EN
 / Главная / Публикации / Григорий Заславский: «Русские театры нуждаются в поддержке»

Григорий Заславский: «Русские театры нуждаются в поддержке»

Редакция портала «Русский мир»21.07.2021

Русский театр Эстонии, спектакль "Алиса" / Facebook###https://www.facebook.com/veneteater/photos/a.250110885089504/3585180444915848/

В 2021 году был запущен проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа в русских театрах за рубежом». Пока состоялись только две постановки в Казахстане, но до конца 2021 года спектакли представят и в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане.

Идея осуществить такую программу, которая бы создала постоянный мостик между русскими театрами постсоветского пространства и Россией, родилась ещё два года тому назад, рассказал ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский в ходе пресс-конференции. Реализация началась в этом году, но пандемия внесла свои коррективы: пока удалось поставить спектакли только в Казахстане. В апреле этого года вышли две премьеры – первая в Нур-Султане, в Русском театре им. Максима Горького, а вторая в русском драмтеатре театре в городе Тараз (бывш. Джамбул) на юге Казахстана. В других театрах спектакли находятся на стадии подготовки, уже прошли первые репетиции в Zoom.

По мнению Заславского, именно в ходе такого сотрудничества и создаются творческие команды. «В театре важно, чтобы каждый режиссёр нашёл своего художника, своего хореографа, художника по костюмам… Из этих содружеств в итоге и рождаются великие театры», – отметил руководитель ГИТИСа и выразил надежду, что в следующем году к проекту подключатся выпускники и других российских театральных вузов.

Участие в этом проекте каждому даёт что-то своё. Молодые российские режиссёры получают в распоряжение сцену театра с традициями. А также – бесценный опыт общения с новой труппой, в составе которой есть актёры старой школы, среди которых, по словам Григория Заславского, встречаются «суперпрофессионалы». Сам же театр получает «новую кровь» и вместе с ней – внимание главного театрального вуза России, который не остаётся в стороне от процесса.

Участие в проекте придало театру творческий импульс, рассказал директор Русского театра драмы им. М. Горького в Нур-Султане Айболат Жаудыр. По его словам, интересно было всем – актёрам театра, представителям театральных вузов страны, театральным критикам и обычным зрителям. Во всяком случае, на премьеру всем желающим билетов не досталось.

Художественный руководитель Русского театра Эстонии Филипп Лось согласен с такой оценкой. «Молодые креативные режиссёры – это то, что всегда двигает театральный процесс вперед. Мы ждём их», – сказал он, отметив, что благодаря этой программе расширятся как возможности выпускников режиссёрского факультета самого ГИТИСа и других театральных институтов, так и кругозор актёров принимающего театра. По его мнению, поддержка этой программы Министерством культуры РФ Росконцертом придают ей особый вес и статус.

Представитель театрального мира Эстонии выразил надежду, что работы молодых российских режиссёров не станут проходными. «Мы надеемся, что эти работы станут этапными в их карьере, – сказал он. – Мы очень бы хотели, чтобы ГИТИС на всех этапах курировал эти проекты, начиная с отбора заявок, чтобы силы всех факультетов ГИТИСа были задействованы в реализации этих проектов. Это красивая история, и её надо реализовывать полноценно, чтобы каждый такой спектакль становился событием для республики – в данном случае в Эстонии. Мы очень хотим, чтобы работы молодых режиссёров из России прозвучали бы полноценно, мощно, чтобы о них писали СМИ в России и Эстонии, чтобы о них спорили».

В то же время, уверен Филипп Лось, молодых режиссёров из ГИТИСа ждёт здоровая, но очень жёсткая конкуренция, потому что Эстония – это очень театральная страна. Многие столпы эстонского театра сами оканчивали ГИТИС, так что здесь сильны традиции классического русского театра, но и появилось много молодых, ярких, самобытных режиссёров. Местная театральная публика выросла на обеих этих традициях: зрители русского театра ходят и в эстонские театры, а русский театр посещают эстонцы, многие из которых владеют русским языком.

