EN
 / Главная / Публикации / Возвращение

Возвращение

13.11.2007

Главная сегодняшняя новость – это, несомненно, возвращение на родину Виталия Калоева, история которого известна – просто не может не быть известна – всем россиянам. Эта новость затмила даже сообщения о шторме в Керченском проливе, последствия которого, по идее, можно обсуждать не меньше недели. Буквально все средства массовой информации наперебой ежечасно освещали сегодня подробности его прибытия в Россию.

Внимание, которое уделяется возвращению Калоева на родину, и тот почти победный тон, с которым об этом сообщается, поистине удивительны. Чтобы разобраться в причинах такого настроения прессы, вспомним историю Калоева.

Внешняя сторона событий такова.

Ночью 2 июля 2002 года над Боденским озером, в зоне ответственности швейцарской авиадиспетчерской службы Skyguide, столкнулись и рухнули на землю российский пассажирский самолет «Tу-154» и грузовой самолет «Боинг-747». В результате крушения погиб 71 человек, среди них – 45 российских детей, летевших на отдых в Испанию. В их числе была и семья Виталия Калоева – жена Светлана Калоева и двое детей – Константин и Диана.

В феврале 2004 г. Калоев, работавший по договору в Испании, попытался добиться хотя бы извинений от руководства швейцарской компании, но безрезультатно. 24 февраля 2004 он появился перед домом дежурившего в тот злополучный день авиадиспетчера Петера Нильсена (как было признано, главного виновника авиакатастрофы) и несколькими ударами ножа убил его. Через несколько дней он был арестован.

По словам самого Калоева, он хотел встретиться с Нильсеном, чтобы взглянуть в глаза виновнику гибели своих детей, убивать же его он не собирался. В суде он показывал: «Я не помню, я не знаю, что я делал. По этим уликам выходит, что я его убил. Но как было на самом деле, что у меня было в голове, я не могу сказать».

Швейцарский прокурор настаивал на том, что убийство совершено умышленно, и требовал для обвиняемого 12 лет тюрьмы (максимальный срок по этой статье составляет 18 лет), адвокат же, наоборот, настаивал, что преступление было совершено в состоянии аффекта, и просил сократить срок до трех лет.

В октябре 2005 года швейцарский суд признал Калоева виновным в убийстве и приговорил к 8 годам каторжных работ (заключения в колонии строгого режима). Однако уже в июле 2007 года дело Калоева было пересмотрено кассационным судом, который признал первоначальный приговор слишком суровым и уменьшил срок наказания до 5 лет и трех месяцев. Суд счел, что Виталий Калоев принял решение об убийстве только в момент нанесения первых ударов и потребовал, чтобы в приговоре было учтено, что обвиняемый не вполне отдавал себе отчет в своих действиях в момент преступления. А уже в августе швейцарский суд принял решение досрочно освободить россиянина, который, таким образом, провел в тюрьме менее четырех лет.

В свое время очень многие в России обвиняли швейцарский суд в черствости – это касалось и 8-летнего приговора, и того, насколько жестко производился допрос Калоева в суде, и, наконец, того, что швейцарское правосудие оказалось чрезмерно снисходительным к сотрудникам Skyguide – все они отделались сравнительно небольшим условным сроком. Швейцарский суд, действительно, известен в Европе своим сухим юридизмом – строгим следованием именно букве закона. Теперь, однако, кажется очевидным, что швейцарское правосудие сделало буквально все возможное, чтобы смягчить приговор Калоева – в тюрьме он отбыл почти тот же срок, который требовал для него его адвокат.

Однако желание побольнее уколоть швейцарцев все же не исчезло – теперь освобождение Калоева в некоторых СМИ связывается с визитом президента Швейцарской Конфедерации в Россию (8-9 ноября) и даже провозглашается политическим фарсом. 

В свое время СМИ очень подробно освещали процесс над Виталием Калоевым, регулярно сообщали о тех шагах, которые предпринимают его адвокаты и российские официальные органы, чтобы добиться смягчения приговора и экстрадиции Калоева в Россию. В этом смысле его возвращение на родину, действительно, можно рассматривать как победу. Вот только непонятно, кого мы победили и ради чего?

