EN
 / Главная / Публикации / Сохранять традиции, чтобы двигаться вперёд: в Литве прошёл XVI фольклорный фестиваль «Покровские колокола»

Сохранять традиции, чтобы двигаться вперёд: в Литве прошёл XVI фольклорный фестиваль «Покровские колокола»

Анна Зимина16.11.2021

 Вновь осень, вновь Покров и вновь в Вильнюсе фольклорный фестиваль. «Покровские колокола» в литовской столице – и вновь с успехом. Как будто нет пандемии, нет ограничений в передвижении и непреодолимых проблем с визами. Для организаторов этого – уже 16-го по счёту – международного праздника фольклорного искусства все проблемы, как выяснилось, преодолимы. Инициатор его проведения, неизменный директор, музыкант Ирена Захарова всякий раз доказывает, что настойчивость, ясность целей и их наполнение благородными стремлениями приводят к прекрасным результатам даже в форсмажорных ситуациях пандемии.

Исполнители из 10 стран смогли приехать нынче в Вильнюс благодаря этой настойчивости, зрители к большой своей радости встретились с фольклором Литвы, Латвии, России, Польши, Украины, Грузии, Испании, Швеции, Норвегии и Германии. В течение пяти дней музыканты радовали вильнюсцев концертами, мастер-классами, ярмарками, дискуссиями и вечерами песни. Отдушина в ярких красках на фоне суровых будней карантинов.

Центральным событием фестиваля стала премьера произведения литовского композитора Леона Сомова «Perpetuum» в стиле World music. На сцене Литовской национальной филармонии его исполнили вильнюсский фольклорный ансамбль «Аринушка», Квартет имени Чюрлениса, Джюгас Даугирда (перкуссия) и Леон Сомов (электронная музыка).

Фото: Д. Матвеев

Перпетуум? О чем вечном пели и играли музыканты, в тот вечер встреченные овациями? Ответ сформулировала Ирена Захарова: «Жизнь стремительно идет вперёд благодаря тому, что накоплено, что было. Это – традиция. На нее нужно оглянуться иногда, чтоб не забыть. Забудем – движение прекратится».

Для модного в Литве композитора в жанре электронной музыки Леона Сомова это был совершенно новый опыт: «Чисто с этнической музыкой как сочинитель я встретился впервые. Нравится смешивать разные жанры. “Перпетуум” – для меня эксперимент, очень приятный. Тем более я благодарен ансамблю “Аринушка” и его руководителям – они мне дали свободу для сочинений. Не делать, что хочу, но – творческую свободу. Оказали доверие, что дало большую мотивацию. Встреча со славянским фольклором, с его темпераментом мне очень понравилась. У меня же самого русская фамилия! Песни в исполнении “Аринушки” сразу вызывают очень сильные, хорошие эмоции. В итоге совместное музицирование получилось, по-моему, замечательное. Тем более, участвовали классные музыканты. Вышло просто красиво. Думаю, из этого концерта получилась бы отличная пластинка – восемь песен».

– Впервые работали с фольклором. Это очень сильная энергия, которая влияет на любого, кто к ней прикасается. Она вас изменила?

– Да, я её почувствовал, и просто счастлив. И самое главное для меня – творческие люди, с кем удалось поработать. Это очень важно и оставляет след. Фольклорный материал здесь очень хороший. Я бы хотел, чтобы этот концерт не был единственным, чтобы мы с этим произведением даже и погастролировали где-то. Почему бы нет? Очень надеюсь, что мы еще выступим с «Аринушкой», и не раз.

Во время пандемийных ограничений, когда в зале нужно сидеть в масках, зрителей в Национальной филармонии на премьере «Перпетуум» все равно было много. Что заставляет людей в тёмный, дождливый ноябрьский вечер спешить на встречу с фольклором?

«Мы приходим каждый год на этот фестиваль, – отвечали слушатели в перерыве концерта – здесь и традиции, и экспериментировать участники не боятся! Это интересно всегда. Скучно не бывает. И на этот раз понравилось оригинальное сочетание электронной и народной музыки в произведении Леона Сомова. Его стиль плюс “Аринушка” – это здорово!»;

«В народных песнях – душа наша. Это всё в нас не умерло, живёт. Живёт и в наших детях, внуках, которых тоже каждый год приводим на фестиваль»;

«А меня очень заводит грузинская музыка, их энергия, особенно темпераментные танцы».

