EN
 / Главная / Публикации / Михаил Швыдкой: «Политика сиюминутна, а культура нет»

Михаил Швыдкой: «Политика сиюминутна, а культура нет»

Елена Хрулёва29.08.2023

Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Фото: kremlin.ru / фрагмент (CC BY 4.0)###http://www.kremlin.ru/events/administration/17879/photos/15169

Отечественная культура находится под санкциями Запада, однако это не мешает России проводить значимые культурные мероприятия во многих странах мира и выходить на новый уровень развития культурного взаимодействия, уверен спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В качестве примера успешных проектов за рубежом Швыдкой привёл Фестиваль российской культуры в Токио, открывшийся в конце июля, а также рассказал о перспективах культурного сотрудничества со странами Африки, планах Московского театра мюзикла на сезон 2023 – 2024 гг. и о многом другом.

По мнению спецпредставителя Президента России, сегодня нет такой остроты в вопросе об отмене русской культуры, которая наблюдалась в прошлом году. И хотя на межгосударственном уровне контактов с Евросоюзом и США у России нет, если посмотреть на отношения учреждений и людей культуры, то можно убедиться, что русские артисты выступают везде, а интерес к русской культуре сохраняется.

В качестве примера Михаил Швыдкой привёл Международный конкурс им. П. И. Чайковского, прошедший в июне. В нём участвовали музыканты из России, Италии, США, Сербии, Казахстана, Южной Кореи, Японии, Китая, Франции, Великобритании, Грузии, Молдавии, Германии, Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана, Монголии, Вьетнама, Словении, Венесуэлы, Канады, Коста-Рики и Австралии. За выступлениями конкурсантов онлайн следили более 50 млн. человек из 102 стран мира.

Сегодня стало значительно сложнее привезти артистов из недружественных стран в Россию, отметил Швыдкой. Часто для них это становится вопросом выбора: если ты едешь в Россию, то с тобой разрывают контракт. Даже дружественные страны и тем более нейтральные по отношению к России очень осторожны. Тем не менее, к примеру, на Международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова, помимо коллективов из Аргентины, Чили, Индии, Вьетнама, Китая, ЮАР, Кубы, Бразилии, приехали испанцы, японцы и многие другие.

Швыдкой посетовал, что в вопросах культурного сотрудничества европейцы сегодня не думают о будущем, и это большая ошибка.

То, что можно делать в политике, лучше не делать в экономике и вообще нельзя делать в культуре. Это другой ритм времени. Политика сиюминутна, а культура нет, – подчеркнул он.

Несмотря на эту недальновидность, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству подчеркнул, что «у нас нет недружественных народов, есть недружественные элиты, представители власти».

Там, где есть многолетние человеческие контакты, там отношения сохраняются, – сказал Швыдкой.

Например, в Токио в июле открылся Фестиваль русской культуры, который проходит в Японии с 2006 года. За столько лет фестиваль стал уже традиционным событием, знакомящим японцев с балетом, музыкой, театром, цирком и другими направлениями российской культуры. В этом году организаторы представят публике все основные жанры классического и современного российского искусства. Особое внимание они уделили тому, чтобы представить японской публике молодых исполнителей и новые имена. И всё это несмотря на существующую сегодня напряжённость в политических отношениях двух стран.

Что касается дружественных стран, то там, по словам Михаил Швыдкого, масса планов по развитию культурного сотрудничества, совместных проектов и т. д. Например, в 2024 году «Русские сезоны» – масштабный проект по представлению российской культуры зарубежным зрителям, инициированный правительством России и Минкультуры РФ, – должны пройти в Бразилии.

Также в следующем году будет отмечаться 150-летие со дня рождения Н. К. Рериха и 120-летие со дня рождения Ю. Н. Рериха. В связи с этим будут подготовлены большие выставки в Третьяковской галерее и в Национальном художественном музее Индии.

