EN
 / Главная / Публикации / Янтарная комната: восьмое чудо света

Янтарная комната: восьмое чудо света

Сергей Виноградов31.05.2023

Фото: Руслан Шамуков / ГМЗ «Царское Село»

Двадцать лет назад, 31 мая 2003 года, в Екатерининском дворце Санкт-Петербурга открылась Янтарная комната. Шедевр после двух десятков лет упорной работы был восстановлен российскими реставраторами.

С момента её пропажи после разграбления Екатерининского дворца гитлеровцами интерес к Янтарной комнате не только не угас, напротив, стал мировым. Кто только не «стучался» в эту комнату за 80 с лишним лет: историки, искусствоведы, конспирологи, кладоискатели, беллетристы. И до сих пор редкая экскурсия обходится без объяснения гида: «Нет, не нашли. Воссоздали».

Сегодня Янтарная комната – это признанный шедевр, посмотреть на который едут туристы со всего мира. А ещё многозначный символ нацистского варварства, мастерства отечественных реставраторов и живучести подлинного искусства.

«Зело изрядный презент»

Шесть лет назад в России отметили 300-летие обретения Россией Янтарной комнаты. Правда, в 1717 году, когда Пётр Великий принимал дорогой подарок («зело изрядный презент») от прусского короля Фридриха Вильгельма I, комната называлась Янтарным кабинетом.

Автором проекта Янтарной комнаты считают Андреаса Шлютера, главного архитектора прусского королевского двора. Амбициозное начинание растянулось на много лет, пока не умер прежний правитель, а нового громоздкий и незавершённый проект не заинтересовал. Перед отправкой в Санкт-Петербург янтарные планки были свалены на складе вместе с воинской амуницией.

По-настоящему засверкала Янтарная комната именно в России. Но не сразу. Неизвестно, знал ли российский император, что подарок является (и по сей день остаётся) единственным в мире произведением из янтаря такого масштаба, но место для него было выбрано не самое центральное – Третий Зимний дворец.

Спустя годы, взойдя на престол, дочь Петра Елизавета перенесла шедевр в Царское Село, повелев украсить флорентийскими мозаиками из разноцветных камней.

В 1771 году Янтарная комната впервые предстала в своём окончательном виде – янтарные изображения и драгоценные камни освещали 565 свечей, отражённые 24-мя зеркальными пилястрами и двумя большими зеркалами.

Фото: Руслан Шамуков / ГМЗ «Царское Село»

Шедевр услаждал глаз не только царственных особ, но и высокопоставленных гостей из-за рубежа. Практически сразу после создания Янтарной комнаты она стала местом для торжественных приёмов, в том числе иностранных послов. Кроме того, там отмечали семейные праздники.

Поддерживать «янтарное чудо» во всём блеске и красоте было непросто, и историки нашли тому немало подтверждений. Комната требовала постоянных ремонтов, чисток и других дорогостоящих работ.

Утрата и поиски

Вред, нанесённый гитлеровцами истории и культуре Санкт-Петербурга, не поддаётся подсчёту. Десятки лет Ленинград при поддержке всей страны залечивал раны, нанесённые ему нацистами. Утрата Янтарной комнаты – особая страница варварства захватчиков.

В музее-заповеднике «Царское Село» рассказали, что эвакуировать Янтарную комнату не удалось из-за того, чтобы хрупкие янтарные панели могли не вынести переезда, кроме того, в канун войны шедевр был не в лучшем состоянии и ждал реставрации, которая, по некоторым источникам, была запланирована на лето 1941 года.

В царские времена дворец топили лишь перед приездом высокородных хозяев, из-за холода и сырости янтарь отваливался от стен, его крепили с помощью клея, что причиняло камню огромный вред. Как и попытки реставрации с помощью олифы и лака.

Сорванные со стен фрагменты Янтарной комнаты нацисты перевезли в Кёнигсберг, где следы шедевра теряются. Местонахождение подлинной Янтарной комнаты до сих пор остаётся одной из главных загадок XX века.

Её поиски ведутся едва ли не с момента пропажи, на эту тему написаны десятки книг на многих языках – серьёзных исследований, околонаучных «разоблачений» и приключенческой беллетристики.