Фото: Д. Матвеев

Все годы принимает концерты фестиваля Литовская национальная филармония. Её директор Рута Прусявичене считает «Покровские колокола» вильнюсским феноменом:

– Меня лично очень интересуют все международные проекты, в которых участвуют люди, продолжающие музыкальные этнические традиции. Ведь это самое красивое в искусстве, что создало человечество! Фольклор – это цветы, которые должны цвести. Восхищает экспериментаторский дух наших композиторов, их желание окунуться в стихию музыкальной старины, соединив её с современностью, – это Леон Сомов, Линас Римша, Йонас Юркунас, Зита Бружайте, Альгирдас Мартинайтис и др. Солидный список авторов, которые писали и пишут для ансамбля «Аринушка». Этот коллектив – настоящий феномен нашей музыкальной жизни. Думаю, что такой праздник с разными программами мог бы даже быть иногда выездным, показываться в других странах. Сами произведения, звучащие на фестивале, доказывают наше музыкальное родство, нашу близость. Главное, пережить эти времена, которые пока не позволяют музыкантам свободно передвигаться. И пережить опять же помогает фольклор, он может исцелять сердца, давать надежду и силы для жизни.

Давние коллеги ансамбля «Аринушка» по фольклорному цеху, ставшие добрыми друзьями, – мастера исполнения и исследователи народного песенного искусства из Санкт-Петербурга: «Много лет сотрудничаем, это так обогащает! – говорит преподаватель Консерватории имени Римского-Корсакова Евгения Редькова.Познание других культур вырастает в уважение к народам. Для этого необходимо встречаться, что и обеспечивает этот фестиваль: коллективы из разных стран – и литовские, что радует, – всегда широко представлены.

Как фольклор переживет пандемийные ограничения? Людям трудно, а народная песня выдерживала испытания и посильнее. Тем более фольклор, по сути, родился как способ близкого общения людей в ходе работ, разных жизненных событий – не для показа, не для сцены. Для себя. Как внутреннее переживание, проживание личных или семейных обстоятельств. Поэтому этот пласт культуры сейчас востребован».

– Одна жительница Литвы рассказала мне, как в их доме однажды из-за ветренной погоды оборвало провода, и вся большая семья осталась без электричества. Телевизор, компьютеры, телефоны не работали. Чем заняться? И тут спонтанно все сели и... запели. Народные песни. И почувствовали себя абсолютно счастливыми.

– К этому людей подтолкнули обстоятельства. Сегодня необходимо осознанно обратить традицию внутрь семьи. Она веками людей связывала. В семье и передавалась, а сейчас ослабла. Фольклор помогает наладить эти естественные связи.

Одни из самых популярных участников фестиваля – грузинские артисты. У солиста тбилисского коллектива «Шара бэнд» Луки Мебония с ансамблем «Аринушка» – давняя и искренняя дружба:

– «Покровские колокола» – настоящий праздник культуры. То, что я научился сносно говорить по-русски, чего раньше вообще не умел, – это тоже благодаря фестивалю. У меня здесь много друзей, я многому учусь как музыкант. Даже удалось петь старинные литовские песни Сутартине. Вижу, сколько энергии и любви вкладывают организаторы в то, чтобы этот фестиваль жил. Даже во время карантина в прошлом году они организовывали выступления. Стремясь, чтобы не прерывалось общение фольклористов, не ослабевала их связь со зрителем. Делали всё, что могли в таких трудных условиях! Спасибо фестивалю, что у нас остаётся возможность делиться своей культурой и узнавать другие. В Вильнюс мы привезли песни и танцы разных регионов Грузии, их любят в Литве, мы это знаем. Любовь к народному искусству у меня – от семьи, у нас в доме все пели, и эта традиция продолжается.

Ветеран российского фольклорного направления в музыке, руководитель московского ансамбля «Сирин» Андрей Котов специализируется в редком жанре – это народные духовные стихи. Он давнишний друг фестиваля в Вильнюсе, куда наведывается часто, даже в нынешние непростые времена: «Все эти испытания когда-нибудь закончатся, это надо пережить. Меня происходящее не разуверило в том, что я делаю в музыке. Людям нужно это – глубокое. В трудные моменты спасает радость от прикосновения к самой музыке и от того, что люди в ней нуждаются. Я пою духовные стихи, которые напоминают человеку о краткости земной жизни, наполняют его душу высшими чувствами. Такая поэзия, в которой идёт речь о смысле жизни и смерти, о Боге, о роли человека на Земле, заставляет зрителей задуматься. Для таких вопросов сейчас самое время.

