EN
 / Главная / Публикации / Можно ли убить Кенни

Можно ли убить Кенни

17.09.2008

Споры вокруг требований запретить к показу мультсериал «Южный парк» и вообще канал «2х2» затрагивают три совершенно разных, но очень важных вопроса. Первый – вопрос о месте и роли эфирного телевидения в современной ситуации. Второй – собственно о запретах. И, наконец, третий – о чуждом влиянии и его опасностях.

Лично мой опыт общения с нашим эфирным телевидением выглядит примерно так: я включаю его, потом (где-то через пару-тройку секунд) понимаю, что картинка, увиденная мной на Первом канале, решительно не соответствует ничему, что я способен был бы воспринимать, и переключаю на следующий канал. Там, на втором российском, обычно происходит то же самое, как, впрочем, и на третьем, и на четвертом, на пятом и на шестом (там, где у меня «Культура» и «Спорт»). Заданный алгоритм иногда дает сбои, но тоже не часто. В общем, дощёлкиваю я обычно до конца, где на 16-й цифре у меня забит канал «2х2», и останавливаюсь. Не потому, что я очень люблю мультфильмы, как раз нет, но обычно это единственное, что я лично могу смотреть в телевизоре.

Разумеется, можно телевизор вообще не смотреть: читать книги, ходить в кино, музеи, на выставки и всё такое прочее, но чаще всего после работы или, наоборот, в выходной оказывается так, что ты сидишь и щёлкаешь пульт в надежде просто тупо посидеть перед телевизором. И тут канал «2х2» оказывается спасительным. Хорошо, если попал на «Симпсонов», «Южный парк» или «Футураму» – я их люблю (правда, смотреть более двух серий за раз надоедает), другие сериалы мне лично кажутся более утомительными, но и их минут двадцать посмотреть можно. А большего, в общем, и не требуется. То есть для меня канал «2х2» – это очень значимо, и мне было бы неприятно, если бы его закрыли.

Однако у меня много приятелей, которые совершенно безразличны к каналу «2х2». Одни потому, что просто не смотрят телевизор, часто его у них даже и нет. И дело не в какой-то высокой духовности их существования – всё то, зачем я включаю телевизор, они получают из Интернета, скачивают из файлообменников, находят на youtube. В частности, тот же «Южный парк» они смотрят куда регулярнее и любят даже больше моего. Другие телевизор смотрят, но у них в него воткнут шнур какого-нибудь «Стрим-ТВ» или «НТВ+», и для них вполне естественно щёлкать по кругу не из 16 каналов, а из 90 и более. Стоят все эти пакеты копейки, а подключение ко всему этому счастью есть почти в каждом доме на большей части территории Москвы (да и в регионах, говорят, этого добра хватает). Мне не повезло, я живу в центре, а тут особенно не разгуляешься – никто ничего вставить тебе в телевизор не предлагает.

Ну не будет канала «2х2» – я просто перестану смотреть телеканалы и буду использовать телевизор только как монитор к DVD-проигрывателю, буду скачивать те же мультфильмы (как сейчас скачиваю сериалы) на файлообменниках, записывать на болванки и смотреть, когда мне захочется и что мне захочется. В денежном исчислении стоить это будет копейки (один диск DVD стоит 8 рублей, а влезает на него мультфильмов 10-15, а скачивание стоит максимум рублей 300 в месяц, а можно это делать и вообще бесплатно).

И чем дальше идёт развитие телекоммуникационных технологий, тем очевиднее – эфирное телевидение имеет смысл только, если речь идёт о прямых эфирах (спорт, актуальные ток-шоу) и новостях. То есть о том, что отражает непосредственно происходящие прямо сейчас события, всё остальное постепенно лишается смысла. Кстати, уже сейчас в США обкатывается технология телевидения нового поколения, где каждый для себя программирует свою программу передач, то есть выбирает из библиотеки канала то, что он хочет смотреть, заказывает и смотрит, когда захочет и сколько захочет.

Так что как защита нравственности посредством изгнания из эфира неугодных программ, так и страстная защита свободы эфира – всё это битвы минувшей войны. В общем, если что и должно волновать в эфирном телевидении, так это вовсе не мультканал, а качество ток-шоу, новостей и спортивных трансляций. А тут, как я понимаю, ни у кого претензий нет. Новости у нас, какие надо, и даже более того, ток-шоу тоже не оставляют никаких шансов, а что касается спортивных программ, то теперь, когда «Зенит» – чемпион, а Россия поднимается с колен, и они глаз радуют и нравственность укрепляют.

Что же до запретов, то спор о том, что стоит показывать (говорить) неокрепшим умам (и чьи умы считать неокрепшими), а чего нет – вечный и бесконечный. Его начали ещё в древнегреческих Афинах (приговорив к смертной казни целую группу философов во главе с Сократом) и не кончат никогда. И что бы каждый из нас не думал по этому поводу, ограничения и запреты всегда будут, и самое эффективное и разумное – руководствоваться не идеологическими, а технологическими критериями ограничений. Например, по телевизору открытого доступа до 24 часов не могут быть показаны: голая грудь, мужской член, сцены сексуального характера между людьми одного пола и так далее. Список должен быть ясным, коротким, естественным (соответствующим традициям или вообще хоть каким-то закреплённым в обществе установлениям) и жёстким. Вот, собственно, и всё. Ну, может, голую женскую грудь разрешить, а то, что ниже пояса запретить, или наоборот – на самом деле, это не важно. Главное тут регламентация, общая для всех. А если каждый раз по каждому поводу вступать с нравственными инициативами общего характера и обличать (требовать к запрету) отдельные фильмы и передачи, то это как раз хаос и бардак. И ничего более.

Ну и, наконец, о влиянии чуждых ценностей. В нашем сознании слово мультфильм действительно означает нечто глубоко-детское, доброе, благодушное и, что не менее важно, благообразное. Эта традиция имеет свой смысл, и есть у нас свои бесспорные шедевры, однако американская традиция (которая, кстати, родилась в отталкивании от другой американской традиции, близкой нашей мультипликации – диснеевской: детской, благодушной и благообразной) – это тоже очень важно для нас. Ключевая ценность этой традиции – чувство юмора и критическое отношение к окружающей действительности. Можно сказать, что эти ценности чужды русской духовности и вообще всему русскому. Можно говорить, что «анальный юмор плох не только своей пошлостью, он плох своим регрессивным влиянием и на детские, и на взрослые мозги». Но к делу это и близко не относится. Русским людям, русскому миру нужно чувство юмора, нужен спокойный (без надрыва и истерики) критический взгляд на окружающий мир, нужны перец и соль. Тут даже и спорить не о чем.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева