EN
 / Главная / Публикации / Крещение Руси

Крещение Руси

01.07.2008

В субботу, 28 июня, патриаршим молебном в Успенском соборе московского Кремля открылись торжества в честь 1020-летия Крещения Руси. Торжества в тот же день продолжились актом в Кремлевском дворце – в присутствии премьер-министра Владимира Путина. В воскресенье на богослужение в храм Христа Спасителя прибыл президент Дмитрий Медведев. Он выступил с речью. Вот, собственно, и все, что можно было бы на данный момент сказать о государственном участии в торжествах. Юбилей Крещения Руси в России – скорее внутрицерковный праздник.

Для сравнения – Указ президента Украины Виктора Ющенко, датируемый текущим годом. Президент распоряжается создать Организационный комитет по подготовке юбилейных торжеств. Комитет должен заняться популяризацией «важнейших отечественных памятников духовной литературы» (в том числе Пересопницкого Евангелия), курировать издание научных и научно-популярных книг, посвященных христианству на Украине, создание документальных фильмов, организацию туристических маршрутов  по историческим местам, связанным с историей христианства. Специальные мероприятия, посвященные торжественной дате, поручено организовывать украинским посольствам за рубежом. Государство взяло праздник в свои руки.

В чем причина таких разительных отличий?

В нынешней России нет никакой национальной идеологии, есть лишь попытки (в целом, неудачные) ее построить. Не стало такой идеологией и православие. Впрочем, представим себе, что это случилось. Стал бы очередной юбилей Крещения Руси государственным праздником, который отмечался бы широко и с грандиозной помпой? На сей счет есть сомнения. Русская Православная Церковь сегодня – де-факто одна из немногих структур, действительно интегрирующих постсоветское пространство. Если бы Россия с ее православной идеологией продолжала развивать этот постсоветский «неоимперский» дискурс, то Крещение Руси не годилось бы на роль «интегрирующего повествования». Как ни крути, в центре этого повествования оказался бы Киев, периферия империи с сильным сепаратистским потенциалом. На роль «события-интегратора» куда лучше подходило бы учреждение патриаршества на Руси. Напомним, что 26 января (8 февраля по новому стилю) 1589 года в Москве, в Успенском соборе Кремля Константинопольский Патриарх Иеремия совершил поставление первого русского Патриарха Иова. В этом повествовании Москва – в центре.

Если бы Россия «открестилась» от постсоветского пространства и строила бы умеренный «православный национализм», то 1589-й год опять же имел бы куда больший вес, нежели 988-й. Год учреждения патриаршества – год достижения формальной независимости от Константинополя. Если учесть, что сегодня Константинополь пытается выступать в роли «большого брата» для Православных Церквей, такая дата для гордой православной нации стала бы настоящим символом.

Парадоксальным образом, Крещение Руси теоретически можно было бы праздновать всенародно и на государственном уровне, если бы в России формировалась… «проевропейская» идеология. Почему? 998-й год можно было бы обозначить как символическую дату приобщения русских к европейской культуре и ценностям. Главным последствием Крещения было вовсе не оформление нового типа государственности, дискурса власти или правящей элиты, не достижения в области искусств и т.п., а то обстоятельство, что Русь заговорила на универсальном европейском «языке» (различия между римским и константинопольским вариантом этого «языка» на тот момент еще не были непреодолимыми), была принята в общество «культурных народов».

Нынешняя Украина в лице ее правящей элиты хотела бы интегрироваться в Европу (в частности, стать членом Евросоюза). Но при этом, что любопытно, в ходе подготовки к 1020-летию Крещения Руси акцент на принятие христианства как на адаптацию европейского «культурного кода» не делается. Напротив, Крещение превращается в национальный, своего рода патриотический праздник. В этом, в принципе, нет ничего удивительного. Разумеется, Крещение Руси не было «Крещением Украины». В X веке не существовало ни Украины, ни украинцев, а была Киевская Русь, образование, объединявшее несколько славянских племен. Украинизация Крещения – почти то же самое, что и навешивание на Гоголя ярлыка «украинского писателя». Но эти явления, процессы и тенденции объяснимы. Молодая нация ищет свою идентичность, вычленяя из общей истории «крупицы себя». Парадоксальность ситуации заключается лишь в том, что одна и та же элита готова ступить на европейскую землю и в то же время активно вырабатывает национал-патриотические мифы. Интересно, что Дмитрий Медведев, выступая в храме Христа Спасителя, о выборе веры как о «цивилизационном выборе» сказал.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II получил от Виктора Ющенко приглашение посетить Киев и поучаствовать в юбилейных торжествах. Ожидается, что в июле Предстоятель Русской Православной Церкви отправится на Украину. Это будет непростой визит. Алексий II столкнется на Украине с государственно-церковной матрицей, которая отсутствует в России. В оргкомитет по подготовке юбилейных торжеств включены представители церковных структур, отношения которых с Московским Патриархатом либо весьма натянуты (греко-католики), либо вовсе отсутствуют (самопровозглашенный Киевский Патриархат, Украинская Автокефальная Православная Церковь). Это все равно, как если бы историк, приехавший на научный симпозиум, встретил там академика Фоменко. Украинское государство, в свою очередь, не ощущает взрывоопасности этой ситуации. Президент Ющенко и вовсе озабочен созданием на Украине единой Автокефальной Церкви, объединяющей все действующие на территории страны церковные структуры. При этом все они (за исключением разве что Украинской Церкви Московского Патриархата) несут в себе заряд «державности». Каждая имеет свой проект государственной Церкви. И у каждой есть собственное видение того, как праздновать юбилей Крещения Руси.

В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, нынешний Патриарх Московский Алексий II и самопровозглашенный Киевский Патриарх Филарет (Денисенко) были митрополитами Русской Церкви. Они вместе праздновали юбилей «Владимирова Крещения». Прошло двадцать лет – и они уже не могут сидеть за одним столом, а единого русского мира, в общем, нет. Как нет и единого праздника. Ничто так не объединяет братские православные народы, как общая беда, например, коммунистический режим. Когда беда исчезает, каждый думает о себе.

Конечно, двадцать лет назад юбилей Крещения Руси в СССР не обрел статус государственного праздника. На дворе была перестройка, но в научно-популярных и партийных изданиях все равно публиковались статьи, весьма критические по отношению к Церкви. Режим дышал на ладан, близилась агония, и тем не менее советское государство попыталось использовать юбилей в целях международного пиара.  Михаил Сергеевич Горбачев принимал в Кремле иерархов РПЦ и произносил пафосные речи о значении Крещения для становления русской государственности и о том, что верующие вместе с неверующими созидали государство рабочих и крестьян. Церкви начали возвращать святыни – монастыри, храмы…

В воскресенье, 29 июня сего года, президент РФ Дмитрий Медведев в храме Христа Спасителя торжественно передал Алексию II православные святыни из запасников Кремля – гвоздь от Креста Господня, мощи святых (в том числе и св. князя Владимира), часть ризы Богородицы… Времена меняются. В России уже другая власть. У нее совсем другие отношения с Церковью. И тем не менее юбилей христианства на Руси опять используется лишь как повод вернуть Церкви часть некогда принадлежавших ей святынь. А в соседнем братском государстве – как повод напомнить всем об уникальности своей исторической миссии. Юбилей, который должен был бы объединить народы, делает это разве что на бумаге, да и то не на всякой…

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева