EN
 / Главная / Публикации / Русская эскадра на балетной сцене

Русская эскадра на балетной сцене

Сергей Виноградов18.07.2022

Премьера балета «Анастасия» прошла в одном из главных залов столицы Туниса, собрав восемьсот зрителей. О том, кто запечатлён в образе главной героини, никому в Тунисе объяснять не нужно – Анастасию Ширинскую-Манштейн в стране знают и по имени, и по делам. Она прибыла в Тунис в 8-летнем возрасте на корабле Русской эскадры и посвятила жизнь сохранению памяти о русских переселенцах.

В новом спектакле роли Анастасии Ширинской-Манштейн, её подружек и родственников, моряков с российского миноносца «Жаркий» (всего более 80 артистов) исполнили артисты тунисской Балетной школы имени Сергея Дягилева, одной из старейших и самой многочисленной во всей Северной Африке.

Инна Бушнак с воспитанницами Балетной школы им. Сергея Дягилева. Фото предоставлено Инной Бушнак

Руководитель школы Инна Бушнак поведала «Русскому миру», как придумала рассказать биографию Анастасии Ширинской-Манштейн языком балета, о советах и беседах с хранительницей памяти о Русской эскадре и о том, почему американцы и европейцы, оказывающиеся в Тунисе, отдают детей в русский балет.

Грустная сказка

– Готовя спектакль «Анастасия», вы работали не только у балетного станка, но и за библиотечным столом. Как пришла идея сделать такую постановку?

– Биография Анастасии Александровны, истинно русской души человека, удивительна сама по себе и похожа на грустную сказку. В детстве она покинула Россию вместе с папой, командиром корабля «Жаркий», и другими членами семьи. Она всегда считала себя россиянкой, потерявшей родину, всегда тосковала по России и надеялась на возвращение.

Анастасия Ширинская-Манштейн. Фото: Николай Сологубовский / «Международная жизнь»###https://interaffairs.ru/i/070916/image027.jpg

Я приехала в Тунис в 1993 году, и мне довелось лично знать Анастасию Александровну, и меня всегда восхищало, как она смогла себя реализовать в чужой стране. Из её уст я услышала об удивительном детстве российских мальчиков и девочек, которые вместе с ней прибыли в Бизерту на корабле.

После её ухода из жизни у меня возникла идея поделиться тем, что я услышала от Анастасии Александровны, рассказать об условиях жизни наших соотечественников в те далёкие годы. Так как я по специальности хореограф и педагог, попыталась рассказать историю Анастасии Ширинской-Манштейн языком танца. В ней есть грустные нотки, восточный колорит, сплетение культур.

В балете отражено её детство, жизнь семьи в мирное время, Октябрьская революция, Гражданская война. Также рассказывается, какие трудности пережила семья Манштейн, но сохранила верность Отчизне. Как они в чужой стране хранили славянские традиции и православную веру, передавая из поколения в поколение.

Балет «Анастасия». Фото предоставлено Инной Бушнак

– Как создавалось либретто?

– Я писала его сама, но все, кто мне мог помочь, делали это. Её знакомые и ученики делились воспоминаниями, помогли с созданием костюмов исторических эпох, которые мы захватываем. Я использовала множество документальных источников, связалась с автором фильма об Анастасии Александровне Николаем Сологубовским. И, конечно, в спектакль вошли истории, которая я слышала от неё.

История с хореографией

– Как положить драматическую историю жизни на язык балета?

– Я разложила повествование по эпохам, и зрители видят их в хронологическом порядке – сюжет за сюжетом. Важной частью работы был подбор музыки, которая также иллюстрирует эпоху и место действия, в спектакле звучит русская классика и тунисская музыка. Для постановки я также подобрала исторические съёмки, и зрители могли одновременно наблюдать происходящее на сцене и проекцию документальных кадров реальных событий.

– Судя по тому, что вы показываете разные эпохи, роль главной героини сыграли несколько артисток?

– Две. Наша восьмилетняя исполнительница представляет Анастасию Александровну в детские годы. Она задействована и в мирных сценах, и в драматических, когда происходит революция, война и Русский исход. Другая артистка постарше играет заглавную героиню в молодые годы, где показывается, как Анастасия Александровна работала в школе, её воспитанники занимают высокие посты в Тунисе. Мы демонстрировали их изображения с помощью документальных кадров.

Балет «Анастасия». Фото предоставлено Инной Бушнак

Всего в спектакле заняты около 80 человек, там есть и три мужские роли, в том числе командира корабля, папы Анастасии Александровны, и двух офицеров. Премьера прошла на сцене муниципального театра города Туниса, столицы страны. Мы стараемся держать высокую планку школы, и все спектакли мы ставим в городском театре.

