
По заветам отцов: как живут казаки-некрасовцы в Ставропольском крае
Алла Шеляпина16.12.2024
После восстания Булавина в 1708 году отряд казаков в несколько тысяч сабель под командованием атамана Игната Некрасова ушёл от царских войск сначала на Кубань, а затем в Турцию. Здесь казаки осели, основав несколько поселений. В 1962-м, после 250 лет жизни на чужбине, большинство некрасовцев вернулось в Россию.
Семён Бабаёв, тысячный казак-некрасовец, родившийся на пароходе «Грузия» по дороге из Турции домой, в Россию, немного обижается на родственников и общинников-некрасовцев. А всё потому, что его день рождения празднуют раз в пять лет. Между юбилейными датами возвращения общины в Россию про его личный праздник как бы и забывают. Но его судьба навсегда связана с годом возвращения взбунтовавшихся когда-то донских казаков-некрасовцев в Советский Союз в 1962 году. В тот год закончилась 250-летняя «туретчина» – особая страница в истории части донского казачества.
Историки до сих пор не пришли к единому мнению, сколько же веков насчитывает история Войска Донского. В Гребенской летописи 1471 года казаки упоминаются как часть войска Дмитрия Донского, которое «воинство велми тъелесныя дары обогатив и почтив, и по все лета уставя им казакам свое жалование».
Сами казаки связывали своё появление на Дону и дальнейшую организацию вольного поселения с процессом закабаления в набирающем силу Московском княжестве. Даже крупнейший на Юге России историко-музейный комплекс в бывшей столице Донского казачества (1644 – 1805 гг.) станице Старочеркасская (бывший город Черкасск) не в состоянии вместить в свои собрания все аспекты истории вольных людей Дона.
Уже с 1570 года у донского казачества появилась своя столица – Раздорский городок. А в 1571 году войско Донское впервые получило жалованье за службу от царя Ивана IV. И довольно долгое время казаки состояли на службе московских царей за жалованье, вне системы государственных воинских формирований. Стремление к вольной жизни, своему укладу и общинному порядку принятия решений регулярно становилось причиной восстаний против любого царского давления. Все известные нам со школьной скамьи крестьянские восстания в императорской России по сути своей можно назвать казацкими. Ибо рождались они именно в среде вольных казаков, а их предводителями становились казачьи атаманы Кондратий Булавин, Стенька Разин и Емельян Пугачев.
После восстания Булавина в 1708 году отряд казаков в несколько тысяч сабель бежал от царских войск сначала на Кубань, в то время находящуюся под рукой крымского хана, а в середине XVIII века переместился на Дунай, потом и в Турцию в район озера Куш и на берега Эгейского моря во Фракию, где основал несколько поселений, сохранившихся до сих пор. Увёл их ближайший соратник Булавина атаман Игнат Некрасов. Дав присягу сначала крымскому хану, а затем и османскому султану, некрасовцы участвовали в войнах против России своими, отдельными воинскими частями. Кстати, сам атаман уже в преклонном возрасте 77 лет погиб в стычке с российским отрядом.
Свою вольную общину некрасовцы строили по «Заветам Игната». В отличие от других старообрядческих общин, некрасовцы «Заветы» ставили выше духовных правил, утвердив казачий круг высшим органом управления общиной. Первая и главная заповедь завещала никогда не возвращаться в царскую Россию. В соответствии с этими правилами общинники строили свою хозяйственную и общественную жизнь. Все доходы семьи отдавали в общий кош, из которого получали обратно 2/3. Одна треть шла на нужды всей общины – военное снаряжение, школу и церковь, помощь нуждающимся.
Смешиваться с турками было запрещено под страхом смерти. Казаки женились только на членах своей общины, но Круг защищал право женщины уйти от мужа. При этом сам муж мог быть наказан за плохое обращение с женой. Жить общинники могли только своим трудом, им запрещалось заниматься финансовыми спекуляциями, торговать в общине или служить в турецкой армии.
Вот как описывал одно из селений казаков путешественник: «В каждом дворе была конюшня. Обычай не позволял заниматься земледелием и скотоводством. Хлеб, овощи, мясо и молоко покупались в соседних греческих сёлах. Скот не держали, за исключением лошадей. В селе было четыре церкви, но ни одного священника. Для совершения треб привозили священника из соседнего села и потом отвозили обратно. В одной из церквей хранились знамёна и оружие... Главным занятием казаков была рыбная ловля. Султаном было пожаловано войску Майносское озеро. После реализации рыбы старшина приступал к распределению денег... Каждый казачонок от 8 до 12 лет посещал (школу – ред.) и обучался чтению, письму и счёту, а также изучал священное писание. С 12 до 18 лет учились военному делу под руководством опытных казаков. C 18 лет юноша становился казаком и мог идти на войну, с 30 лет казаки допускались к занятию военных должностей, а в 50 лет казак становился “стариком” и мог быть выбран в старшины и атаманы, сельские или войсковые».
