«Иван Великолепный» – забытая звезда немого кино Иван Мозжухин
Светлана Сметанина15.10.2024
…Французы называли детей в его честь, на премьерах его фильмов зрители, не попавшие в зал, выламывали двери кинотеатров, а критики величали его не иначе как «Иван Великолепный»… Жизнь актёра Ивана Мозжухина сама как сюжет драматичного фильма, где есть и невероятная слава, и полный провал, и ранняя смерть в забвении и одиночестве.
Из Пензенской глубинки – в знаменитые актёры
Хотя сам Иван Мозжухин любил во всех документах подчёркивать своё крестьянское происхождение, его семья всё-таки имела более высокий статус. Его отец – Илья Иванович Мозжухин – был управляющим в поместье князя Оболенского. Но родился и вырос Иван действительно среди крестьян – в деревне Кондоль Пензенской губернии. В октябре нынешнего года исполняется 135 лет со дня его рождения.
В семье Мозжухиных увлекались музыкой и театром. Отец Ивана неплохо играл на скрипке, а старший из четырёх братьев Александр и вовсе стал известным оперным певцом. Но вот младшего сына отец видел исключительно юристом. Впрочем, судьба распорядилась по-своему. Уже в гимназии Ваня увлёкся театром и даже подрабатывал статистом в пензенской театральной труппе. Перечить отцу он всё же не стал и поступил в Московский университет на юридический факультет.
Краеведу и архивисту Ирине Немовой удалось познакомиться с личным делом студента Мозжухина, сохранившимся в архивах МГУ им. М. В. Ломоносова. Оказалось, что с 1908 года по 1914 Иван несколько раз отчислялся и вновь восстанавливался на юридическом факультете. Но окончить университет так и не смог – актёрская стезя увела его в свою сторону окончательно.
Иван Мозжухин стал членом театральной труппы Введенского народного дома, созданного на средства известных московских купцов и театральных меценатов Бахрушиных. Этот театр, конечно, полностью перестроенный, существует и поныне и называется «Дворец на Яузе». Иван Мозжухин был весьма востребованным актёром – на его счету не менее 30 ролей в различных спектаклях.
«Слёзы Мозжухина»
Но вскоре его судьба кардинальным образом изменилась. В жизни Мозжухина таких резких поворотов будет несколько, и долгое время все они меняли его жизнь исключительно к лучшему. Однажды в театр пришёл Александр Ханжонков – предприниматель и основоположник российского кинематографа. Он начинал с демонстрации зарубежных фильмов, но быстро понял, что публике нужны свои, местные звёзды и сюжеты. И вот в Введенском народном доме поставили камеру прямо в проходе зрительного зала, а для актёров на досках сцены установили деревянные бруски, чтобы они по неопытности не «вываливались» из кадра. И дело пошло.
Уже одна из первых ролей Мозжухина – скрипача Трухачевского в «Крейцеровой сонате» - принесла ему популярность. А суперзвездой русского немого кино Мозжухина сделала роль в фильме «Жизнь в смерти» по сценарию поэта Валерия Брюсова. По сюжету главный герой – доктор Рено – хочет сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает её, чтобы забальзамировать. Играя в этом фильме, актёр настолько органично рыдал в кадре, орошая потоком слёз гроб убитой жены, что зрители выходили потрясённые его игрой, а в историю кино навсегда вошёл термин «слёзы Мозжухина».
Впрочем, он вполне мог проявить себя и как комедийный актёр, что прекрасно продемонстрировал в фильме «Домик в Коломне» по произведению Александра Пушкина. Там актёр настолько талантливо перевоплощается из гусара в кухарку Маврушу, что на его фото в этой роли невозможно смотреть без улыбки. А однажды он даже снялся в научно-просветительском фильме «Пьянство и его последствия», где с потрясающим натурализмом воссоздавал все проявления белой горячки и последующего распада личности.
Но, конечно, прославился и полюбился публике Иван Мозжухин, в первую очередь, своими ролями героев-любовников. Все критики отмечали его невероятно выразительные глаза, которые, казалось, прожигали зрителя до самого сердца. Крупный «орлиный» нос также придавал необходимую выразительность лицу актёра. Удивительно при этом, что на улице его редко узнавали. В жизни он был невысоким, сухощавым, и без киношного грима смотрелся вполне обыкновенно. Но в русском кинематографе десятых годов XX века он воплощал самый востребованный типаж рокового красавца. Отец писал ему из своей деревни: «Ты моя радость, ты моя гордость, все мне завидуют…». И жаловался, что видит теперь сына только на экране. На родину знаменитый актёр так и не приедет...
«Ваня, цветочек поцелуй перед смертью»
С именем Мозжухина связано немало баек. Например, однажды шли съёмки очередного фильма на кладбище – никаких кинопавильонов тогда, понятное дело, не было. И вот толпа идёт с гробом к кладбищенским воротам, а навстречу местная старушка, которая просит милостыню на «помин души». Милостыню ей дали. «За кого молиться-то?», – не отстаёт старушка. Тут из гроба поднимается величественная фигура и голосом Мозжухина вещает: «За Ивана молись, старушоночка!». Старушка, естественно, упала в обморок.