Надежды на продолжение – и расширение – этого проекта есть. Заместитель генерального директора Росконцерта Светлана Кондратьева напомнила, что в России действует Всероссийская гастрольно-концертная программа «Большие гастроли», в которой предусмотрена поддержка русскоязычных театров ближнего зарубежья.

Проект «Постановки студентов и выпускников ГИТИСа в русских театрах за рубежом», считает Кондратьева, может стать и частью программы «Большие гастроли», которая предполагает творческие обмены театров России с театрами из бывшего СССР. Иными словами спектакли, поставленные выпускниками ГИТИСа, вполне могут увидеть и зрители российских городов.

В программе театральных обменов с Россией надеются принять участие и русские театры зарубежья, и это им действительно нужно. Так, Филипп Лось напомнил, что когда-то Русский театр Эстонии много гастролировал по России, но это время ушло. Сейчас, хотя театр и финансируется из бюджета, у чиновников Минкультуры Эстонии другие приоритеты, и, в отличие от эстонских коллег, государственных субсидий на свои гастрольные туры Русский театр в Эстонии не получит. А значит – вся надежда на Россию.

Своего коллегу поддержал Григорий Заславский, отметивший, что, в отличие от многих других стран, в России отсутствует система продвижения своей культуры за рубежом. «Русские театры нуждаются в поддержке, прежде всего, в постоянном эмоциональном и профессиональном внимании», – заявил он. По его мнению, России нужно создать свою программу поддержки русских театров за рубежом на самом высоком уровне и с серьёзным бюджетом.

Также по теме

Новые публикации

14 октября состоялось открытие международного проекта «Русский язык в Африке: образование, диалог, культура», который будет проходить в странах Восточной и Юго-Восточной Африки в октябре – ноябре этого года.
В России на сегодняшний день проживает около двух миллионов армян. А вот русских в Армении гораздо меньше – всего около 15 тысяч человек. Но и те и другие постоянно живут на два дома и укрепляют связи между нашими странами – экономические, культурные и духовные.
Россия успешно продаёт по всему миру не только нефть, газ, уголь, оружие, но и шоколадные конфеты. В этом году наша страна имеет все шансы войти в десятку мировых поставщиков шоколада: уже 94 страны по всему миру закупают российскую продукцию, и спрос только растёт.
14 октября российскому режиссёру Павлу Чухраю исполняется 75 лет. Его фильмы: «Клетка для канареек», «Вор», «Водитель для Веры» – стали классикой советского и российского кино. По словам режиссёра, для него хобби – это его работа. А сейчас он снимает фильм об эпохе конца 40-х – начала 50-х годов XX века.
В Екатеринбурге завершил свою работу VII Конгресс Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», посвящённый памяти академика Л.А. Вербицкой. Он объединил 230 учёных и 46 городов России.
Оксана Соломченко из немецкого Оффенбурга стала победительницей конкурса «Образование на русском. Учитель 2021 года для детей-билингвов». Участниками конкурса, организованного культурно-образовательным центром FoRuss, стали педагоги из Германии, Швейцарии, Германии, Австрии, Испании и Марокко.
Монумент «Скорбящая мать» молодого скульптора Дениса Стритовича стоит в мемориальном комплексе «Жестяная Горка» в Новгородской области. Его стела «Погибшим советским военнопленным» –  в Вене (Австрия), а памятник первому главнокомандующему РВСН Митрофану Неделину – в подмосковном Одинцово. Скульптор рассказал «Русскому миру» о создании образов героев Великой Отечественной войны.  
На Московском международном салоне образования обсудили первые результаты самой масштабной российской государственной программы по поддержке университетов «Приоритет – 2030». Ректоры видят в этой программе большой потенциал по развитию не только самих университетов, но и территорий вокруг них.