EN
 / Главная / Публикации / Можно ли убить Кенни

Можно ли убить Кенни

17.09.2008

Споры вокруг требований запретить к показу мультсериал «Южный парк» и вообще канал «2х2» затрагивают три совершенно разных, но очень важных вопроса. Первый – вопрос о месте и роли эфирного телевидения в современной ситуации. Второй – собственно о запретах. И, наконец, третий – о чуждом влиянии и его опасностях.

Лично мой опыт общения с нашим эфирным телевидением выглядит примерно так: я включаю его, потом (где-то через пару-тройку секунд) понимаю, что картинка, увиденная мной на Первом канале, решительно не соответствует ничему, что я способен был бы воспринимать, и переключаю на следующий канал. Там, на втором российском, обычно происходит то же самое, как, впрочем, и на третьем, и на четвертом, на пятом и на шестом (там, где у меня «Культура» и «Спорт»). Заданный алгоритм иногда дает сбои, но тоже не часто. В общем, дощёлкиваю я обычно до конца, где на 16-й цифре у меня забит канал «2х2», и останавливаюсь. Не потому, что я очень люблю мультфильмы, как раз нет, но обычно это единственное, что я лично могу смотреть в телевизоре.

Разумеется, можно телевизор вообще не смотреть: читать книги, ходить в кино, музеи, на выставки и всё такое прочее, но чаще всего после работы или, наоборот, в выходной оказывается так, что ты сидишь и щёлкаешь пульт в надежде просто тупо посидеть перед телевизором. И тут канал «2х2» оказывается спасительным. Хорошо, если попал на «Симпсонов», «Южный парк» или «Футураму» – я их люблю (правда, смотреть более двух серий за раз надоедает), другие сериалы мне лично кажутся более утомительными, но и их минут двадцать посмотреть можно. А большего, в общем, и не требуется. То есть для меня канал «2х2» – это очень значимо, и мне было бы неприятно, если бы его закрыли.

Однако у меня много приятелей, которые совершенно безразличны к каналу «2х2». Одни потому, что просто не смотрят телевизор, часто его у них даже и нет. И дело не в какой-то высокой духовности их существования – всё то, зачем я включаю телевизор, они получают из Интернета, скачивают из файлообменников, находят на youtube. В частности, тот же «Южный парк» они смотрят куда регулярнее и любят даже больше моего. Другие телевизор смотрят, но у них в него воткнут шнур какого-нибудь «Стрим-ТВ» или «НТВ+», и для них вполне естественно щёлкать по кругу не из 16 каналов, а из 90 и более. Стоят все эти пакеты копейки, а подключение ко всему этому счастью есть почти в каждом доме на большей части территории Москвы (да и в регионах, говорят, этого добра хватает). Мне не повезло, я живу в центре, а тут особенно не разгуляешься – никто ничего вставить тебе в телевизор не предлагает.

Ну не будет канала «2х2» – я просто перестану смотреть телеканалы и буду использовать телевизор только как монитор к DVD-проигрывателю, буду скачивать те же мультфильмы (как сейчас скачиваю сериалы) на файлообменниках, записывать на болванки и смотреть, когда мне захочется и что мне захочется. В денежном исчислении стоить это будет копейки (один диск DVD стоит 8 рублей, а влезает на него мультфильмов 10-15, а скачивание стоит максимум рублей 300 в месяц, а можно это делать и вообще бесплатно).

И чем дальше идёт развитие телекоммуникационных технологий, тем очевиднее – эфирное телевидение имеет смысл только, если речь идёт о прямых эфирах (спорт, актуальные ток-шоу) и новостях. То есть о том, что отражает непосредственно происходящие прямо сейчас события, всё остальное постепенно лишается смысла. Кстати, уже сейчас в США обкатывается технология телевидения нового поколения, где каждый для себя программирует свою программу передач, то есть выбирает из библиотеки канала то, что он хочет смотреть, заказывает и смотрит, когда захочет и сколько захочет.

Так что как защита нравственности посредством изгнания из эфира неугодных программ, так и страстная защита свободы эфира – всё это битвы минувшей войны. В общем, если что и должно волновать в эфирном телевидении, так это вовсе не мультканал, а качество ток-шоу, новостей и спортивных трансляций. А тут, как я понимаю, ни у кого претензий нет. Новости у нас, какие надо, и даже более того, ток-шоу тоже не оставляют никаких шансов, а что касается спортивных программ, то теперь, когда «Зенит» – чемпион, а Россия поднимается с колен, и они глаз радуют и нравственность укрепляют.

Что же до запретов, то спор о том, что стоит показывать (говорить) неокрепшим умам (и чьи умы считать неокрепшими), а чего нет – вечный и бесконечный. Его начали ещё в древнегреческих Афинах (приговорив к смертной казни целую группу философов во главе с Сократом) и не кончат никогда. И что бы каждый из нас не думал по этому поводу, ограничения и запреты всегда будут, и самое эффективное и разумное – руководствоваться не идеологическими, а технологическими критериями ограничений. Например, по телевизору открытого доступа до 24 часов не могут быть показаны: голая грудь, мужской член, сцены сексуального характера между людьми одного пола и так далее. Список должен быть ясным, коротким, естественным (соответствующим традициям или вообще хоть каким-то закреплённым в обществе установлениям) и жёстким. Вот, собственно, и всё. Ну, может, голую женскую грудь разрешить, а то, что ниже пояса запретить, или наоборот – на самом деле, это не важно. Главное тут регламентация, общая для всех. А если каждый раз по каждому поводу вступать с нравственными инициативами общего характера и обличать (требовать к запрету) отдельные фильмы и передачи, то это как раз хаос и бардак. И ничего более.

Ну и, наконец, о влиянии чуждых ценностей. В нашем сознании слово мультфильм действительно означает нечто глубоко-детское, доброе, благодушное и, что не менее важно, благообразное. Эта традиция имеет свой смысл, и есть у нас свои бесспорные шедевры, однако американская традиция (которая, кстати, родилась в отталкивании от другой американской традиции, близкой нашей мультипликации – диснеевской: детской, благодушной и благообразной) – это тоже очень важно для нас. Ключевая ценность этой традиции – чувство юмора и критическое отношение к окружающей действительности. Можно сказать, что эти ценности чужды русской духовности и вообще всему русскому. Можно говорить, что «анальный юмор плох не только своей пошлостью, он плох своим регрессивным влиянием и на детские, и на взрослые мозги». Но к делу это и близко не относится. Русским людям, русскому миру нужно чувство юмора, нужен спокойный (без надрыва и истерики) критический взгляд на окружающий мир, нужны перец и соль. Тут даже и спорить не о чем.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Мы публикуем перевод заметки “Język „wroga” trzeba znać!” («Язык «врага» надо знать!»), вышедшей в польском издании Obserwator polityczny. «В чём виноват Фёдор Достоевский? Может быть, творчество Александра Пушкина представляет угрозу для умов молодых польских студентов?» - так комментирует её автор недавнее закрытие Русского центра в Кракове.
В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».
В апреле вместо ставшего традиционным Московского международного салона образования (ММСО) пройдёт Неделя образования. Это необычный проект, участником которого может стать любое образовательное учреждение русскоязычного пространства.