EN

По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют

Редакция портала «Русский мир»22.09.2021

Фото: gitis.net

Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”, который будет реализован преимущество в ближнем, но отчасти и в дальнем зарубежье. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства, преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами.

Эти курсы повышения квалификации рассчитаны, прежде всего, на профессиональных артистов. Естественно, что преподавать российские театральные педагоги будут по методу Станиславского.

«Этот проект очень важен для нас, – рассказал руководитель Россотрудничества Евгений Примаков. – Мы – агентство – выбираем те сферы, где мы конкурентоспособны, сильны, где мы узнаваемы. В первую очередь, это великая русская культура, искусство. Конечно, это такие имена, как Чехов, Достоевский, Чайковский. И конечно, это Станиславский, метод Станиславского, театральное мастерство, театральное искусство. Это то, в чём Россия узнаваема».

В зависимости от страны форматы выездных школ могут быть разными: где-то они будут проходить прямо в местных театрах, а где-то, в случае необходимости, Россотрудничество готово предоставить площадки своих представительств – Русских домов.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский особо отметил, что система Станиславского в мире очень востребована – в этом его убедил опыт встреч с коллегами в разных странах. И у России как страны-родины этого метода здесь большой потенциал. Но пока мировой театральный образовательный рынок занят в основном американскими коучами, которые преподают метод Станиславского и в Европе, и в Азии.

Идея создания театральных курсов повышения квалификации, рассказал Заславский, пришла во время пандемии, когда театры закрылись, актёры, режиссёры и театральные педагоги вынуждены были сидеть дома. Вначале дистанционные курсы стали проводить для российских актёров и студентов театральных вузов, а затем и для актёров русских театров зарубежья.

По словам ректора ГИТИСа, в ходе этих встреч российские педагоги получили просто необыкновенный человеческий отклик, именно это и убедило в том, что настоящая русская театральная школа во многих странах по-прежнему очень востребована. Заславский уверен: проект даст возможность актёрам близко познакомиться с особенностями именно русской школы.

Проект стартовал накануне – 21 сентября в Бишкеке и Баку начали работать первые выездные школы. Ну а затем театральные педагоги из России отправятся в Брест и Гомель (Белоруссия), Ереван и Гюмри (Армения), Душанбе (Таджикистан), Алма-Ату (Казахстан), Ташкент (Узбекистан), Кишинёв (Молдавия), Цхинвал (Южная Осетия) и даже на родину европейского театра – в Грецию (Афины).

Как пояснила представитель Росоотрудничества, которая курирует этот проект, Нармин Ширалиева, в каждой стране будут преподавать именно то, что востребовано там. Где-то это будет сценическое мастерство и режиссура, где-то – сценическое движение и фехтование, а где-то – вокал или сценическая речь. Форматы тоже могут быть разные – как живое общение, так и дистанционные курсы. Задействованы будут разные педагоги и разные кафедры ГИТИСа, а со временем, надеется Григорий Заславский, к сотрудничеству подключатся и другие российские театральные вузы.

И конечно, работа таких творческих курсов, или лабораторий, была бы невозможна без интереса со стороны самих национальных театров. «Мы голодны до общения, надо его возвращать. Культуры обогащают людей, мы питаем друг друга… Нам всем необходимы лаборатории – это практика, именно здесь возникают новые союзы, новые друзья», - заметил и.о. заведующего кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа, руководитель Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков, поделившийся опытом проведения театральной школы в Киргизии.

«Приветствуем тесное сотрудничество, образование в театральной сфере для нас важно. Мы собираемся продолжать сотрудничество с ГИТИС», сказала ещё одна участница встречи, заведующая отделом искусств Министерства культуры Азербайджана Фарах Аджалова.

«Я смотрел в глаза наших ребят и видел, что им было очень интересно. Я понимаю, что в дельнейшем работать с теми молодыми актёрами, которые пройдут эти курсы, нам будет намного легче и интереснее», так оценил потенциал этого сотрудничества главный режиссёр Азербайджанского государственного академического театра Джавид Имамвердиев.

Также по теме

Новые публикации

30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.
В год 80-летия разгрома фашизма международная акция «Диктант Победы» подтвердила свой статус одного из самых масштабных просветительских проектов современной России. С каждым годом инициатива объединяет всё больше участников, и в 2025-м побила все рекорды: к ней присоединились 2,75 миллиона человек из России и ещё 97 стран мира.
«В июне повышенную зарплату получат те, кто работают в праздник», – гласит один из новостных заголовков. Как же правильно: «те, кто работают» или «те, кто работает»? Вспомним особенности согласования сказуемого с подлежащим, выраженным местоимением, и подлежащим, обозначающим совместность действия.