EN
 / Главная / Публикации / Ту-134: памятник и самолёт

Ту-134: памятник и самолёт

29.07.2013

«Несмотря на все принимаемые меры, рынок гражданской авиации в Российской Федерации во многом утерян нашими промышленниками, нашими производственниками», — с этими словами вице-премьер Дмитрий Рогозин обратился к участникам недавнего совещания в правительстве, посвящённого гражданскому и военному авиастроению в России.

Почти 80% всех самолётов, летающих на внутренних российских авиалиниях (что уж говорить о международных!), иностранного производства. А ввод в строй надежды российского авиапрома, ближнемагистрального Sukhoi Superjet 100, из-за последних неудачных полётов эту картину явно улучшить пока неспособен.

Читать об упадке современного авиастроения в России тем более печально сегодня, в день 50-летия первого полёта Ту-134 – одного из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. О том, насколько хорош был знаменитый лайнер, разработанный ещё в начале 60-х под непосредственным руководством Андрея Туполева, говорит тот факт, что он стал самым массовым и популярным советским самолётом. Ну а о популярности его свидетельствует наличие народного прозвища «свисток», полученного за длинный узкий профиль фюзеляжа и характерный высокий звук двигателей.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 показал свою надёжность и экономичность, отвечая всем требованиям времени. Не каждый самолёт получает народное прозвище. В каком-то смысле это — большая честь. Именно место ближне- и среднемагистральника Ту-134 сегодня стремится занять гражданское детище «Сухого» — но будет ли когда-нибудь у него своё, неформальное имя?

Достаточно просто взглянуть на реактивный Ту-134 и на его предшественника, поршневой Ил-14, разработанный ещё в 40-х, чтобы понять: перед нами представители разных ступеней авиационной эволюции.

Ту-134 стал и первым удачным международным проектом советских гражданских авиастроителей. Впервые самолёт, выпускаемый в Советском Союзе, получил международную сертификацию и стал поставляться на экспорт. Впрочем, не стоит переоценивать степень распространённости Ту-134. Он разрабатывался и летал в период железного занавеса, во время жёсткого раздела мира на враждующие группировки, у каждой из которых были свои самолёты: у «них» — боинги и аэробусы, у «нас» — Ту и Ил.

Прожил Ту-134, как и подобает хорошему самолёту, довольно долгую жизнь: первый серийный самолёт поднялся в небо в 1967-м (первый коммерческий рейс был из Москвы в Адлер), а последний покинул сборочный цех в 1989-м.

Знаком уважения к знаменитому лайнеру является популярность его в качестве памятника в разных городах России и даже за её пределами. Кстати, Ту-134 летают и сейчас. Конечно, география самолёта несколько сузилась, но по-прежнему его принимают в аэропортах России, Молдавии, Украины, Казахстана, Болгарии, Словакии, Анголы, Сирии и даже Германии.

Борис Серов

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В Грузии, в курортном Шекветили, при поддержке фонда «Русский мир» вновь работает Летняя театральная школа. В неформальной обстановке молодые актёры из стран СНГ проходят здесь профессиональную подготовку – здесь проходят занятия по сценическому движению и речи, грузинскому танцу и т. д. Ученики и педагоги школы делятся своими впечатлениями.
Десятки православных семей из США хотят переехать в Россию. Их мотивация – беспокойство за будущее своих детей из-за политики американских властей, направленной на разрушение традиционных семейных ценностей. Об этом они написали в проект «Не один на один», который ведут журналисты телекомпании RT.
На русском и французском языках вышла уникальная книга о роли советских солдат и офицеров в организации движения Сопротивления в Бельгии в годы Второй мировой войны. Одна из авторов книги – президент бельгийской некоммерческой ассоциации «Меридиан» Элла Бондарева рассказала, как бельгийцы хранят память о тех событиях.
80 лет отделяет нас от начала Великой Отечественной войны, когда вооружённые полчища «цивилизованной Европы» вторглись в нашу страну, чтобы разрушать, грабить, убивать и насиловать. Bсторическую память убить невозможно. Красноречивое подтверждение тому – Проект-акция «Мы помним» (Wir erinnern uns), созданный к 75-летию Великой Победы группой энтузиастов ФРГ на сайте Альянса «Будущее Донбасса».
Замечательную акцию организовал Русский центр в Буэнос-Айресе ко Дню России.  В честь праздника руководитель центра Сильвана Ярмолюк-Строганова предложила жителям Аргентины и других латиноамериканских стран записать короткое видеообращение, ответив на простой вопрос, что для них значит Россия.
10 июня из порта Архангельска отравилось научно-исследовательское судно «Михаил Сомов». На его борту – 55 участников экспедиции Арктического плавучего университета, в которой впервые участвуют студенты ведущих вузов страны.
Советское общество «Знание» было мощной всесоюзной организацией, которая несла научные знания в массы. Только академиков в его составе было около 2 тыс., а всего оно насчитывало более 500 тыс. членов. В 90-е всё изменилось, долгие годы общество пребывало в полном упадке, и лишь несколько лет назад было полностью перезапущено. И первые результаты впечатляют.
Спустя год после путешествия в недавно присоединённый к России Крым, отвечая Григорию Потёмкину на предложение оставить полуостров, высказанное им в полосу неудач и чёрной меланхолии, Екатерина Вторая сказала: «На оставление Крыма, воля твоя, согласиться не могу… Когда кто сидит на коне, тогда сойдёт ли с оного, чтоб держаться за хвост?»…