометражки. Среди последних — «Туфельки» Константина Фама, посвящённые жертвам Холокоста. Картина выдвинута на соискание «Оскара» в номинации «Лучший короткометражный фильм». Представили также «Плов» Фёдора Бондарчука с Анной Михалковой в главной роли, «Чиппендейл» Камилы Сафиной с Виктором Сухоруковым, «F5» молодого и талантливого питерского режиссёра Тимофея Жалнина, завоевавшего уже целую обойму наград на различных фестивалях. Короткометражки, конечно, придали своеобразия израильской программе. «Взрослая» её составляющая включала привычный актив российских картин, которые и путешествуют по миру: «Легенда № 17», «Интимные места», «Игра в правду», «Все ушли», «Метро», «Географ глобус пропил». К ним добавили «Марафон» Карена Оганесяна. Специальным гостем стал Андрей Макаревич, представлявший новый альбом «Начало». Это его совместный проект с израильским исполнителем Михаилом Голдовским. Примерно в эти же сроки в Москве проходил ежегодный Фестиваль современного израильского кино.

На состоявшейся в октябре Неделе российского кино в Нью-Йорке показали «Географ глобус пропил», «Я тоже хочу» покойного Алексея Балабанова, «Долгая счастливая жизнь», «Легенда № 17» Николая Лебедева, «Интимные места», «Метро», «Небесные жёны луговых мари», свежее «Горько!» Жоры Крыжовникова. Пока «Небесные жёны» Алексея Федорченко победно шествуют по миру, участвуя не только в российских акциях, но и в программах международных фестов, в республике, где проживают мари, устраивают общественные слушания и подают в суд на авторов, которые, по их мнению, «порочат честь и национальное достоинство малого народа».

Светлана Хохрякова

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева