EN
 / Главная / Публикации / Классик

Классик

12.12.2007

"Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, — но не через меня", - Александр Исаевич Солженицын.

Восемьдесят девять лет назад родился лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын – великий русский писатель, публицист и общественный деятель. За свою долгую жизнь Александр Исаевич прошел через страх и боль ГУЛАГа, через унижение и изгнание, позже - через реабилитацию, первые публикации, и, наконец, - мировое признание. Биография Солженицына – это своеобразный слепок эпохи. Рос без отца, воевал, защищая Родину в Великой Отечественной, был ранен, получил медали и ордена, однако в 1945 году за неосторожные высказывания в личной переписке о Сталине последовал арест и приговор на 8 лет лишения свободы. После реабилитации в 1956 году Солженицын пишет рассказ «Один день Ивана Денисовича», а в 1960 году - «Матренин двор». Несмотря на то, что его рассказы увидели свет только в 1962 году, будучи опубликованы в журнале «Новый Мир», они сразу же были переведены на ряд иностранных языков и изданы за границей.

Во многом именно благодаря творчеству Солженицына мир узнал правду о ГУЛАГе и сталинском режиме. В 1969 году Солженицына выдвигают на Нобелевскую премию в области литературы. Присуждается премия в 1970 году, однако получил ее писатель лишь в 1975 году, справедливо опасаясь, что в случае поездки в Стокгольм ему могут запретить въезд в СССР. Солженицын неминуемо должен был вступить в конфликт с государственной властью. Последовательность его критики коммунистического режима и фундаментальное неприятие самих основ советского строя предопределили последующее развитие событий. К тому же писатель, критикующий коммунистическую власть, а тем более разоблачающий ее репрессивный характер, автоматически вызывал интерес на Западе и становился элементом общего идеологического противостояния «Свободного мира» и «Социалистического лагеря».

В этом противостоянии советский режим действовал предсказуемо и однобоко. Сначала КГБ конфисковал архив Александра Исаевича, затем, после издания в США и Западной Европе романа «В круге первом», начинается организованная травля – «разоблачающие» статьи в газетах, возмущенные письма трудящихся, гневные заявления членов Союза писателей. После издания в 1974 году «Архипелага ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына лишают советского гражданства и выдворяют из СССР. Вернулся на Родину он только в 1994 году. Почему выбор пал на 1994 год – сказать сложно. Многие его ждали уже после августа 1991 года. Тогда в атмосфере всеобщей эйфории от событий, представлявшихся победой народа над коммунистической властью, его возвращение могло быть сравнимо с возвращением Хомейни в Иран в 1979 году. Сложно сказать, какие последствия это могло иметь для новейшей российской истории. Тем не менее, он решил подождать до 1994 года – тогда жизнь в России уже пошла по пути, весьма далекому от того, который некогда представлялся Солженицыну.

Да и сам он в той России казался почти музейным экспонатом. Его путешествие на поезде с Дальнего Востока через всю страну подробно освещалось в газетах, на радио и телевидении, но, по большому счету, мало резонировало с начинающейся «эпохой 90-х», в которую на полных скоростях въезжала страна. В Москве Солженицын фактически затворился в предоставленной ему резиденции в Троице-Лыково, не принимая активного участия в общественной жизни. Периодически он пытался выступать со своими программами на ТВ, писал газетные статьи, давал интервью, но все это – несмотря на важность и глубину затрагиваемых вопросов – казалось голосом из какого-то другого мира. Вряд ли стоит оценивать это в категориях «хорошо» или «плохо».

Фактически роль Солженицына сейчас – роль «живого классика». Это не так уж мало. Далеко не в каждой культуре есть сейчас фигуры, способные претендовать на такую роль. То, что в таком качестве, несмотря на общие ностальгические чувства по отношению к советской эпохе, в нашей стране выступает человек, активно боровшийся с этим режимом, напоминающий своими произведениями о том, как «жить нельзя», - важно и симптоматично. Благодаря Александру Исаевичу мы можем научиться гражданскому мужеству и умению выживать в нечеловеческих условиях, продолжать верить в правоту своих идей. И, как показывает жизнь, именно такие качества превращают русского писателя в классика.

 

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

С 19 сентября по 4 октября в Лейпциге проходит Межкультурная неделя под девизом «Вместе жить, вместе расти» (Zusammen leben, zusammen wachsen), программа которой включает более 100 мероприятий: лекции, спектакли, концерты, кинопрограммы, дискуссии, консультации, встречи, ток-шоу, литературные чтения, фестивали.
Всемирный день туризма в этом году омрачён пандемией, но «охота к перемене мест» у людей неистребима. Об этом свидетельствуют письма, дневники, заметки отважных и наблюдательных людей, в разное время и с разными целями рискнувших отправиться в далёкое путешествие.
В Херсоне местное управление СБУ призвало городские власти отказаться от проведения музыкального фестиваля-конкурса «Бархатный сезон». Ситуацию прокомментировал организатор фестиваля Александр Кондряков  – руководитель украинской общественной организации «Русская школа» и президент Международного педагогического клуба.  
120 лет со дня рождения выдающегося лингвиста Сергея Ожегова исполнилось 22 сентября. Главным научным достижением Ожегова стал всем известный «Словаря русского языка», который только при жизни лингвиста выдержал шесть переизданий, и продолжал совершенствоваться и пополняться даже после смерти учёного.
В истории открытия Антарктиды, 200-летие которого отмечается в 2020 – 2021 годах, ещё остались неизвестные страницы. Например, мало кто знает о человеке, без которого и экспедиция, и само открытие ледового материка могли бы не состояться. Речь о морском министре Иване Ивановиче де Траверсе.
В Эстонии, по разным причинам, с каждым годом увеличивается количество русскоязычных детей, поступающих в школы с эстонским языком обучения. Родители всё чаще встают перед проблемой – как сохранить идентичность ребёнка, дать ему хороший русский язык, знания по родной литературе и культуре. На эти вопросы отвечает директор Таллинской школы русского языка Института Пушкина Инга Мангус.
На территории Русского центра им. Н. И. Бородиной в городе Мерано провинции Альто-Адидже (Италия) прошла премьера литературно-театрального спектакля «Калейдоскоп» по рассказам Михаила Зощенко. Зрителями стали наши соотечественники и итальянцы, изучающие русский язык.