Ещё один забавный эпизод описал в своих рукописях Ханжонков, рассказывая, как снимались первые фильмы, и какие приёмы применяли тогдашние режиссёры. Идёт съёмка фильма «Братья-разбойники». Два брата бегут из тюрьмы, но одного из них настигает пуля. Его роль как раз и играет Иван Мозжухин. А надо понимать, что в то время все сцены записывались с одного дубля. И вот актёр изображает смерть – он замер, рука повисла, глаза закатились…. И тут вдруг помощнику режиссёра приходит в голову «гениальная» мысль, как сделать «процесс умирания» на экране ещё более трогательным и душещипательным. «Ваня, – обращается он к Мозжухину, – поцелуй цветочек перед смертью». Какой ещё цветочек, не понимает Иван. А режиссёр-то снимает всё одним планом – дёргаться и вставать в кадре уже нельзя. «Да вот перед тобой, поверни голову», – настаивает помощник режиссёра. И вот «умерший» в кадре Мозжухин внезапно оживает, протягивает руку и с корнем выдирает из земли цветочек. И тут Мозжухина понесло, описывает дальнейшее Ханжонков. Актёр аж рубаху на груди разорвал от избытка чувств. Сцена получилась душераздирающая…. Правда, после съёмки Мозжухин честно признался помощнику режиссёра, что если бы тот не был в два раза старше его, актёр просто прибил бы его за такую непрошенную импровизацию в сценарии.
Роковой Голливуд и «звуковой барьер»
В 1919 году съёмочная группа, где работал Мозжухин, оказалась в Крыму. И однажды их всех внезапно арестовали и уже приготовились расстрелять как «контрреволюционные элементы», но тут один из революционеров узнал знаменитого актёра – так слава Мозжухина спасла жизнь ему и его товарищам.
А дальше была эмиграция… В начале 1920-го актёр вместе со своими коллегами по кинематографическому цеху покидает Крым на греческом торговом судне. И уже скоро вся компания оказывается в Париже, где вновь приступает к съёмкам фильмов. Правда, сам Мозжухин писал, что когда приехал во Францию, то понял, что ничего не знает о кино. Ему пришлось буквально переучиваться. И не просто переучиваться. Он освоил профессию режиссёра, сценариста и даже оператора. Результат превзошёл все ожидания.
Очень быстро актёр Иван Мозжухин завоёвывает и французского зрителя. Его фильмы имеют такой успех, что французы называют сыновей именем Иван. А в честь фильма с его участием «Казанова» в Париже открывается одноимённое кафе. А в 1926 году фильм «Михаил Строгов», созданный по книге Жюля Верна, получил приз как лучший фильм года во Франции. Сценарий фильма написал Иван Мозжухин и он же, разумеется, сыграл главную роль. Картина была настолько популярна, что в Турции на показе толпа буквально разнесла кинотеатр – так много было желающих попасть на сеанс. В Харбине зал на четыре тысячи мест несколько раз в день заполнялся полностью. Поток желающих увидеть фильм, казалось, был бесконечен…
Успех фильма в Европе и других странах был настолько ошеломительным, что из Голливуда приехал кинопрокатчик и выкупил права на показ это фильма в США за пять миллионов франков. Ну а исполнителю главной роли предложили сногсшибательный контракт в Голливуде. Жизнь Ивана вновь делала невероятный крутой поворот. В Париже его провожали как национальную знаменитость – на прощальном ужине все блюда были названы в честь Ивана Мозжухина и его фильмов… Никто не сомневался, что теперь его ждёт уже всемирная слава…
Но, как оказалось, этот поворот в судьбе Мозжухина стал роковым. В Голливуде он снялся всего в одном фильме с символичным названием «Капитуляция». Американские продюсеры заставили его укоротить на только фамилию – сменить её на невыразительное «Москин», но и «драматичный» нос, объяснив, что такой профиль подходит разве только для комедий. Но ни смена фамилии, ни пластическая операция ситуацию не улучшили, скорее, наоборот, – лицо актёра потеряло индивидуальность и выразительность, став обычным и даже одутловатым.
Из Голливуда Мозжухин уезжает на съёмки в Германию. Его друзья, среди которых и Александр Вертинский, были уверены, что вся эта эпопея с голливудским контрактом была ничем иным, как операцией по устранению европейского конкурента. Но не только это окончательно погубило блестящую карьеру Мозжухина.
Начиналась эра звукового кино. Очень быстро стало ясно, что одних лишь выразительных глаз больше недостаточно – нужен не менее выразительный голос. А у Мозжухина был сильный русский акцент, да и тембр голоса оказался при записи каким-то глухим и тусклым. Это был приговор. Возможно, Иван Мозжухин мог бы найти себя в сфере режиссуры или стать кинооператором – с его-то опытом работы. Но судьба распорядилась по-другому. Не дожив до 50 лет, он умирает в парижской больнице от скоротечной чахотки – один, без семьи и друзей, практически забытый своими поклонниками…
Но была в его жизни ещё одна загадочная страница. Много лет деньги на содержание могилы Мозжухина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа присылал знаменитый французский писатель, сподвижник генерала Де Голля, дважды лауреат Гонкуровской премии Ромен Гари. Его настоящее имя – Роман Кацев. Его мать – актриса еврейского происхождения – эмигрировала во Францию из небольшого литовского городка. А сам писатель всю жизнь утверждал, что его настоящий отец – знаменитый актёр Иван Мозжухин. К слову, внешнее сходство между ними действительно было…