EN

Ждем ли мы перемен

23.01.2008

«Бывает так, что нечего сказать. Действительность бескрыла и помята» - эта строка из песни Гребенщикова «Ангел всенародного похмелья» - на самом деле достаточно точно отражает состояние новостной ленты во второй половине января.

Всеобщее информационное похмелье после новогодних праздников начинает ощущаться в тот странный промежуток, когда все, связанное с праздниками и подведением итогов старого года, уже давно проговорено, а новая повестка дня только формируется.

К тому же начало формирования этой повестки сопровождается новостями, например, о том, что американская экономика недужит, и плохо от этого рано или поздно будет всем – хотя никто не знает, когда и насколько плохо. Такие новости – тупая боль, бьющая в висок и не сулящая ничего, кроме смутной тревоги и неопределенности будущего. Но иногда к этой боли и тревоге стоит прислушаться.

Ведь никто действительно не представляет, чего ожидать от происходящего в стране и мире. Причем, кажется, все ожидают каких-то изменений. Президентские выборы в США -  неважно, кто победит, но что-то должно поменяться, потому что «так как сейчас» быть не может. Президентские выборы в России – тут как раз важно, кто победит и, кажется, мы все знаем, кто. Но потом ведь все равно что-то изменится – просто потому, что «точно так же как сейчас» с новым президентом не получится. Все обсуждают проблему Косово – потому что там все тоже должно поменяться, никто не знает, к чему это приведет. Все знают, что в одной из главных проблемных точек Европы в ближайшее время должны произойти малопредсказуемые перемены. И в Ираке они тоже должны произойти – потому что скоро президентские выборы в США, потому что дальше так продолжаться не может. Какие именно перемены? Никто не может сказать точно. Что будет в Пакистане? Никто не может дать точных прогнозов, но важных и не слишком радующих всех изменений ожидают все. Должны ли произойти перемены в Закавказье? Конечно, должны – потому что прошли президентские выборы в Грузии, скоро президентские выборы в России, ну и вообще - не может же все так и дальше продолжаться. Какие именно перемены? Сложно сказать, но что-нибудь обязательно изменится.

Цена на нефть? И здесь все сулят перемены. Кто-то предсказывал значительный рост. Теперь чаще говорят о заметном падении. Но перемены обязательно будут. И, насколько можно понять, ни к чему особо хорошему не приведут.

Это, разумеется, не внешнеполитический анализ с обзором рынков. Это - картина мира на информационных лентах и в газетных статьях. Никто ничего не знает. Все чего-то ждут. И явно не Деда Мороза с мешком подарков для всех, кто хорошо себя вел в прошлом году.

Вызвана ли такая картина ежегодными и сезонными процессами (праздники закончились, а все новое в этом году только начинается),  или чем-то, реально происходящим в мире? Этим вопросом можно продолжить ряд прочих, не имеющих пока определенного ответа. Но все же можно отметить, что в этом году слова «неопределенный», «пока неизвестно», «ожидания» и «непредсказуемые последствия» звучат чаще обычного. Над этим не мешает задуматься. Попробуем представить себе, например, как мир выглядел перед тем, как вступил в последнюю, по-настоящему великую эпоху перемен. Например, начало 1985 года. Иран и Ирак – затяжная война, что будет дальше – неизвестно, но, разумнее предположить, что ничего не изменится. Ливан – все безнадежно, вряд ли нужно ожидать скорых перемен. Афганистан - все безнадежно, края войны не видно. Никарагуа и пресловутый Гондурас– без перемен. Советский Союз – сначала Брежнев, потом Андропов, теперь Черненко – ждать нечего, ничего не изменится. Цены на нефть – тоже ничего интересного. Как можно видеть, изменения начались тогда, когда, если судить по газетам, их ничто не предвещало. Можно, впрочем, привести и другой пример: конец 1960-х. Шестидневная война. Парижские молодежные бунты. Война во Вьетнаме. Хиппи. Вудсток. «Пражская весна». То, что мир вступает в период фундаментальных перемен, казалось чем-то само собой разумеющимся. Писали об этом тоже все. И что? И в общем-то, ничего.

Это в большей степени заставляет говорить о том, насколько велика цена в современном мире журналистским прогнозам и мнениям экспертов. И вообще о том, какую роль выполняют в современном мире СМИ.

Впрочем, это слишком серьезная тема. Пока следует отметить одно. В этом году совершенно неожиданно все заговорили о чем-то неясном и неопределенном, что ожидает нас впереди. Ожидает, в том числе, и Россию. Весьма популярная еще не так давно риторика: «Несмотря на явление «икс», наблюдающееся в стране «игрек», России ничего не угрожает» постепенно изымается из оборота. Складывающееся ощущение – привычное, но не слишком приятное – собственно, именно оно и составляло одну из главных причин дискомфорта, испытываемого российскими гражданами от просмотра новостей и чтения газет лет 10-15 назад. Насколько устойчивым будет это ощущение и как повлияет на нашу картину мира и восприятие действительности в ближайшее время – весьма интересный вопрос. Ответа на него пока нет.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.