Наказание за разбой, грабёж или убийство было одно – смерть, в том числе и во время войны.
К концу XIX века в общине некрасовцев у озера Куш проживало примерно 1500 семей, стояли два монастыря – женский и мужской, четыре церкви и несколько школ. Мужчины служили в четырёх казачьих эскадронах. Долгая жизнь среди иноверной культуры не могла не сказаться на бытовой жизни и укладе старообрядцев-казаков. Однако женщины, повязывая платки на турецкий лад, одеваясь в турецкие «зипуны» и «кафтаны», надевая традиционные бусы из монет на шею, как делают это татарские и турецкие женщины, пели русские песни и играли с детьми в русские игры. Многие из тех, кто сегодня живет в России, свободно говорят по-турецки и с ностальгией смотрят турецкие сериалы.
Репатриация казаков-некрасовцев в Россию началась ещё до начала Первой мировой войны. Процесс переселения прервался после революции 1917 года и возобновился лишь при Хрущёве. 22 сентября 1962 года пароход «Грузия» с 999 казаками-некрасовцами на борту, прожившими в пределах Османской империи почти 250 лет, отчалил от Стамбула в сторону советского порта Новороссийск. Тысячный пассажир родился уже на борту парохода.
Читайте также: «Мы очень хотим вернуться на родину, но нам нужно немного помочь». Староверы возвращаются в Россию
Правда, не все некрасовцы уехали тогда в СССР. В Турции осталось две семьи, около 200 человек вслед за казацким лидером Тарасом Атамановым перебрались в США. По словам Ирины Чеботуровой, заместителя директора Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, до пандемии ставропольские некрасовцы переписывались со своими единоверцами в Америке. Но потом связь прервалась, так как почта перестала доставлять через океан письма. Как русские казаки-некрасовцы живут там сейчас, неизвестно.
Прибывших в Советский Союз казаков поселили не на Дону, как они сами хотели, а в Ставропольском крае. Часть некрасовцев обосновалась в Ростовской области и Краснодарском крае. Сегодня 215 семей, члены которых выехали когда-то из Турции, живут в основном в двух посёлках Левокумского района Ставрополья: Новокумском и Бургун-Маджарском. Из знаменитых пассажиров «Грузии» в живых осталось около 80 человек. Некоторое время назад умер настоятель старообрядческой общины, а нового батюшку пока не прислали. Да и молодые люди, живя в окружении современной молодёжи, невольно теряют незыблемую приверженность вере отцов, постепенно отходя от строгих канонов. Старики очень печалятся об этом, но, понимая неизбежность изменений, всё же стараются сами не отступать от традиций. Ведь ничто так не воспитывает, как личный пример, говорят старожилы Новокумской.
Первенец пассажиров «Грузии» Анны и Харитона Бабаёвых Семён живёт в посёлке Кумская долина Ставропольского края. Его сын, следуя заветам предков, защищает Отечество – участвует в СВО, был тяжело ранен, перенёс восемь операций. Но одно изменение семейных правил всё же радует и односельчан, и живущих по соседству с некрасовцами станичников. Постепенно ушло в прошлое старинное правило признавать «своими членами семьи» только внуков от сыновей. Внуки от дочерей считались членами семьи её мужа.
Десять лет назад художники Ставрополья решили запечатлеть традиции и быт некрасовцев, чтобы память о них сохранилась на долгие десятилетия. В октябре 2012 года, отмечая 50-летие возвращения казаков на родину, в поселке Новокумском прошёл первый «Некрасовский пленэр». Около десяти художников-живописцев и фотохудожников творчески отобразили культурно-этнографические особенности жизни некрасовцев. Результат поездки был представлен на выставке в Ставрополе: 57 разножанровых работ показали всё многообразие историко-культурного наследия общины.
Выставка имела большой успех. После её проведения власти Ставрополья решили создать в Новокумском музейную этнографическую экспозицию. В 2013 году в посёлке открылись первые этнографические подворья некрасовцев и староверов-молокан. Сегодня это уже полноценный Центр традиционной русской культуры. Здесь можно увидеть, как жили казаки в эмиграции, попробовать местную кухню и выучить народные песни.
В 2014 году на Ставрополье прошел масштабный Международный научный форум и этнографический фестиваль «Некрасовские сказки», на котором был представлен богатейший устный фольклор казаков-староверов. С 2017 года в краевом музее изобразительного искусства действует постоянная выставка работ художников, сделанных во время первого и второго Некрасовских пленэров: это более 60 работ.
Станичники-некрасовцы не очень любят повышенное к себе внимание, считая его излишним. Ведь они – обычные россияне. Ну, разве что испокон веков сохраняли свою веру, никогда от неё не отрекаясь, и строго соблюдали традиционный семейный уклад жизни.
Читайте также: «Жить по совести»: как выживают последние духоборы в Грузии
Также по теме
Новые публикации







