EN
 / Главная / Публикации / «Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора

«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора

Редакция портала «Русский мир»21.09.2021

Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников при поддержке фонда «Русский мир» был создан авторепетитор «Мы сами». О том, что собой представляет новое учебное пособие, мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.

Учебно-методический комплекс «Мы сами: авторепетитор по русскому языку и литературе в условиях семейного образования и/или вынужденной самоизоляции» разработан Ассоциацией «Образование» (Тамбов). Эта НКО занимается мультимедийными проектами для иностранцев, изучающих русский язык.

Читайте также: Учебники для детей-билингвов, а также их родителей

– Вы являетесь одним из авторов нового учебного комплекса для детей-билингвов, созданного Ассоциацией «Образование». Как он устроен?

– Это электронный учебно-методический ресурс, который рассчитан на освоение методики самостоятельного получения школьниками знаний в непростых условиях дистанционного обучения. Он создан согласно российским образовательным стандартам по авторской методике, апробированной в течение многих лет и показавшей свою эффективность.

Название_авторы.png

Ресурс состоит из двух блоков. Первый посвящён русскому языку, в нём четыре темы:

  1. Правописание гласных, проверяемых ударением;
  2. Правописание гласных, чередующихся в корнях;
  3. Непроизносимые согласные;
  4. Работа по развитию речи и лингвокультурной компетенции: фразеологизмы.

Каждая из тем имеет теоретическую часть, методические рекомендации, иллюстрации и комментарии, задания.

Второй блок – по литературе – посвящён методике самостоятельного лингвокультурного изучения художественного текста. В него вошли произведения, изучаемые в пятом – седьмом классах. Разные жанры (рассказ, сказ, сказка, басня, стихотворение, миф) позволяют шире показать методические ресурсы изучения текста в формате авторепетитор, хотя базовый подход одинаков.

Литературный блок представлен произведениями:

А. П. Платонов. Никита;
П. П. Бажов. Медной горы хозяйка;
В. М. Васнецов. Царевна-лягушка;
К. Г. Паустовский. Заячьи лапы;
И. А. Крылов. Ворона и Лисица;
А. И. Куприн. Чудесный доктор;
И. С. Тургенев. Бежин луг;
Н. С. Лесков. Левша;
Н. А. Некрасов. Железная дорога;
Миф «Яблоки Гесперид».

Каждая из тем по литературе представлена литературным текстом с гиперссылками (комментарии и иллюстрации), иллюстрированной статьёй об авторе, методическими рекомендациями, заданиями по развитию речи, формированию литературоведческой компетенции и языковой картины мира.

– В чём суть предлагаемой методики, которую вы называете «авторепетитор»?

– Методика известна ещё с советских времен, когда издавались пособия типа «Проверяй себя сам», однако их механизм навсегда устарел, и на долгие годы методика была забыта. Современные информационные технологии, включая огромные возможности интернета, а также потребность в самообразовании создали условия для нового подхода к методике, её оптимизации.

Для нас важна визуализация всего предлагаемого материала. Почему школьники не могут, например, правильно писать слова с гласными, проверяемыми ударением, – умалять (достоинства), бечевать (баржу), бичевать (пороки), посвятить (стихотворение) и многие другие? Проблема в небольшом словарном запасе, из-за чего школьники затрудняются в подборе однокоренных слов. Около 1500 иллюстраций и комментариев решают эту проблему.

Беда (именно беда!) в том, что современные школьники мало читают художественную литературу. Это тоже обедняет словарный запас и неизбежно сказывается на грамотности.

– А как помогает аудиовизуализация в изучении литературного произведения?

Многие литературные произведения, изучаемые в школе, созданы 150 – 250 лет назад. За это время значительно изменился язык, в первую очередь лексика, слова перешли в разряд историзмов, то есть обозначают понятия, ушедшие из жизни. Современные школьники не знают, что такое крепостной, городничий, швейцар, полозья, чугунок, чепец и др. Из-за этого восприятие текста искажается, например, при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» ученик так рассуждал про Коробочку, которая была коллежской секретаршей: «Колле́ж – учебное заведение. Значит, она была секретаршей в школе или колледже». На вопрос, кто такие крепостные, школьники часто отвечают: «Это те, кто живёт в крепости».