Большинство сведений, которые можно принять за достоверные, основаны на показаниях людей, которые в последний раз видели Янтарную комнату в Кёнигсберге. За годы поисков в науке сложилось несколько наиболее вероятных версий того, куда пропало «янтарное чудо».

И первая среди них – уничтожение янтарных панелей при пожаре в Кёнигсберском замке в апреле 1945 года. Эту версию, с которой соглашаются многие учёные, ещё в 1946 году опроверг бывший хранитель Янтарной комнаты Анатолий Кучумов, который побывал в замке. Он отметил, что панели не могли поместиться в подвале, и при пожаре оставили бы следы, которые не были обнаружены.

Существовала (и по сей день жива) версия о том, что Янтарная комната все эти годы не покидала город и спрятана в одном из хранилищ Калининграда-Кёнигсберга. Гипотеза основывается на показаниях тех, кто якобы видел, как янтарные панели упаковывали в ящики и увозили в неизвестном направлении, когда советская армия окружила город.

Не отменяет этой версии и другая – о том, что Янтарную комнату удалось вывезти из Кёнигсберга, и она погибла во время транспортировки по земле или морю. Поиски продолжаются по сей день и едва не ежегодно в прессе и среди историков появляются новые версии местонахождения Янтарной комнаты.

Шедевр Екатерининского дворца

О том, как воссоздавалась Янтарная комната и какой популярностью она пользуется сегодня, «Русскому миру» рассказали специалисты Государственного музея-заповедника «Царское Село». Для воссоздания шедевра была создана «Царскосельская янтарная мастерская», к работе были привлечены ведущие реставраторы, искусствоведы, историки, а также химики и криминалисты. К их помощи (и специальному оборудованию) прибегали, чтобы рассмотреть мельчайшие детали Янтарной комнаты на сохранившихся фотоснимках.

«Восьмое чудо света» – рукотворное. Похищенный во время Второй мировой войны шедевр возродили российские мастера – это поистине реставрационный подвиг. В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании комнаты.

В распоряжении реставраторов имелись лишь черно-белые фотографии интерьера, один автохром (цветной слайд) 1917 года, акварель художника Грехнева, запечатлевшая деталь с монограммой прусского короля, и около 50 мелких кусочков янтарного декора. Восстановительные работы длились более 20 лет.

Фото: Руслан Шамуков / ГМЗ «Царское Село»

Мастера опирались на сложный и кропотливый метод научной реставрации, именно он позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты. В результате этого опыта в России появилась уникальная школа реставраторов, возродившая утраченные ремёсла и технологии XVII – XVIII веков: художественную обработку янтаря и каменного декора в технике флорентийской мозаики.

О мастерстве реставраторов можно говорить много, один из самых убедительных примеров – воссоздание флорентийских мозаик. Янтарную комнату украшают четыре флорентийские мозаики: «Зрение», «Слух», «Вкус» и «Осязание и обоняние». Эти произведения искусства из полудрагоценных камней и мрамора – подарок Елизавете Петровне от австрийской императрицы Марии Терезии.

Серию мозаик «Аллегория пяти телесных чувств» выполнил в 1751 году камнерез Луи Сириес по живописным эскизам Джузеппе Дзокки. Все четыре мозаики исчезли во время Великой Отечественной войны и считались утраченными. Но в 1997 году в Бремене на чёрном рынке антиквариата появилась одна из четырех флорентийских мозаик – «Осязание и обоняние». Возвращения мозаики пришлось ждать три года, к решению этого вопроса в обеих странах подключились на самом высоком государственном уровне.

Фото: Руслан Шамуков / ГМЗ «Царское Село»

Подлинная флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» вернулась в Царское Село 29 апреля 2000 года. К этому моменту реставраторы Царскосельской янтарной мастерской уже завершили работы по воссозданию двух из четырёх флорентийских мозаик, в том числе мозаики «Осязание и обоняние». Появилась возможность сравнить подлинную и воссозданную «каменные картины».

