EN
 / Главная / Публикации / Михаил Чехов: весь мир – театр

Михаил Чехов: весь мир – театр

Сергей Виноградов30.08.2021

Михаил Чехов

Исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося русского актёра и театрального педагога Михаила Чехова. За свои 64 года, отпущенные судьбой, Михаил Чехов прожил несколько жизней в разных странах – сыграл, возможно, лучшего Хлестакова в истории русского театра, положил начало театральному образованию в Латвии и ряде других стран Европы, заслужил прозвище «Моцарт сцены» от зарубежных критиков, изменил подход к актёрской работе в Голливуде и побудил Мерилин Монро требовать от студий более серьёзных ролей. И, наконец, написал книгу, которая до сих пор остаётся настольной для актёров по всему миру.

Михаил Чехов ушёл из жизни более 65 лет назад, но его известность и влияние в театральном и кинематографическом мире, кажется, только растёт. «Русский мир» узнал, как чеховская методика преломляется сегодня в театрах, носящих его имя, и кого награждают медалью Михаила Чехова.

Второй Чехов в МХТ

Михаил Чехов родился в семье старшего брата Антона Чехова Александра в 1891 году. К этому времени его дядя уже известный всей России писатель, надежда русской литературы. В возрасте 16 лет Михаил становится студентом театральной школы Петербургского Малого (Суворинского) театра, а спустя пять лет становится актёром Московского Художественного театра по приглашению самого Константина Станиславского.

МХТ, прославившийся на весь мир спектаклями по пьесам Антона Чехова, к тому времени восемь лет оплакивал смерть драматурга. И тут в театре появился новый Чехов. Впрочем, не родство с писателем, а самобытный талант помогли актёру вновь зажечь фамилию Чехов на афишах. В пьесах дяди он играл, но его лучшей ролью в МХТ, по признанию критиков и исследователей, стал Хлестаков в спектакле по гоголевскому «Ревизору», спектакль поставили основатели МХЛ Станиславский и Немирович-Данченко.

Своего Хлестакова он будет повторять и изменять до конца жизни – когда не сможет играть эту роль из-за возраста, поставит несколько «Ревизоров» в разных странах, и будет использовать гоголевский текст на занятиях с первыми звёздами Голливуда.

Человек с тысячью лиц

Такое наименование Михаилу Чехову дала американская пресса в начале 1920-х годов во время гастролей МХТ в США. К тому времени он уже большой мастер, автор собственной методики существования на сцене. Восторженный приём в Европе и неприятие происходящего на родине побудили актёра остаться за рубежом после гастролей. Он пробует себя в кинематографе, ездит с постановками по европейским странам и одну за другой открывает театральные студии.

В Латвии по сей день считают студию, открытую Чеховым в Риге в 1932 году, началом театрального образования в республике. За два года жизни в Латвии он поставил в Театре русской драмы своего неизменного «Ревизора», шекспировскую «Двенадцатую ночь» и «Смерть Иоанна Грозного», в которых играл глупого царедворца Мальволио и русского царя.

В 2006 году Театр русской драмы, не раз сменивший название в XX веке, обрёл имя Михаила Чехова. На сайте театра, существующего в русской, латвийской и английской версиях, подробно рассказывается о рижском периоде Михаила Чехова.

«Кроме профессиональных навыков Михаил Чехов открывал своим студийцам философию театра – точнее, «идеального театра», который является выражением всего лучшего и даже божественного в человеке, – рассказывается на сайте. – В рамках курса Чехов представлял общую схему своего метода и спрашивал: «Что влечёт нас в театр? Почему я в театре, несмотря на разные неприятности в закулисной жизни, несмотря на тяжёлые условия работы? Это какая-то тайна, тайна театра, тайна создания образов».

Сегодня в рижском театре имени Михаила Чехова работают как русскоязычные актёры и режиссёры, так и латыши. Театр ставит спектакли по произведениям русских и зарубежных авторов и активно инициирует совместные проекты с латышскими труппами.

Венская лаборатория

Не привязанный ни к одной из стран, Михаил Чехов колесил по Европе в поисках страны, способной на культурное обновление. Театральное искусство в Германии, Франции и других странах-законодательницах моды, казалось ему, движется в сторону «развлечения довольно дешёвого сорта».

За десятилетия после смерти Михаила Чехова коммерческий театр занял свою весомую нишу в европейских странах, но и чеховское зерно не пропало. Пять лет назад при Русском доме в Вене открылись Австрийский центр Михаила Чехова и театр-лаборатория его имени, сегодня это успешный коллектив, собирающий зрителей из разных стран. Кроме того, при театре создана студия для юных актёров.

