EN
 / Главная / Публикации / Как русские меценаты построили Москву

Как русские меценаты построили Москву

Светлана Сметанина29.07.2022

Фото: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей###https://muzeydela.ru/

В дореволюционной России бизнес и благотворительность шли рука об руку: крупные предприниматели часто были и крупными филантропами – строили больницы, театры, приюты и богадельни. Сегодня память о них поддерживает и развивает Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей в Москве. Директор музея Надежда Смирнова рассказала «Русскому миру», какую высокую планку задали нам благотворители дореволюционной России.

Золотой век благотворительности в России

– Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей создан более 30 лет назад, а в его открытии принимали участие потомки тех самых благотворителей. Кто его создал и кому он посвящён?

– Музей создал Лев Николаевич Краснопевцев – историк и человек с очень активной жизненной позицией. К сожалению, его уже нет с нами – он скончался осенью прошлого года. Вплоть до этого времени Лев Николаевич был хранителем музея. Его большая заслуга в том, что он собрал потомков дореволюционных предпринимателей и предложил им поучаствовать в создании музея. Большинство экспонатов, которые представлены в нашем музее, подарены именно ими. При этом музей продолжает тесное общение с потомками этих семей – у нас проходят встречи, где они имеют возможность общаться друг с другом, рассказывать о своих проектах по популяризации дел своих предков. Также у нас проходят вечера, посвящённые конкретным семьям дореволюционных благотворителей и их династиям. Это такие имена, как Абрикосовы, фон Мекк, Арманды

Фото: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей###https://muzeydela.ru/

– В дореволюционной России благотворительность широко начала развиваться именно с появлением крупных предпринимателей и промышленников?

– Не совсем так. Вообще, если мы рассматриваем такой феномен, как милосердие к ближнему, то благотворительность – это часть русской жизни, которая, естественно, корнями уходит в православие. Милосердие в виде помощи ближнему заложена как основа в жизненной философии, и это всегда было в русской традиции. Другое дело, что благотворительность на уровне государства, когда оно демонстрирует, что необходимо заниматься благотворительностью на уровне первых лиц, – это появилось позже. Известно, что представители царской семьи принимали широкое участие в Вербных базарах и других благотворительных мероприятиях, показывая тем самым пример обществу.

А когда в России началось бурное развитие предпринимательства – вторая половина XIX века – начало XX, – начался золотой век благотворительности в России. Надо заметить, что в этой деятельности принимали участие все слои населения. Понятно, что люди, у которых были средства, жертвовали больше и на крупные проекты.

Например, была популярна благотворительная акция «Белый цветок» – помощи людям, больным чахоткой. Тогда это было очень широко распространённое заболевание с высокой смертностью, которое практически не лечилось. Так вот, в этой акции участвовали все, начиная от царской семьи и заканчивая простыми рабочими, которые тоже жертвовали свою копеечку.

Фото: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей###https://muzeydela.ru/

Были широко распространены акции в помощь голодающим. Или во время Первой мировой войны собирали деньги в помощь фронту. Тогда в России было очень много благотворительных обществ. Если давать сравнительную оценку, то я бы сказала, что мы пока того уровня благотворительности, который был в дореволюционной России, не достигли. Поэтому и нужно больше рассказывать об этих проектах – о том, что делали тогда, как предприниматели строили больницы, музеи, театры, приюты, богадельни, дома бесплатных квартир для вдов и сирот. Эту традицию нужно развивать.

Русские благотворители

– У большинства сегодняшних людей на слуху разве что несколько известных имён тогдашних крупных предпринимателей и благотворителей – Мамонтовы, Третьяковы, Морозовы… Но в вашем музее представлены десятки, если не больше, имён известных благотворителей того времени?

– Это действительно так. Причём благотворители были во всех российских городах. Это не только Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Нет, это была повсеместная традиция. Мы работаем очень много с регионами, и там, куда приезжаем, мы делаем проекты про местных благотворителей и дореволюционных предпринимателей. И везде – в каждом регионе – мы их находим, а также там есть местные организации, которые занимаются их популяризацией. Мы уже сделали целый ряд региональных выставок о благотворителях, которые помогали своему родному городу, губернии.

