EN

Знай русский! Учители или учителя? Ставим правильное окончание

Надежда Лахова, Тамара Скок16.12.2022

Наверняка многие задавались вопросом, как правильно: директоры или директора, кремы или крема, тренеры или тренера? С подобными дилеммами приходится сталкиваться нередко.

По данным лингвистов, в русском языке насчитывается более трёхсот слов, испытывающих колебания при образовании формы множественного числа именительного падежа. Порядка двухсот из них имеют оба варианта окончания – и на -и (-ы), и на -а (-я). Однако в большинстве своём эти формы различаются сферой употребления: первые чаще стилистически нейтральные, вторые обычно встречаются в разговорной или профессиональной речи. Так, формы в рамках нормы выглядят следующим образом: кремы (а не крема́), бухгалтеры (не бухгалтера́), тренеры (не тренера́), ректоры (не ректора́), шофёры (не шофера́).

Однако это вовсе не говорит о том, что варианты на -а (-я) априори ошибочны: в языке достаточно слов, где такое окончание во мн. числе именительного падежа является единственно верным: доктора, профессора, сторожа, шафера (участники свадебного обряда), жемчуга, паспорта, желоба, катера, округа, погреба, сорта, якоря. Сюда же относится и форма директора. Это слово – яркий пример того, как окончание именительного падежа под влиянием народной речи было вытеснено флексией , т. е. первоначальное директоры с течением времени сменилось часто употребляемым директора. В современных словарях и справочниках форма директоры практически не упоминается, а если и даётся, то обязательно с пометой «устар.».

Отметим, что в некоторых случаях существующие варианты не конкурируют, поскольку каждая из форм является нормативной: бункеры и бункера, годы и года, неводы и невода и др. Эти слова равноценны и с точки зрения стилистики, и в плане смыслового наполнения.

Чего не скажешь о паре образы образа, где от выбора формы будет зависеть значение слова: образы (характеры, созданные писателем или художником) – образа (иконы). В этом же ряду меха (выделанные шкуры пушных зверей) и мехи (механизм), тона (цвета, оттенки) и тоны (звуки), учителя (педагоги, преподаватели) и учители (главы учений, авторитеты в какой-либо сфере) и др.

Как не запутаться во всём разнообразии грамматических вариантов? Совет один – сверяться с авторитетными словарями русского языка.

Также по теме

Новые публикации

День славянской письменности празднуется в память о братьях Кирилле и Мефодии. Они были признаны святыми вскоре после смерти и совершили для славян то же, что епископ Вульфила в своё время для готов и епископ Месроп Маштоц для армян: создали письменность и перевели на язык своего народа Библию, что в те времена значило гораздо больше, чем просто перевод.
24 мая исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Александровича Шолохова, автора великой эпопеи о Гражданской войне «Тихий дон», получившего за неё Нобелевскую премию, мировое признание, и всю жизнь боровшегося с обвинениями в плагиате. Лишь 15 лет спустя после его смерти история расставила все точки над «и».
22 мая в рамках V Костомаровского форума состоялся дискуссионный клуб «Русский язык. Молодёжь. Будущее», на котором эксперты обсудили успешные практики и стратегии вовлечения зарубежной молодёжи в изучение русского языка.
С 13 по 20 мая 2025 года учебно-издательский центр «Златоуст» совместно с Иранской ассоциацией русского языка и литературы провёл вторую Неделю русского языка в Иране. Программа прошла при активной поддержке фонда «Русский мир», Россотрудничества, МАПРЯЛ,  посольства Ирана в Москве.
Несколько популярных в русском языке фразеологизмов содержат слова, которые современному носителю языка не всегда понятны: точить лясы, разводить антимонии, турусы на колесах… Интересно то, что у этих странных слов есть нечто общее.
Сохранение и популяризация русского языка за рубежом остаются ключевыми задачами российской гуманитарной политики. Важным событием в этой сфере станет V Костомаровский форум, который пройдёт с 21 по 24 мая 2025 года в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина.