EN

«Кремниевая долина» или новая «шарашка»?

06.04.2010

Грандиозный проект по созданию в подмосковном Сколково некоего научно-промышленного поселения, под условным названием «Кремниевая долина», стал одной из важнейших информационных тем последних недель. С момента, когда идея создания принципиально нового наукограда была озвучена Президентом России на встрече с юными россиянами, решившими посвятить себя науке, и до сегодняшнего дня, проект «Сколково» остаётся, пожалуй, самой необъяснимой инициативой российской власти. Необъяснимой, поскольку вразумительно ответить, что же будет происходить в Сколково и что это даст обычному, среднестатистическому гражданину России, пока не может никто.

Цена научного вопроса

На прошлой неделе была определена персона руководителя всего, что будет происходить в ближайшие годы в окрестностях Московской кольцевой дороги. Научным руководителем наукограда станет нобелевский лауреат Жорес Алфёров. Об этом сообщил первый зам. главы президентской администрации Владислав Сурков, который руководит рабочей группой по созданию нового научно-технологического центра. По словам Суркова, в сколковском проекте будет сформирован научно-технический совет, в который войдут российские и иностранные учёные, инженеры и эксперты. У совета будут два сопредседателя. С российской стороны – Алфёров. Он же предложит кандидатуру второго сопредседателя – от иностранцев.

Чуть раньше, в конце марта, стало известно, что построят центр в Сколково, а возглавит проект глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Принципиальное решение о том, что управлять деятельностью нового наукограда должен весьма обеспеченный человек, было принято президентом России. А Владислав Сурков так определил эту необходимость: «Это должна быть личность, "сомасштабная" проекту, человек, обладающий опытом развития больших производств, решения многомерных задач. Желательно, чтобы он был представителем частного бизнеса, поскольку чиновнику это дело лучше не поручать. Я думаю, что поскольку именно так президент ставит вопрос, то это будет кто-то из представителей российского крупного частного бизнеса...»

Проект, отметил Вексельберг, станет жизнеспособным только в том случае, если будет носить международный характер. Российская «Кремниевая долина», по его прогнозам, может выйти на самоокупаемость в течение 5-7 лет. Но первые результаты появятся значительно быстрее, убеждён предприниматель. При этом на первоначальном этапе надо создать организационные условия, подготовить формальные решения, сформировать для реализации проекта некоммерческое партнёрство, разработать для Сколково правовую базу и привлечь в качестве заказчика разработок крупный бизнес, считает Вексельберг.

По мнению предпринимателя, в проекте должны участвовать люди, которые видят в нём смысл своей жизни на ближайшие пять лет. «Эта задача должна воплотиться в конкретные результаты, показать и себе в первую очередь, и всему миру то, что мы способны к её реализации. Я в это верю. Думаю, проект – определённый вызов, очень интересная и амбициозная задача», – заявил бизнесмен.

Обозначенные и озвученные Вексельбергом временные рамки ранее уже звучали в интервью всё того же Суркова. Ещё до появления в проекте конкретных фигур науки и бизнеса он так обрисовывал последовательность действий: «Мы надеемся, что во второй половине следующего года сможем заказать проектные работы. При этом сначала будет строиться "ядро города", а затем он будет разрастаться самостоятельно, без участия государства. Когда же в создаваемом сообществе предпринимателей, учёных, с одновременно существующими университетским центром, лабораторными комплексами, исследовательскими подразделениями крупных сырьевых и несырьевых высокотехнологичных компаний, где будет присутствовать венчурный капитал, который на сегодня в России практически полностью отсутствует, возникнет искра чуда – сказать заранее очень сложно».

Напомним, что изначально о планах по созданию в России ультрасовременного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий президент Дмитрий Медведев объявил в феврале этого года, пояснив, что новый инновационный центр станет российским аналогом американской Кремниевой долины, своего рода прообразом города будущего, который должен быть крупнейшим испытательным полигоном новой экономической политики. В подмосковном Сколково, по словам президента, фактически будет построен новый город, где на базе такого центра будут развиваться все пять президентских высокотехнологичных направлений: энергетика, IT, телекоммуникации, биомедицинские технологии и ядерные технологии.

Сурков впоследствии озвучил и «цену вопроса». Предполагается, что с весны 2010 г. свои инновационные продукты, предварительно отобранные комиссией, будут «выращивать» крупнейшие частные компании. Потом наиболее перспективные продукты отберут и перенесут в «долину», которая начнёт обустраиваться с конца года. На поддержку проектов и проектировку «долины» пойдёт около 4 млрд из 10 млрд руб., зарезервированных в бюджете-2010 для модернизационной комиссии.

Предполагается, что инфраструктура нового комплекса будет рассчитана на 30–40 тыс. человек и будет включать в себя всё необходимое для разработки научных идей и превращения их в бизнес: от жилья и комфортной среды до бизнес-инкубаторов и сервисов, готовых взять на себя маркетинговые стратегии новых продуктов и технологий.

