EN
 / Главная / Публикации / Лукавые цифры в День учителя

Лукавые цифры в День учителя

05.10.2010

Сегодня в России отмечают День учителя. В год, объявленный, между прочим Годом учителя. В профессиональный праздник «Русский мир» поздравляет всех коллег, но хочет ещё раз напомнить, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для российского образования.

По статистическим подсчётам, Россия тратит всего лишь 3,5 процента ВВП на образование, тогда как страны Европы в среднем отпускают на эту сферу 7-8 процентов, США – 11, Финляндия – 16, а Южная Корея целых 23 процента ВВП.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко недавно заявил, что в России можно даже сокращать учителей. При этом министр подчеркнул, что может «лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить»: «В вопросах определения оптимальной численности учителей можно опираться как на российский, так и на мировой опыт, – пояснил он. – В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас 10 лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас – 9-10 учеников на одного учителя. Сегодня в России около 13 миллионов учеников, к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнётся не ранее 2015-2016 годов. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. А сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения – 200 тысяч человек».

Только начался новый учебный год, и пора родительских собраний находится в самом разгаре. Традиционными вопросами на таких собраниях всегда были сборы денег на школьные нужды, однако в этом году родители лихорадочно обсуждают некие грядущие образовательные реформы, суть которых никто из них понять не может.

О судьбе будущих уволенных учителей, как считает министр образования и науки, волноваться не стоит: «Главное, что этим людям сегодня есть куда идти», – подчеркнул он. Фурсенко уже нашёл, куда их можно трудоустроить: «Сегодня растёт количество детей в детских садах: за последние 5 лет оно увеличилось почти на 1 миллион. Быстро растёт и число дошкольных учреждений – различного рода прогимназий и кружков. Туда сейчас требуются педагоги. По сути, мы с вами являемся свидетелями быстрого развития нового рынка труда», – заявил министр.

Внести ясность и прокомментировать сказанное министром образования мы попросили депутата Мосгордумы, уполномоченного по правам ребёнка в Москве Евгения Бунимовича:

– В нашей стране действительно становится меньше учеников. Но в этой ситуации можно пойти двумя путями. Первый путь – это путь недальновидной политики сокращения средств и учителей, который предлагает наше Министерство образования. Но можно выбрать и другой путь: сегодня у нас учителя традиционно имеют в школе 1,5–2 ставки. На самом деле понятие «ставка» не случайно – это то, сколько может преподать хорошо и добросовестно часов учитель. И если дать возможность учителям работать на одной ставке, но получать при этом те же деньги, что они имеют за 1,5–2, то тогда бы учителя работали меньшее количество часов, но более добросовестно. И тогда не нужно было бы сокращать профессионалов, которые по-настоящему умеют работать. То есть у нас сегодня есть возможность не столько повышать зарплату, сколько, исходя из тех же денег, сделать так, чтобы учителя работали более качественно. Конечно, сокращение, если оно произойдёт, в первую очередь отразится на сельских учителях. И после того, как будут закрывать малокомплектные школы, на мой взгляд, сёла уже не возродятся. Государство должно для себя чётко решить: хочет ли оно сохранять сёла и деревни или нет. Потому что если в деревне закрывается школа, пусть там даже и мало учеников, то оставшиеся дети уезжают учиться в другое место, например, в районные центры, и больше практически никогда не возвращаются домой. Это вопрос не к образованию, а к политике нашего государства: хочет оно оставлять сёла или обрекает их на вымирание. А относительно того, что уволенных учителей можно будет задействовать в работе дошкольных учреждений, число которых сейчас растёт, на мой взгляд, это не очень разумная альтернатива. Ведь абсолютно ясно, что по истечению нескольких лет все дошкольные учреждения перейдут в школы, потому что те дети, которые сейчас ходят в садик, вырастут. А, соответственно, опять понадобятся учителя…

 Анна Грибоедова, газета «Культура», специально для информационного портала «Русский мир»

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Алла Баркан (Швейцария) – профессор психологии, педагог, писатель и президент Международного союза русскоязычных и двуязычных родителей – рассказала об особенностях развития детей-билингвов и дала несколько советов, как помочь детям, оказавшимся за рубежом, сохранить родной язык.
Мы публикуем перевод заметки “Język „wroga” trzeba znać!” («Язык «врага» надо знать!»), вышедшей в польском издании Obserwator polityczny. «В чём виноват Фёдор Достоевский? Может быть, творчество Александра Пушкина представляет угрозу для умов молодых польских студентов?» - так комментирует её автор недавнее закрытие Русского центра в Кракове.
В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».