– Как первые зрители восприняли спектакль?

– Очень хорошо, собрался полный зал – 800 человек. Работа продолжалась около двух лет и премьера отодвигалась, в том числе из-за коронавируса. О том, что мы ставим спектакль, знали и люди ждали показа. На премьере был аншлаг. Многие зрители заинтересовались личностью и биографией Анастасии Ширинской-Манштейн и хотели бы узнать больше. Я пообещала организовать для них экскурсию в Бизерту.

Балет «Анастасия». Фото предоставлено Инной Бушнак

Радостно, что тунисцам, которые присутствовали на спектакле, очень понравилась постановка, и меня попросили продолжать знакомить зрителей с историей языком хореографии. Спектакль «Анастасия» хотим вернуть на сцене в сентябре, в этом месяце исполнится 110 лет со дня рождения Анастасии Ширинской-Манштейн. Обязательно покажем постановку в Бизерте, где она жила.

Быть вместе

– Что вам вспоминается из общения с Анастасией Александровной?

– Когда я в 25-летнем возрасте прилетела в Тунис, в разгар балетной карьеры. Была некоторая недотанцованность, я ещё хотела и жаждала сцены, аплодисментов. Встал выбор – семья и дети или продолжение танцевальной карьеры. Я очень мучилась перед этим выбором. Анастасия Александровна, с которой я познакомилась, сказала мне, что главное – это семья, и нужно отдать ей предпочтение. Она меня спросила, что я ещё умею делать. Я сказала, что умею и люблю шить. И она меня загрузила интересной работой, чтобы я отвлеклась от своих метаний. Например, я шила одеяние для православного священника и многое другое для церкви.

Анастасия Александровна собирала вокруг себя соотечественников, раз в неделю проходили встречи с чаепитием. Её русский яблочный пирог для меня навсегда останется самым вкусным в мире. Она и меня приучила к этому, показала, как притягивать к себе людей, помогать решить проблемы. Иными словами, быть вместе. И я продолжаю эту традицию – собирать наших людей. Мой дом всегда открыт для соотечественников, и им я рассказываю грустную сказку об Анастасии Александровне и делюсь рецептом яблочного пирога. У тунисцев он тоже пользуется популярностью.

– Расскажите о балетной школе. Кто к вам идёт учиться и почему?

– В прежние годы у нас занимались до 230 учеников, но культурный центр закрылся на ремонт и мы вынуждены работать на съёмных площадках, из-за чего количество учащихся снизилось и сейчас составляет около 90 человек, начиная с пятилетних. К нам приходят дети различных национальностей, 80 % – это тунисцы, остальная часть – дети российских соотечественников, а также французы, итальянцы, американцы, канадцы, украинцы. Иногда доходит до смешного. Приходят беременные женщины и просят записать ещё не родившихся дочерей, чтобы по прошествии четырёх-пяти лет у неё было место в школе. Занятия проводим на французском языке, это язык хореографии, и также пришлось выучить арабский.

Наша школа пользуется популярностью, мы активно участвуем в культурной жизни страны, каждый год показываем отчётный спектакль. За годы работы школы мы перетанцевали всю классику – и Чайковского, и Римского-Корсакова, и Глазунова. В 2016 году поставили балет «Голубь мира», посвящённый актуальным мировым проблемам.

Фото предоставлено Инной Бушнак

– На фотографиях с ваших представлений дети многих национальностей танцуют в русских сарафанах и кокошниках. Как реагируют американские и европейские родители на такое проникновение их детей в русскую культуру?

– Прекрасно относятся, и они очень благодарны нам за обучение. Мы близко общаемся с родителями учениц и стали как одна большая семья, у нас не бывает ссор и разногласий на любые темы. В нашей школе уделяется пристальное внимание дисциплине, и некоторые родители говорят, что им не так важна балетная карьера дочери, как наша дисциплина и культура.

Я считаю, что моя миссия здесь в Тунисе – через мои постановки дать возможность местным жителям соприкоснуться с русским искусством и народом России. Я благодарю судьбу за то, что имею возможность нести русскую культуру. И этим меня зарядила Анастасия Ширинская-Манштейн.

Также по теме

Новые публикации

Городок Нерехта Костромской губернии стоит в стороне от главных дорог Золотого кольца России. Туристические автобусы пролетают его небрежно, лишь изредка высаживая шумную толпу путешественников для обзорной экскурсии. Между тем этот старинный городок, основанный в 1214 году, поверьте, достоин более пристального внимания.  
С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».