Вивиян Рандрианарисон: «На Мадагаскаре огромная потребность в преподавателях русского языка»
Светлана Сметанина21.10.2024
Участница XVI Ассамблеи Русского мира Вивиян Рандрианарисон, заведующая кафедрой русского языка в Университете Антананариву, рассказала «Русскому миру», что сегодня на Мадагаскаре работают 20 школ, где преподаётся русский язык. Но учителей русского на острове не хватает.
– Вы преподаёте русский язык в Университете Антананариву. Сколько студентов учатся сегодня на кафедре русского языка?
– Ceйчас у нас на кафедре русского языка в Университете Антананариву учатся 100 студентов
– Какая мотивация у тех, кто выбирает русский язык? Как он им пригодится в профессиональной сфере?
– Мотивация разная - желание продолжить высшее образование в России, интерес к русской культуре, научиться читать научные литературы и литературные произведения на русском языке...
Наши выпускники, которые учатся в российских вузах, часто переписываются с нашими студентами. Наш университет сотрудничает с Шадринским педагогическим университетом уже два года. В прошлом году представители организации «Альфа-Диалог» тоже побывали у нас и провели курсы для студентов, учителей и преподавателей в Антананариву.
– С этого учебного года Мадагаскар принимает участие в проекте «Российский учитель за рубежом». Насколько высока потребность в преподавателях русского языка в Мадагаскаре? Много ли у вас школ, где можно его изучать?
– На Мадагаскаре огромная потребность в преподавателях русского языка. У нас 20 школ, где преподают русский язык, и около 5000 учеников по всему Мадагаскару.
Большинство учителей в этих школах – волонтёры. Все они выпускники нашей кафедры русского языка.
– Что касается учебных пособий по русскому языку как иностранному, существуют ли учебники, адаптированные для Мадагаскара?
– Учебные пособия подходят для учащихся на Мадагаскаре, если они занимаются по нашей официальной программе в школе. Но их мало, и некоторые из них уже устарели.
Нам не хватает книг для студентов университета, особенно по художественной литературе, психологии, методике преподавания русского языка как иностранного. Также нужны учебные пособия по страноведению и социолингвистике.
– Расскажите, пожалуйста, как вы сами стали изучать русский язык? Что повлияло на ваш выбор и интерес к русскому языку?
– Сначала я училась на юридическом факультете. На этом факультете требуется знание трёх иностранных языков. В то время в нашем университете начали преподавать русский язык, и я из любопытства записалась. Так я познакомилась с русской культурой, которая меня очень заинтересовала. Вскоре после того мне предложили стипендию для обучения в России, я оставила учёбу на юридическом факультете, уехала в Россию и поступила в Воронежский государственный педагогический институт, чтобы стать учителем русского языка.
– Что ваших студентов больше всего интересует в России? Хотели бы они продолжить здесь обучение?
– Особенно интересно всё, что касается студенческой жизни в России и, конечно, русской культуры.
Да, многие наши студенты хотели бы продолжить высшее образование в России.
– В Университете Антананариву открыт Кабинет Русского мира – чем он помогает в вашей работе, и какие мероприятия там проходят?
– Мы организуем различные образовательные и культурные мероприятия совместно с Ассоциацией студентов-русистов и кафедрой русского языка Университета Антананариву.
Мероприятия, реализованные в последние годы, – это конкурс русских песен на русском языке, конкурс диктантов, цитат. Ещё у нас проходили музыкальный концерт и различные художественные представления.
Мы создаём и планируем различные программы изучения русского языка, которые отвечают реальным потребностям обучения. Программы структурированы в зависимости от возраста и уровня владения русским языком.
Также проводим конференции, посвящённые обучению в России. Наши студенты принимали участие в международном проекте по чтению и литературе «Мир читает Чехова», фестивале «Молодёжь и Родина », посвящённом любви к родине и национальным культурным ценностям.
Работа кабинета, на мой взгляд, очень важна для студентов, поскольку здесь они имеют возможность практиковаться в устной речи, получают доступ к литературе, лучше узнают русскую культуру и, конечно, готовятся к вступительным экзаменам на отделение русского языка.