EN

Два подряд. Теперь хоккей в России имеет шанс стать просто хоккеем

11.05.2009

Россия – чемпион мира по хоккею. Похоже, эти слова теперь можно произносить без надрыва в голосе и без попыток увидеть в этом какой-то великий признак, указывающий на государственное возрождение. Теперь российская сборная просто стала чемпионом мира по хоккею дважды подряд, притом дважды обыграв в финале канадцев. «Просто» в данном случае обозначает то, что нынешняя победа в гораздо большей степени позволяет говорить не о патриотизме, а, собственно, о спорте и игре в хоккей. И происходит так именно потому, что мы увидели и убедились в том, что у нас есть классная команда, которая умеет играть и выигрывать и, даже если судить по двум последним чемпионатам, делает это лучше всех в мире.

Разумеется, болельщики столь же шумно отмечали нынешнюю победу в чемпионате мира, как делали это и в прошлом году во многих городах России, и возгласы «Россия, Россия!» в ночь с 10 на 11 мая 2009 года звучали, по-видимому, столь же громко и воодушевлённо, как в ночь с 18 на 19 мая 2009 года. Но всё же это две разные победы. Победа прошлого года, несмотря на отличную игру сборной на протяжении всего турнира, казалась едва ли не чудом. Просто потому, что сборная России не побеждала в хоккее уже 15 лет и как ни старалась показать хорошую игру чемпионат за чемпионатом, в итоге всё равно ничего не получалось. Потому что существовало устойчивое чувство, что вместе с падением СССР мы разучились играть в хоккей, утратив это умение как один из атрибутов великой державы. То, что  США, несмотря на победу в холодной войне, вроде бы не стали великой хоккейной державой, никого не интересовало. Тем более что в американских клубах играли лучшие российские хоккеисты, которые становились звёздами своих клубов, но тем не менее, собравшись вместе, никак не могли сотворить ничего впечатляющего в игре за сборную. В общем, при такой невесёлой истории российского хоккея поверить в победу прошлого года невозможно было до последней минуты. И, когда это произошло, у многих появилось ощущение чего-то небывалого, того, что ждали-ждали, и вот вдруг, надо же, дождались.

Если вспомнить, то именно прошлому году мы обязаны появлением фразы «Россия поднимается с колен». Фраза, которая очень быстро превратилась в фразочку именно из-за избыточного стремления СМИ, чиновников и государственных деятелей объявить признаками возрождения великой державы любые достижения российских участников в любом состязании – «Евровидении», чемпионате Европы по футболу, чемпионате мира по хоккею. Не стоит спорить о том, что достижений этих в прошлом году было немало. Тем не менее та нарочитость, а иногда и пошлость, с которой победы в песенном или спортивном конкурсе заносились на большой государственный счёт, вызвали в итоге защитную индивидуальную и общественную реакцию, в результате которой фраза про Россию и колени стала символом неумеренности в пропаганде.

При всём при том стоит признать, что определённые мотивы для появления массовых рассуждений о величии страны на основании спортивных побед всё же были. Эти победы не имели прецедентов в постсоветской истории. Всё, что не имеет прецедентов, легко объявить чудом. А чудеса и всё неосознаваемое рассудком часто и является питательной средой для того, что иногда принято называть национальной идеей.

Поэтому для того, чтобы победы прошлого года навсегда остались поводом и основой для национальной гордости, следовало сделать ровно одну вещь – ни в коем случае не побеждать следующие 15 лет или любой другой долгий срок. Оставить воспоминания о торжестве на ЧМ-2008 как о событии уникальном, как об особом национальном цветке, расцветающем раз в полтора десятилетия. Тогда победа и непобеда наших сборных надолго остались бы серьёзным основанием для рассуждений о политике страны, духе народа, истории государства – в общем, о чём угодно, кроме спорта.

Этого не произошло. Сборная России и на этом чемпионате показала отличную игру и стала чемпионом. И, собственно, теперь можно не рассуждать о духе единства и иных сложных для понимания материях. Теперь мы имеем дело с фактом – хорошей сборной, которая умеет хорошо играть в хоккей. И это имеет отношение именно к хоккею и месту России в этой игре, тому месту, которое теперь признают любители этой игры во всём мире.

Собственно, именно то, что это не национальное чудо, а просто хорошая игра, пожалуй, и есть главное достижение этого чемпионата. У нас просто появилось представление о том, что в России умеют делать хорошо. Это можно отметить про себя и относиться без особого придыхания, а просто как к какой-то важной детали, формирующей общее представление о стране. Пока, конечно, то, что «русские хорошо играют в хоккей», не столь очевидно, как то, что Волга впадает в Каспийское море, но всё же вероятность увидеть хорошую игру сборной уже заметно выше, чем в иные годы. Здесь любые рассуждения о том, что раз мы выиграли, значит мы – великая держава, уже не столь уместны. Мы просто хорошо играем в хоккей. Мы уже знаем это про нашу страну, и нам это нравится. Мы можем спокойно посмотреть хоккей и поболеть за наших. А кто-то в мире, вполне возможно, будет болеть за российскую сборную просто как за команду, демонстрирующую отличную игру. И, пожалуй, так всё встанет на свои места. Игра будет игрой. И победа – победой. Мы, точнее, игроки нашей сборной этого заслужили.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.