Благотворительная ярмарка. Фото: Музейный комплекс###http://museumcomplexnso.ru/index.php/lektsionnye-pyatnitsy-v-muzee/479-onlajn-lektsiya-miloserdie-i-blagotvoritelnost

Если говорить об именах, которые представлены в музее, то, конечно, здесь представлены крупные благотворители. Но опять же – несмотря на то, что они крупные, широкой публике они неизвестны. Когда к нам приходят люди на экскурсии, то в лучшем случае они называют две фамилии, а всё остальное им неизвестно. Например, благотворительный проект семьи Рукавишниковых – приют для малолетних преступников, который получил международную известность. Там была очень высокая эффективность – более 90 % ребят, которые проходили через этот приют, не возвращались в преступный мир. Но о Рукавишниковых сегодня ничего не знают.

Фото: Музейный комплекс###http://museumcomplexnso.ru/index.php/lektsionnye-pyatnitsy-v-muzee/479-onlajn-lektsiya-miloserdie-i-blagotvoritelnost

Или вы назвали Третьякова – его знают как мецената, который создал Третьяковскую галерею. Но при этом Третьяков же был ещё и очень известным благотворителем. Даже на нашей улице, где находится наш музей, на Донской, было Третьяковское училище для глухонемых детей. У него, на самом деле, было много благотворительных проектов. Но сегодня его не знают ни как предпринимателя, ни как благотворителя.

Бахрушины – профессиональные благотворители, как их называли. Я называла как пример благотворительности дом бесплатных квартир для вдов и сирот – его построили и содержали братья Бахрушины. Этот дом находится на Софийской набережной, напротив Кремля, и сейчас там офис «Роснефти». Это огромное здание, где бесплатно жили вдовы с детьми, которые остались без попечения. Благотворители также строили дома дешёвых квартир для людей с низким достатком, которым сложно было найти себе в Москве нормальное жильё. Такой, например, проект осуществил Гаврила Гаврилович Солодовников. И два его дома до сих пор существуют на улице Гиляровского. Солодовников в том числе вкладывался и в развитие Московской консерватории.

Дом бесплатных квартир имени братьев Бахрушиных. Москва, Софийская набережная, 26. Фото: NVO / wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D1%85#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Moscow,_Sofiyskaya_Embankment_26.jpg

Или, например, Морозовы. Больше всего известен Савва Тимофеевич Морозов, который помогал Московскому художественному театру. Но была и Варвара Алексеевна Морозова, которая построила, например, первую в Москве клинику по лечению раковых заболеваний. Библиотека-читальня имени Тургенева – тоже её проект.

Этих фамилий очень много. Причём каждая фамилия – это очень интересная жизнь. Потому что, как правило, эти люди были многогранны и талантливы. Тот же Савва Морозов, по воспоминаниям, мог прочитать пару раз «Евгения Онегина» и после этого цитировать его наизусть. То есть эти люди, занимаясь благотворительностью, реализовывали свои таланты, стремления, свои потребности. Тот же всем известный Константин Сергеевич Станиславский – на самом деле тоже предприниматель, у которого было увлечение театром и благодаря которому он стал так широко известен.



«Половина красивых дореволюционных зданий в Москве связаны с именами предпринимателей, меценатов и благотворителей»

Чаще всего благотворительные проекты, которыми они занимались – это были достаточно личные вещи, не формальные, а те, куда они вкладывались душой, лично принимали участие, организовывали процесс в целом, а не просто давали деньги. Они жили этими проектами. Может быть, поэтому проекты получались настолько хорошими и красивыми, что до сих пор являются гордостью города. Любой проект, какой ни возьмите, – это всегда очень красивое здание. Тот же проект для несовершеннолетних преступников – для него была выкуплена усадьба, которая сейчас рядом с МИДом находится на Садовом кольце. Те же больницы, театры и музеи, которые они строили, – это всегда очень красиво. Я бы так сказала: половина красивых дореволюционных зданий в Москве связаны с именами предпринимателей, меценатов и благотворителей.

– Да та же больница имени Склифосовского прежде была Шереметевской больницей для бесплатной помощи бедным…

– Да, есть такие общеизвестные места: Морозовская больница, Театральный музей Бахрушина… Вот, например, Большая Пироговка, на которой расположена целая серия клиник, половина из них – это благотворительные проекты. Та же клиника инфекционных заболеваний была построена Солодовниковым. Или, например, Боткинская больница, которая была построена Солдатёнковым. Или здание, в котором сейчас находится Театр оперетты. Или здание Театра наций. Все они – меценатские проекты.

