EN

Знай русский! Прямая речь и правила её оформления

Тамара Скок, Елена Подгорная15.04.2025

Блок05.jpg
  Прямая речь – это дословная чужая речь, донесённая до читателя или слушателя в первозданной форме. Ошибки при использовании прямой речи на письме чаще всего связаны с неверной постановкой знаков препинания.

Повторим школьную программу и вспомним основные алгоритмы оформления прямой речи. Прямая речь (ПР) не заключается в кавычки, если она начинается с абзаца. В этом случае перед ПР должно стоять тире:

И бедная девушка машинально произнесла:

— Борис Антоныч! (Н. Некрасов).

Прямая речь должна заключаться в кавычки, если идёт в тексте в одну строку и без абзаца. После слов автора или слов, указывающих, кому принадлежит прямая речь, ставится двоеточие. Пётр долго бежал за ней и кричал: «Остановись!»

После слов автора и перед ПР ставится двоеточие, при этом первое слово ПР должно начинаться с большой буквы. Мама зашла в комнату и сказала: «Обед готов». Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся всегда внутри кавычек в конце ПР, а точка – после кавычек. После школы Миша спросил: «Пойдём в кино?»; Ира воскликнула: «Бежим скорее!»; Дима произнёс: «Так не хочется на работу»

В том случае, когда слова автора стоят после ПР, в конце ПР ставится запятая (или другие перечисленные знаки в зависимости от интонации фразы) и тире, независимо от того, идёт ли ПР в одну строку или начинается с абзаца. При данном варианте слова автора пишутся с маленькой буквы: «Смотри внимательнее на дорогу!» с испугом прокричала мама;

– Ложись спать, будут тебе завтра блинчики, – устало произнесла бабушка.

Слова автора могут разрывать выделяемую кавычками ПР, тогда кавычки будут стоять только в начале и в конце ПР: «Чем больше с Вами общаюсь, лестно отозвался мой новый приятель, тем больше радуюсь нашему знакомству». Кавычки не нужны, если в середину ПР вставлен гл. говорит в роли вводного слова, указывающий на источник сообщения: Уеду, говорит, и никто меня никогда не найдёт.

При разделении ПР словами автора они выделяются с обеих сторон запятыми и тире и пишутся с маленькой буквы: «Отряду необходимо заночевать здесь, – серьёзного проговорил руководитель похода, – иначе мы рискуем ночью попасть под дождь»; «У меня всегда была мечта, – тихонько сказал отец, – отправиться в морское путешествие». Запятая в подобных случаях заменяет другие знаки препинания (точку с запятой, двоеточие, тире), ставящиеся между частями предложения. На схеме варианты пунктуационного оформления слов автора (А) и прямой речи (П) можно выразить следующим образом: «П, а, п». «П, а. — П». А: «П!» а.

Подробнее информация об оформлении прямой речи знаками препинания изложена в «Справочнике по русскому языку…» Д. Э. Розенталя.

Также по теме

Новые публикации

«Православный голос в Бурунди» – такое название носит YouTube-канал, который открыл и ведёт Роман-Эжиде Бихимана, учащийся Николо-Угрешской православной духовной семинарии в Московской области. На своём родном языке кирунди семинарист знакомит своих соотечественников с основами православия и сюжетами из Библии.
Учащиеся из Луганска посетили турецкую Анталью в рамках межшкольного обмена, пишет dikGAZETE. Турецкие чиновники дали понять, что они де-факто признают ЛНР частью России. Это важный результат публичной дипломатии, которую проводит Донбасс, отмечает автор.
Лишь в ХХ веке во всём мире начали серьёзно изучать эпос и сказки. И русская филологическая школа была здесь на передовых позициях. Одним из светил фольклористики, чьи работы перевернули устоявшийся взгляд на то, чем на самом деле является народная сказка, был советский филолог Владимир Пропп; 28 апреля отмечается его 130-летие.
Всероссийский конкурс «Родная игрушка», стартовавший в ноябре прошлого года, всколыхнул всю страну. Заявки пришли из 89 регионов, к проекту подключились десятки тысяч мастеров. Для многих стало откровением, что подлинно народная игрушка, продолжающая древние традиции, живёт и развивается.
Николай Сергеевич Трубецкой – российский языковед, этнограф, историк и философ. В языкознании он разработал фонологическую теорию и стал одним из основоположников структурной лингвистики. Широкой публике он больше известен как один из основателей евразийства.
«Он сражался во имя красоты, веря, что танец – не демонстрация превосходного исполнения, а искусство поэтических образов», – так один из исследователей танца отозвался о мастерстве балетмейстера Михаила Фокина. Реформатор русского и европейского балета оставил после себя 70 постановок, где неразрывно сосуществовали вместе с танцем изобразительное искусство и музыка.