RUS
EN
 / Главная / Все новости / «Снежные городки» Василия Сурикова

«Снежные городки» Василия Сурикова


28.01.2013

В Русском центре в Нюрнберге прошёл мастер-класс по живописи, посвящённый творчеству известного русского художника Василия Ивановича Сурикова, 165-летний юбилей которого мы отмечаем в январе этого года. Елена Барон, профессиональный художник, преподаватель живописи и руководитель проекта «Знакомим детей с великими художниками», вела свой рассказ о Сурикове языком его картин.

Художник родился в Красноярске, в далёкой Сибири. И вот на картинах Сурикова «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин» ребята, принимавшие участие в мастер-классе, увидели эту нетронутую сибирскую тайгу, вольнолюбивый сибирский народ, деревянные дома, лубочные картинки, обряды, молодецкие забавы – всё, что составляло уклад жизни сибирских казаков. Многие из присутствующих ребят впервые увидели и узнали о такой чисто русской зимней забаве, как возведение снежного городка. Сначала его несколько недель строили, возводили разные премудрости из снега, чтобы потом за пару десятков минут разрушить. Наверное, это возможно только в России! И Сурикову удалось передать это безудержное веселье русского народа и, в хорошем смысле этого слова, безбашенность русского характера.

Действительно, Сибирь многое объясняет в творчестве художника. Для того, чтобы красноярский юноша, выучившийся в Академии художеств на стипендию местного купца-мецената Кузнецова, стал великим русским живописцем Суриковым, нужны были могучий талант, целеустремлённость и сибирская сила воли.

Кисти Сурикова принадлежит немало произведений, но место и значение художника в мировой живописи определили, прежде всего, его исторические картины. В 1880-е годы художник создаёт свои самые значительные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Главными действующими лицами в его картинах становятся люди из народа.

Елена Барон обратила внимание детей на то, что одной из особенностей картин Сурикова является тщательная прорисовка костюмов и необыкновенные женские образы – боярышни, казачки, простые русские женщины. Суриков долго и тщательно искал модели для персонажей картины. Он делал множество зарисовок и этюдов со случайных прохожих, со своих друзей и родственников.

По ходу знакомства ребят с работами художника Елена Барон задавала им различные вопросы. Вот, например, вопрос по картине «Боярыня Морозова»: «А что создаёт у вас впечатление движения, волнения в толпе, которая стоит неподвижно?» Ребята ещё больше всматриваются в картину и обнаруживают чередование повёрнутых голов то вправо, то влево. Следующий вопрос: «На картине "Утро стрелецкой казни" изображена не сама казнь, а минуты перед казнью, поэтому на картине нет крови, но ощущения от неё жуткие. Как художник добился этих ощущений?» Елена показывает, как Суриков в этой работе использовал все оттенки красного цвета, алые пятна разбросаны повсюду и главное пятно, как лужа крови, брошенный на землю кафтан стрельца. А ещё у каждого стрельца в рукаве зажата горящая свеча – как жизнь, как душа. Свеча едва теплится на холодном ветру. Чтобы огонёк светился ярче, художник сделал фон темнее.

Каждая картина Сурикова – это огромный пласт русской истории, и рассказать обо всех исторических событиях и героях на одном лишь мастер-классе абсолютно невозможно, учитывая, что участниками его являются дети, растущие в другой стране. Поэтому Елена Барон продемонстрировала ребятам не только всемирно известные полотна, но и портретную живопись Сурикова, городские и природные пейзажи, написанные маслом и акварелью.

Главный же вывод, который вынесли участники мастер-класса: Василий Суриков – удивительный художник огромного таланта, для которого именно сам простой русский народ являлся непосредственным двигателем истории. Он показал, что «толпа», под которой часто представляют русский народ, не безлика, а слагается из ярких образов и индивидуальностей. Его работы поражают эмоциональностью, пробуждая в нас различные чувства – от сострадания до ненависти, от презрения до восхищения.

Под впечатлением от увлекательного рассказа о жизни и творчестве художника, его родине Сибири ребята создали свои замечательные «снежные городки».

Нателла Якимов,
Русский центр в Нюрнберге

Рубрика:
Тема:
Метки:
Василий Суриков, Василий Суриков, Русский центр в Нюрнберге, живопись

Новости по теме

Новые публикации

15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Время быстротечно, и немало воды утекло за эти годы в реке Амударья, по мосту через которую выводил войска на советскую территорию командующий 40-й армией генерал Борис Громов.
«Мудрые государственные деятели России всегда знают, как выбирать своих иностранных представителей», – так писала одна из американских газет в 1851 году о российском после в США Александре Бодиско. Он проработал на этом посту 17 лет – рекордный срок. Уважение к нему было столь велико, что в день его похорон американский конгресс на день прервал работу, что стало беспрецедентным событием.