Бесплатный питательный пункт. Фото: Музейный комплекс###http://museumcomplexnso.ru/index.php/lektsionnye-pyatnitsy-v-muzee/479-onlajn-lektsiya-miloserdie-i-blagotvoritelnost

Плюс осталось ещё такое наследие, как коллекции картин в ведущих музеях страны. Это и скульптуры, и коллекции редких книг – огромное количество культурных ценностей, которые оставили меценаты и благотворители того времени. Зачастую это было ещё ценно тем, что, как в случае с Павлом Третьяковым, – он собирал картины русских художников, поддерживая и продвигая русское искусство. А Савва Мамонтов даже включал русское искусство в свои бизнес-проекты, украшая железнодорожные вокзалы картинами русских художников. Или построенная им гостиница «Метрополь», украшенная витражами русских художников...


«Нельзя было ничего не делать – не жертвовать, не помогать бедным»

– Получается, что значительная часть крупных промышленников того времени занималась благотворительностью. То есть было стыдно этим не заниматься?

– С одной стороны, это некая традиция – все это делали. Но с другой стороны, действительно, нельзя было ничего не делать – не жертвовать, не помогать бедным. При этом ещё благотворительному проекту давали имя этого человека, и в этом смысле это была возможность увековечить своё имя. Но также это была и большая ответственность – на этом здании будет написано, что это ты сделал, и тебе должно быть не стыдно за него. Ответственность за то, какого уровня ты делаешь проект, какого качества.

Вложение в будущее

– Вы уже упомянули, что такого рода музеи появляются и в других городах России. Недавно у вас был представлен виртуальный музей известной благотворительницы М. К. Тенишевой, память о которой и её наследии сохраняют в Брянской области. Такие примеры уже есть?

– Такие примеры есть. Мы активно работаем с Тулой, Воронежем, другими регионами. Где-то местные предприниматели очень заинтересованы в том, чтобы поднималась история предпринимательства их региона. Например, в Туле музей размещается в бизнес-инкубаторе для предпринимателей. Или в краеведческом музее открывается экспозиция на эту тему. Или, если нет музея, создаётся постоянно действующая выставка в региональных центрах поддержки предпринимательства.

Читайте также: В стиле a la russe. В Брянске возрождают наследие княгини Тенишевой


«Сегодня практически у каждого бизнеса есть какие-то благотворительные проекты»

– На ваш взгляд, нынешние предприниматели начинают больше заниматься благотворительностью?

– Мы мониторим ситуацию с благотворительностью, и я могу сказать, что сегодня практически у каждого бизнеса есть какие-то благотворительные проекты. Иногда говорят, что бизнес ещё недостаточно много зарабатывает, чтобы заниматься благотворительностью. Но на это мы приводим примеры таких проектов, которые вовсе не требовали больших затрат. Например, один из Рукавишниковых в своё время пригласил для обучения своего сына лучших профессоров. Одновременно он собрал ещё около десятка мальчиков из бедных семей, которые обучались вместе с его сыном. Требует ли это больших денег? В результате Рукавишников выучил детей из бедных семей, которые никогда бы не получили такого образования. Это можно назвать вложением в будущее. И благотворительность вполне может быть на таком уровне.

Фото: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей###https://muzeydela.ru/


«Если посмотреть на то, сколько сделал дореволюционный бизнес, то очень хочется это повторить. Это реально вдохновляет»

Сегодня у нас есть бизнес, который выделяет стипендии для наших талантливых ребят-музыкантов. Наши бизнесмены занимаются благотворительностью, но, к сожалению, большинство из них не знают про эту планку, заданную нам дореволюционными благотворителями. Если же нет этого примера, то может казаться: что-то там делаешь чуть-чуть, ну и молодец. А на самом деле, если посмотреть на то, сколько сделал дореволюционный бизнес, то очень хочется это повторить. Это реально вдохновляет. И я приглашаю всех предпринимателей в наш музей, чтобы вдохновиться.

Мы, кстати, проводим для школьников и студентов стратегические сессии на тему «Когда я стану благотворителем». Сначала мы им рассказываем про дореволюционные проекты, а потом предлагаем в режиме мозгового штурма сформулировать собственные, исходя из сегодняшнего понимания ситуации. И они формулируют такие проекты, презентуют их, примеряя на себя роль благотворителей, которыми в будущем, мы надеемся, они станут.

Также по теме

Новые публикации

В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Сегодня обратим внимание на правописание аббревиатур, связанных со словом министерство. Как правильно: минкульт или минкультуры? Минобороны заявил или заявило? С прописной или со строчной буквы нужно писать эти сокращения?
В приграничных районах Финляндии резко сократилось население, закрываются магазины, школы, население бросает свои дома из-за отсутствия работы. Финский журналист Кости Хейсканен рассказал, как обернулись дела в Финляндии из-за разгула русофобии и почему при всём том политики не намерены сворачивать с антироссийского курса.
Цветаева