А приезд в Вильнюс на фестиваль – это для нас всегда праздник, который вопреки всем невзгодам организуют Ирена и Николай Захаровы. Не только замечательные концерты, но и мастер-классы, семинары, дискуссии – уникальное событие для нашего времени. Работа проделана колоссальная!»

Фото: Д. Матвеев

Другой известный московский фольклорист Сергей Старостин тоже рад встрече с Вильнюсом, с коллегами и зрителями: «Здорово, что звонят эти “Покровские колокола”! Никто у них языки вырвать не может. Это сейчас особенно нужно, в прямом и переносном смысле: звон колоколов испокон веку очищал пространство, избавлял народ от напастей и хворей. И само название – Покровские – в известном смысле обеспечивает фестивалю и его участникам жизнеспособность. Дай Бог, чтобы и дальше божественный Покров закрывал, охранял их от неприятностей!»

Встреченный мной в кулуарах фестиваля Николай Захаров был как всегда немногословен и спешил. На разговор дал минуту, потому что некогда – он или поёт в составе «Аринушки», или помогает гостям. Действительно, «Перпетуум мобиле», вечный двигатель.

Что необходимо, чтобы в нынешней непредсказуемой обстановке следующий фестиваль «Покровские колокола» состоялся? «Главное – работать. Не спать в это тяжелое время. Работать», ответил Николай и пошёл на сцену.

Поддержку фестивалю оказали фонд «Русский мир», Департамент внешнеэкономических и международных связей г. Москвы, ООО «Международное консалтинговое агентство», Министерство культуры Российской Федерации, Посольство Российской Федерации в Литовской Республике, Россотрудничество.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Также по теме

Новые публикации

125 лет назад, 1 декабря (н. с.) 1896 года, в небольшой деревушке Калужской губернии родился мальчик, впоследствии ставший главным советским полководцем во время Великой Отечественной войны, «Маршал Победы» Георгий Константинович Жуков. И сегодня Жуков остаётся самым известным для жителей нашей страны военачальником.
29 ноября в режиме онлайн состоялось открытие V Международной школы БРИКС – молодёжной научно-образовательной программы, направленной на подготовку специалистов в области взаимодействия государств–членов БРИКС в политической, экономической и гуманитарной сферах.
Александр Градский – музыкант, певец, композитор, а ещё – «отец» русского рока. А по большому счёту – одна из ярчайших звёзд советской и российской эстрады. Впрочем, он вполне мог стать звездой мирового уровня – его совместные концерты с Лайзой Минелли, Шарлем Азнавуром, Крисом Кристофферсоном тому подтверждение. Но всё же на всю жизнь его визитной карточкой стала песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Как молоды мы были».
В этом году исполняется 210 лет самому раннему описанию дымковской игрушки. Генерал Николай Хитрово рассказал о народном вятском празднике «Свистопляске» и причудливых расписных игрушках из глины, в которые свистели взрослые и детвора.
1 декабря в Лондоне аукционный дом MacDougall’s, который специализируется на русском искусстве, проведёт аукцион, на котором будет выставлено более 40 лотов – предметы русского искусства и русской истории. Особо примечательно письмо Екатерины II о пользе прививания от оспы. Пользуясь случаем, мы решили напомнить историю о том, как императрица развивала вакцинацию в России.
Моряк, исследователь, промышленник, декабрист, священник-миссионер под одной обложкой. Нет, это не роман Александра Дюма или Жюля Верна. Новая книга московского историка Натальи Петровой «Пионеры Русской Америки», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей», написана по документам, но приключений, драматических судеб и даже любовных коллизий в ней хватает.
Популярный исторический видеоканал «Короли и генералы» (Kings & Generals) опубликовал 18-минутный видеоролик под названием «Ганнибал – африканский сын российского Петра Великого» (Gannibal – African Son of Peter the Great of Russia). Видео набрало более 700 тыс. просмотров и почти 3500 комментариев.
С 22 по 27 ноября Русский дом в Берлине проводит Неделю русского языка. Задумывалась она как мероприятие для повышения квалификации немецких русистов, но быстро вышла за рамки одной страны, став международной. О том, какие языковые проблемы волнуют сегодня преподавателей русского языка по всему миру, рассказывает представитель оргкомитета Недели Ольга Васильева.