В художественных текстах много профессионализмов, например, сказ П. П. Бажова «Хозяйка медной горы». Это тоже осложняет восприятие текста, а часто мешает эстетическому его восприятию, например, за названиями минералов (малахит, лазурит, кварц и др.) для современного школьника ничего не стоит. А визуализация помогает войти в сказочный мир Хозяйки Медной горы, понять суть повествования и увидеть красоту уральской природы. Всё это не только формирует лингвокультурную компетенцию школьников, но и воспитывает в них чувство прекрасного и любовь к родине.

Малахит.jpg

Лазурит.jpg

Изучение зарубежной литературы в рамках школьной программы невозможно без метода визуализации. Например, школьника сложно погрузить в мир античной литературы, не используя иллюстрации европейской живописи и скульптуры; сложно объяснить, кто такой Геракл и почему всем знакомая с детства каша называется «Геркулес». Метод ассоциации в изучении литературного текста мы считаем одним из важных и активно используем в нашей методике.

Объяснить школьнику незнакомые понятия проще и эффективнее через окружающие его предметы. Например, почему карты мира называются атласом, а стоящий во многих домах холодильник называется «Атлант»? Оказывается, что это два имени одного античного персонажа-великана – Атласа (Атланта), который держит на своих плечах небесный свод.

Новаторство нашей методики заключается и в том, что иллюстрируют языковой арсенал грамматики и литературных текстов лучшие произведения русской и европейской живописи. Это даёт возможность приобщить школьников к высокому миру искусства и, кроме основной задачи (дидактической), развивать его эстетический мир, формируя языковую картину мира современного человека.

В рамках проекта создан аудиовизуальный словарь трудных слов. Это позволяет активировать когнитивные ресурсы школьников при изучении русского языка и литературы.

– Где можно познакомиться с проектом и его методико-дидактической базой?

– Все материалы можно увидеть на сайте Ассоциации «Образование».

Хочется добавить: мы сейчас находимся в начале большого пути по созданию методико-дидактической базы, в первую очередь для детей соотечественников, проживающих за рубежом. Универсальность методики позволяет проекту стать помощником и российским школьникам, родителям, которые помогают детям в обучении, а также учителям русского языка и литературы.

Также по теме

Новые публикации

Почувствовать себя первопроходцем и открывателем Русской Америки теперь может каждый, и для этого не нужно лететь на Аляску или в калифорнийский «Форт Росс». В Пензенской области, на родине исследователя Русской Америки Лаврентия Загоскина, вырубили из дерева копию первого русского форта на Аляске с казармами, амбарами и часовней, без которой русский человек не может обойтись, как бы далеко его ни забросила судьба.
В строительстве оборонительных Сурского рубежа и Казанского обвода в первые годы Великой Отечественной участвовали сотни тысяч человек. Сегодня секреты создания этого доселе малоизвестного рубежа обороны раскрывают историки и общественные организации.
Страны Прибалтики вкупе с Польшей и неожиданно примкнувшей к ним Финляндией в последнее время сделали резкий русофобский поворот в своей внешней политике. Российские эксперты обсудили причины этого обострения, положение русскоязычного населения в этих странах и отношения с Россией.
Что значит «охмурить»? Большинство проведёт аналогию между «охмурить – обольстить» («Она его в два счета охмурила, теперь бегает за ней»). Однако у слова есть не только другие значения, но и неожиданные родственники.
Фонд «Русский мир» уже несколько лет организует Летние школы для студентов вузов Донбасса. В этом году на учёбу в университеты Сочи и Твери приехали будущие преподаватели русского языка и литературы из Донецка, Луганска и Горловки.
Как правильно – не интересно или неинтересно, не важно или неважно? Наверняка с этим вопросом хоть раз сталкивался каждый пишущий. Однако решить эту лингвистическую задачку не составит труда, если вооружиться правилом.
«В латвийских политических условиях право на уроки русского языка и литературы приходится отвоевывать с боем. Русский язык и литература полностью вытесняются из системы школьного образования для того, чтобы ассимилировать русских. Или заставить их выехать», – пишет в своем эссе «От языка Союза к языку мира: зачем сегодня учат русский?» на XXII Международный Пушкинский конкурс «РГ» русист из Латвии Александр Филей.
Фонд «Русский мир» продолжает поддерживать международную программу Всероссийского детского центра «Океан» «Дети мира». В этом году смена проходила в рамках VII Международных спортивных игр «Дети Азии». «Океан» принял порядка 1300 ребят из Армении, Афганистана, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Ливана, Монголии, Пакистана, Таиланда, Туркмении, Узбекистана и России.