Что ЭТО будет?

Вообще, идея создания в России научного центра возникла не на пустом месте. Госкомпания «Роснано» готовила необходимые материалы в течение всего прошлого года. К разработке проекта привлекали консалтинговую компанию «Макензи». А в апреле прошлого года госкорпорация даже провела специализированную конференцию на тему создания технополиса. Основными докладчиками на ней выступили специалист по перспективам развития Тьерри Годин, он рассказал о технополисе как элементе национальной инновационной системы на опыте создания французского научного центра Софи Антиполис, а также создатель компании «Джей-Ти Айдиас» Раймонд Хоч-Монг учёный и эксперт Шеридан Татсуно.

Выбор территорий у России был весьма широкий. В числе восемнадцати претендентов назывались Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Обнинск, Дубна, а также ряд территорий в непосредственной близости от Москвы, включая земли между МКАД и Троицком, ряд участков по Ново-Рижскому и Ленинградскому шоссе, и земли, примыкающие к бизнес-школе в Сколково. Территория под строительство инновационного города должна была соответствовать определённым критериям: развитость инфраструктуры, близость к научно-образовательным центрам, а также аэропортам или железным дорогам, и привлекательность для размещения бизнеса. Ещё один важный момент: находится или нет земля в государственной собственности. Не мудрено, что на территории, принадлежащей государству, создавать научный центр было бы гораздо проще.

Окончательный выбор был сделан в пользу государственных земель. Речь идёт о территории в 370 га, находящейся в управлении одного из исследовательских институтов. Возможно, какую-то часть земли придётся докупить у бизнесмена Романа Абрамовича, владеющего территориями по соседству. По непроверенной, но неоднократно озвученной в СМИ информации, бизнесмен готов продать их государству за чисто символическую цену, не имеющую ничего общего с рыночной. Земли в районе Сколково оцениваются в 20–25 млн долларов за гектар.

Многие эксперты полагают, что выбор Сколково определён и тем, что уже сегодня там функционирует бизнес-школа «Сколково», где главой попечительского совета является президент России. Медведев принимал участие в открытии образовательного центра в середине сентября прошлого года в новеньком кампусе. Идейным вдохновителем проекта был глава «Роснано» Анатолий Чубайс.

Появление школы стало возможным во многом благодаря вкладу представителей российского крупного бизнеса. «Сколково» не получает государственного финансирования и существует исключительно на частные средства.

Партнёр – учредитель школы управления «Сколково» бизнесмен Леонид Меламед в беседе журналистами отмечал: «Партнёры – учредители бизнес-школы "Сколково" считают, что президент, как глава попечительского совета, высоко оценил ту гигантскую работу, которую проделал коллектив, ведомый блистательным Рубеном Варданяном. В этом районе под названием Сколково нам удалось взрастить инновационное зерно». На вопрос, будет ли создание российской Кремниевой долины в Сколково достаточным стимулом для бизнесменов, обучающихся в школе управления, заниматься инновационным предпринимательством, Меламед заметил, что «они уже занимаются инновационным бизнесом. Одно из основных направлений деятельности школы – создание венчурного фонда».

Главный же вопрос: а что, собственно, даст России создание в чистом поле так называемой «Кремниевой долины», по-прежнему не имеет простого ответа.

Ошибочно полагать, что «Сколково» станет аналогом той самой «Силиконовой долины» в Калифорнии. Американский научный кластер был создан в непосредственной близости от бывших промышленных центров по производству высокотехнологичного оружия. Тот же Сан-Хосе – центр производства военной авиации США – расположен недалеко от этой самой «Силиконовой долины». Если бы в России создавался прямой аналог американской модели, то для этого вполне подошёл бы уже существующий подмосковный Зеленоград.

По всей видимости, Сколково ждёт иная судьба. Скорее всего, наукоград будет строиться, основываясь на опыте израильской политики в области привлечения учёных умов для нужд государства. В Израиле существует система, которую понятнее назвать «научным инкубатором». Приезжающий в страну учёный получает реальную материальную поддержку для осуществления собственного проекта за конкретное время – 2-3 года. В случае, если его первые работы интересны и перспективны, работа с этим учёным продолжается. Если  же за отведённое время какой-либо результат не достигнут, контракт с работником расторгается, и он ищет себе применение в других секторах рынка труда. Иными словами, в Израиле создан прообраз знаменитой солженицынской шарашки, которая позволяет определить научный потенциал каждого из тех, кто претендует на звание учёного. Разумеется, без «прелестей» гулаговской системы.

Пытаться сегодня проанализировать и предсказать результаты эксперимента под названием «Сколково» бессмысленно. Слишком уж размыта конечная задача и не определена цель. Вместе с тем очевидно, что вложение столь серьёзных средств бизнеса и привлечение такого научного потенциала (появление в проекте того же Жореса Алфёрова) – это довольно решительная попытка государства спасти будущее российской науки.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.