Лукавые цифры в День учителя
Сегодня в России отмечают День учителя. В год, объявленный, между прочим Годом учителя. В профессиональный праздник «Русский мир» поздравляет всех коллег, но хочет ещё раз напомнить, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для российского образования.
По статистическим подсчётам, Россия тратит всего лишь 3,5 процента ВВП на образование, тогда как страны Европы в среднем отпускают на эту сферу 7-8 процентов, США – 11, Финляндия – 16, а Южная Корея целых 23 процента ВВП.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко недавно заявил, что в России можно даже сокращать учителей. При этом министр подчеркнул, что может «лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить»: «В вопросах определения оптимальной численности учителей можно опираться как на российский, так и на мировой опыт, – пояснил он. – В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас 10 лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас – 9-10 учеников на одного учителя. Сегодня в России около 13 миллионов учеников, к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнётся не ранее 2015-2016 годов. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. А сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения – 200 тысяч человек».
Только начался новый учебный год, и пора родительских собраний находится в самом разгаре. Традиционными вопросами на таких собраниях всегда были сборы денег на школьные нужды, однако в этом году родители лихорадочно обсуждают некие грядущие образовательные реформы, суть которых никто из них понять не может.
О судьбе будущих уволенных учителей, как считает министр образования и науки, волноваться не стоит: «Главное, что этим людям сегодня есть куда идти», – подчеркнул он. Фурсенко уже нашёл, куда их можно трудоустроить: «Сегодня растёт количество детей в детских садах: за последние 5 лет оно увеличилось почти на 1 миллион. Быстро растёт и число дошкольных учреждений – различного рода прогимназий и кружков. Туда сейчас требуются педагоги. По сути, мы с вами являемся свидетелями быстрого развития нового рынка труда», – заявил министр.
Внести ясность и прокомментировать сказанное министром образования мы попросили депутата Мосгордумы, уполномоченного по правам ребёнка в Москве Евгения Бунимовича:
– В нашей стране действительно становится меньше учеников. Но в этой ситуации можно пойти двумя путями. Первый путь – это путь недальновидной политики сокращения средств и учителей, который предлагает наше Министерство образования. Но можно выбрать и другой путь: сегодня у нас учителя традиционно имеют в школе 1,5–2 ставки. На самом деле понятие «ставка» не случайно – это то, сколько может преподать хорошо и добросовестно часов учитель. И если дать возможность учителям работать на одной ставке, но получать при этом те же деньги, что они имеют за 1,5–2, то тогда бы учителя работали меньшее количество часов, но более добросовестно. И тогда не нужно было бы сокращать профессионалов, которые по-настоящему умеют работать. То есть у нас сегодня есть возможность не столько повышать зарплату, сколько, исходя из тех же денег, сделать так, чтобы учителя работали более качественно. Конечно, сокращение, если оно произойдёт, в первую очередь отразится на сельских учителях. И после того, как будут закрывать малокомплектные школы, на мой взгляд, сёла уже не возродятся. Государство должно для себя чётко решить: хочет ли оно сохранять сёла и деревни или нет. Потому что если в деревне закрывается школа, пусть там даже и мало учеников, то оставшиеся дети уезжают учиться в другое место, например, в районные центры, и больше практически никогда не возвращаются домой. Это вопрос не к образованию, а к политике нашего государства: хочет оно оставлять сёла или обрекает их на вымирание. А относительно того, что уволенных учителей можно будет задействовать в работе дошкольных учреждений, число которых сейчас растёт, на мой взгляд, это не очень разумная альтернатива. Ведь абсолютно ясно, что по истечению нескольких лет все дошкольные учреждения перейдут в школы, потому что те дети, которые сейчас ходят в садик, вырастут. А, соответственно, опять понадобятся учителя…
Анна Грибоедова, газета «Культура», специально для информационного портала «Русский мир»