Калоева приветствуют едва ли не как национального героя. В аэропорту его встречали активисты движения «НАШИ» (информация с их официального сайта) с плакатами «Вы – настоящий человек». Юноши и девушки, стоявшие вдоль трассы, скандировали: «Калоев!», репортеров интересуют его дальнейшие планы на жизнь, сообщается, что в Москве он пройдет медосмотр, а на родине родственники в честь его прибытия уже зарезали барана – прекрасно! В этом информационном шуме реальность теряет четкие очертания, а однозначная моральная оценка происходящего становится весьма проблематичной. Тема преступления и наказания оказывается никому не интересной - вместо этого нам подсовывают очередное псевдопатриотическое "мыло". Интересно, пригласят ли Калоева на ток-шоу?

История Калоева – это трагедия человека, в одночасье лишившегося семьи. Однако не забудем и того, что он был осужден за доказанное убийство, и его досрочное освобождение, в конечном итоге, - добрая воля швейцарского правосудия. В охватившей сегодня российские медиа горячке почти не слышно слов сожаления о произошедшем. Всем интересен голый факт: Калоева освободили! Калоев возвращается!  Ну, хорошо, освободили, возвращается – и что же? Какой из этого следует вывод? Все это, по меньшей мере, нескромно. История Калоева слишком неоднозначна, слишком трагична, чтобы стряпать из нее низкопробный медиа-сериал. 

Кто-то, конечно, скажет, что все эти сетования напрасны, что, в конце концов, это сенсация, а сенсация – это хлеб для журналистов, это просто нужно принять – или не читать газет. Шумиха не имеет определенной цели - она просто есть, ибо это отвечает человеческой природе. Может, это даже верно – если, конечно, придерживаться того взгляда, что «мир во зле лежит», а СМИ есть некое бездушное пространство, в котором главную ценность представляют показатели рейтинга.

Но дело, в конце концов, не только и не столько в Калоеве – уж он-то меньше всего виноват в этой шумихе и, вряд ли можно сомневаться, меньше всего ее хотел – и даже не в реакции СМИ.

Тревожнее всего, что в этой истории ясно читается все то же проявление «психологии обиженных», о которой уже неоднократно говорили. Личная трагедия Калоева превращается в фарс под названием «обида русского народа». Тогда оказывается, что Виталий Калоев защищал семью, а «защищать семью – это все равно что защищать государство». Более того, он «мстил за смерть российских детей». Ну, и, конечно же, «если бы над Боденским озером разбился самолет с американскими школьниками… дело закончилось бы ковровыми бомбардировками Швейцарии» (автор высказываний -  председатель всеосетинской общественной организации «Совет старейшин» Михаил Гиоев). Понятно также и то, что «Калоев оказался в той истории единственным неравнодушным. Единственным настоящим Человеком с большой буквы. И оказался наказан и унижен за всю страну». Конечно, «если бы таких, как Калоев, было хотя бы немного больше, отношение к России было бы совсем другим во всем мире» (цитаты с официального сайта движения «НАШИ»). 

Впрочем, Бог с ними – с молодежными политическими движениями и осетинскими общественными организациями. Хотя извлекать политический капитал из возвращения на Родину несчастного, по сути своей, человека – не самый красивый поступок, но приближение выборов у многих смещает моральные ориентиры. Самое неприятное в этой истории, пожалуй, то, что это действует и на далеких от политики людей, и многие действительно начинают ощущать себя обделенными и обиженными кем-то «за рубежом» - обиженными настолько, что готовы превратить частную трагедию и страшное преступление, совершенное в состоянии аффекта, в героический подвиг.  

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

Несмотря на международную ситуацию катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Российские и зарубежные эксперты в области международных отношений, экономики, медиа и образования обсудили различные стороны взаимодействия России со странами Африканского континента – от сотрудничества в информационной политике до строительства АЭС и борьбы с наследием колониализма.
Как известно, Михаил Глинка, как и Пушкин,  создал «новый русский язык» – только в музыке. В год своего 220-летия великий русский композитор и европейская знаменитость Михаил Глинка получил «поздравление» от украинцев. В местном институте национальной памяти (УИНП) его объявили одним из «символов российской имперской политики».
Цветаева