При воссоздании флорентийских мозаик реставраторы располагали лишь чёрно-белыми фотографиями и довоенными описаниями. Позднее стало известно, что прототипами для композиций из натуральных камней послужили картины итальянского художника Джузеппе Дзокки. Живописные эскизы царскосельских мозаик оказались в музее мануфактуры Pietre Dure во Флоренции, где некогда мозаики были изготовлены. С их помощью российские мастера выяснили цветовое решение и самоцветный состав мозаик.

На воссоздание четырёх мозаик размером 56 х 43 сантиметра ушло несколько лет. В их наборе использовались уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит и другие самоцветы.

Фото: Руслан Шамуков / ГМЗ «Царское Село»

Фото: Руслан Шамуков / ГМЗ «Царское Село»

При сравнении с оригиналом обнаружились лишь совсем незначительные отличия, практически нюансы. Это убедительно доказывает, что российские реставраторы выполнили работу на высочайшем уровне.

– Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец, и которую я видел своими глазами, – говорит автор проекта реставрации Янтарной комнаты Александр Кедринский, который занимался восстановлением Екатерининского дворца с 1957 года. – Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдётся – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера также создали уникальное произведение декоративного искусства.

Янтарная комната сегодня

Янтарная комната – бренд музея-заповедника «Царское Село», жемчужина Екатерининского дворца и настоящее произведение искусства, окутанное легендами и вымыслами. Ради неё в музей едут миллионы туристов из разных уголков страны и всего мира. Исчезновение «восьмого чуда света» во время Великой Отечественной войны называют едва ли не главной загадкой ХХ века.

Янтарная комната олицетворяет культурные потери Второй мировой. Этот мощный образ никого не оставляет равнодушным – кто-то углубляется в историю, кого-то привлекает тема благотворного воздействия янтаря, многих захватывает таинственная история исчезновения интерьера, абсолютное большинство восхищается великолепием «янтарного шедевра» и беспрецедентной работой российских реставраторов.

На протяжении двадцати лет Янтарная комната остаётся самым желанным объектом для посетителей музея-заповедника и главной целью каждого, кто переступает порог Екатерининского дворца. Некоторые туристы признаются, что это было одно из их главных желаний – увидеть Янтарную комнату. Музей-заповедник «Царское Село» – обязательный пункт программы туристов из других городов и стран, приезжающих в Санкт-Петербург.

В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце восхищает современников так же, как восхищало всех, кто видел в разное время подлинный интерьер. В 2022 году при поддержке компании «Газпром» музей создал виртуальную версию Янтарной комнаты. Теперь точную интерактивную модель шедевра могут увидеть те, у кого нет возможности приехать в музей.

К слову, отныне Янтарную комнату можно попробовать на вкус. Одноимённое пирожное создали к 20-летию воссоздания «восьмого чуда света» российские кондитеры. В его основе – мусс из печёного шоколада на миндальном дакуазе (бисквит на основе взбитых белков и ореховой муки). А морошка придаёт пирожному неповторимый янтарный блеск.

Также по теме

Новые публикации

«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории оперы, американцы – лучшей Амнерис в «Аиде». Сама она больше всего любила свою роль Марфы из «Хованщины». Но поклонники и любители оперы называли певицу просто: Елена Великая. 7 июля исполняется 85 лет со дня рождения звезды русской и мировой оперы.
7 июля (25 июня) 1882 года в дворницкую гостиницы «Англетер» на углу Столешникова переулка и Петровки вбежала перепуганная постоялица, это была известная московская кокотка немка Шарлотта Альтенроз, она сообщила, что в её номере скончался офицер. Прибывшая на место полиция сразу же опознала в нём генерала Скобелева.
«Эль Русо» – так, по прозвищу главного героя, называется российский детективно-драматический сериал, который снимали в городе Тигре, пригороде Буэнос-Айреса. Это история о жизни русских старообрядцев в эмиграции. Действие сериала разворачивается в Аргентине, где живут выходцы из России.
«Мы задумали этот проект, чтобы показать силу образования на русском языке, силу образования в Академической гимназии, — вспоминает Елена Казакова, директор Института педагогики СПбГУ, членкор Российской академии образования. — Чтобы человек, владеющий русским языком, где бы ни жил, знал, что у него есть шанс получить качественное образование и поступить в любой университет».