В связи с этим, уверен Швыдкой, мораторий на вывоз из России предметов искусства на зарубежные выставки нужно сделать избирательным, делая исключения для некоторых стран. Напомним, что Министерство культуры РФ с 3 марта 2022 года приостановило временную выдачу и временный вывоз музейных предметов с территории России на зарубежные выставки, опасаясь их невозврата.

Понятно, что не надо ничего везти в Европу, в Америку или куда-то ещё. Но есть страны, куда везти можно и нужно, с моей точки зрения, в тот же Китай, – сказал спецпредставитель Президента РФ.

По его словам, также можно делать исключения для Узбекистана и Казахстана, так как в этих странах «есть железные гарантии и не разрушительная логистика перелёта». Ещё одной страной, для которой можно сделать исключение, могла бы стать Индия, которая также предоставит гарантии безопасности. Однако в эту страну невозможно вывозить живопись из-за проблем с климатом.

Отвечая на вопрос об уехавших из страны деятелях культуры, особо выделил людей, которые связаны с театром и с языком.

– Вообще, театр – такая вещь, что жить в отрыве от родного языка и вообще родины не есть благо. Очень немногие художники в XX веке, которые уехали из России, состоялись по-настоящему за рубежом или сохранили себя за рубежом. А для людей, которые связаны с театром, с языком, – это разрыв с почвой, это настоящая трагедия, – заключил он, говоря о режиссёре Римасе Туминасе, который был вынужден покинуть Россию и уехать в Литву из-за угроз его семье. Также спецпредставитель главы государства добавил, что ему очень жаль, что политические комментарии «обрубили многие мосты» с Россией театральному режиссёру Дмитрию Крымову.

Завершая пресс-конференцию, спецпредставитель Президента РФ рассказал о планах Московского театра мюзикла на сезон 2023 – 2024, художественным руководителем которого он является. Сейчас готовится спектакль «о любви в эпоху ковида» под названием «Тест на любовь». Премьера спектакля запланирована к 8 марта. Также ведётся работа над большим мюзиклом о венгерском композиторе Имре Кальмане, чья судьба была очень трагичной. 

Также по теме

Новые публикации

Сегодня в Индии возрождается интерес к русскому языку и культуре. Например, на курсы по русской культуре и фольклору в Делийском университете с удовольствием ходят студенты с факультетов естественных наук. Что ещё нужно сделать для развития такого интереса, рассказывает преподаватель русского языка, переводчик Гириш Мунджал.
Уходящий 2023-й был годом реформы образования в Узбекистане. Он заметно изменил педагогический рельеф. Отрадно, что реформаторы не забыли о русском языке как важном условии повышения качества человеческого капитала.
27 ноября в концертном зале Мариинского театра прозвучат духовные сочинения Чайковского, Рахманинова и Танеева. Это будет не просто концерт, а концерт-запись и презентация уникального аудиопроекта «Антология русской хоровой музыки», созданного бессменным главным дирижёром Петербургского камерного хора Николаем Корневым.
Несмотря на то что правило довольно простое, многие носители русского языка периодически испытывают сомнения, слитно или раздельно пишутся эти слова. Чтобы не ошибиться, в каждом конкретном случае следует оценить условия, влияющие на правописание.
В Финляндии всё больше говорят о том, что «русские не должны гулять по тротуарам Европы, пока страдает Украина». Кто и зачем делает из Финляндии резервацию НАТО в интервью «Русскому миру» объясняет правозащитник и общественный деятель, доцент Хельсинского университета Йохан Бекман.
17-летний Дмитрий Пинчук из Москвы в середине ноября выиграл самый престижный в мире конкурс для саксофонистов, который проводится в бельгийском Динане, родном городе изобретателя инструмента Адольфа Сакса.
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошёл круглый стол по теме государственной политики в отношении соотечественников и историко-социальным аспектам русской эмиграции. Модератором дискуссии выступила экс-председатель КСОРС в США Елена Брэнсон.