«Я стремлюсь следовать принципам чеховской системы. Поэтому в основе моей работы с актёрами лежит кропотливый лабораторный процесс нахождения художественного образа и психофизического перевоплощения актёра», – говорит создатель театра, выпускница московского театрального училища имени Щукина Ирина Продеус.

Театр выполняет и просветительскую работу, публикуя на своих интернет-ресурсах статьи о Михаиле Чехове и виртуальные экскурсии по его творческой биографии на немецком и английском языках.

Чеховская медаль

Медаль имени Михаила Чехова, учреждённая в 2008 году Домом русского зарубежья имени Александра Солженицына, вручается деятелям культуры разных стран. В разные годы награду получали Никита Михалков, Майя Плисецкая, Галина Вишневская, Юрий Соломин, мультипликатор Александр Петров, французская актриса Марина Влади, сербский композитор Горан Брегович.

Первая чеховская медаль досталась американской актрисе Джоанне Мерлин, которая была ученицей Михаила Чехова и фактически посвятила жизнь преподаванию его методики в США. В 2009 года Джоанна Мерлин представила на фестивале документального кино в Нью-Йорке фильм «Мэрилин Монро, Энтони Куинн и другие. Звёздная система Михаила Чехова».

К именам, упомянутым в заголовке картины, можно добавить Ингрид Бергман, Гэри Купера, Грегори Пека и многих других американских кинознаменитостей первой величины. После переезда Чехова в США и открытия школы актёрского мастерства, его имя быстро становится известным в актёрской богеме. К Чехову устремляются молодые актёры и мэтры, одни проходят с ним большие курсы, начиная с азов, другие обращаются за помощью в подготовке конкретных ролей.

Михаил Чехов брал за уроки немалую плату – 25 долларов в час (около 150 долларов по современному курсу), но с теми, в ком видел подлинный талант, нередко занимался бесплатно. Известная американская актриса Мала Пауэрс рассказывала, что Чехов учил актёров не только актерскому мастерству, но и знанию собственной души; педагогический метод Чехова коренился в глубокой жизненной правде, и поэтому всё, что он говорил об искусстве, касалось и жизни, приводило к более глубокому пониманию людей.

Отношение Чехова к кинематографу кардинально меняется – сначала он считал его пустым развлечением, движущимися картинками, но с годами увидел подлинное искусство, требующее настоящего мастерства от актёра. В итоге он и сам становится заметным киноактёром своего времени, Чехов снялся в десяти голливудских фильмах, а за роль в картине Альфреда Хичкока «Заворожённый» был номинирован на премию «Оскар».

Работа и общение Михаила Чехова со знаменитыми актёрами Голливуда не только обогащает их новыми знаниями и навыками, но у многих меняет отношение к выстраиванию ролей. Актёры начинают требовать от кинопродюсеров больше времени на подготовку к роли и репетиции. А посему утверждение о том, что Михаил Чехов изменил Голливуд, не является натяжкой. Показателен пример символа американского кино Мэрилин Монро – капризная актриса со звёздными замашками на занятиях с Чеховым превращалась в кроткую ученицу.

«Занятия с Монро продолжались три года, – пишет в своей монографии о Михаиле Чехова финский театровед Лийса Бюклинг. – Монро привязалась к мастеру и его жене, с которой она ходила в театр в Лос-Анджелесе (сам Чехов почти никогда не выходил «в свет»)». После смерти Чехова Монро не забыла Ксению Чехову (жену Михаила Чехова – авт.), ставшую ее приёмной матерью, и оставила ей небольшое наследство в своем завещании. «Михаил Чехов считал Монро необычайно восприимчивой актрисой», – рассказывала Ксения Чехова биографу актрисы.

Автор монографии отмечает, что Чехов одним из первых поддержал стремление Монро к серьёзной карьере. Монро начала свою долгую борьбу со студией «Фокс» за право играть более глубокие роли, что привело к созданию её собственной фирмы и конфликту с ожиданиями продюсеров.

В 1946 году Чехов издал в США свою книгу «О технике актёра» на русском языке, в английском переводе она вышла лишь в 1953 году за два года до смерти автора. Книга вызвала фурор в американской творческой среде, её тут же окрестили учебником. По сей день из уст актёров первой величины звучат признания в том, что книга Чехова сделала их теми, кем они стали.

Он и по сей день обращается к молодым актёрам со страниц своей книги на многих языках мира: «Делайте больше, чем показываете, вуалируйте это. Ваше тело должно стать как бы вуалью. Показывайте меньше, чем чувствуете. Чувства надо выражать экономно. И не бойтесь своих чувств – пусть другие их пугаются».        

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева