EN
 / Главная / Публикации / Где Пётр спал и где обедал

Где Пётр спал и где обедал

Сергей Виноградов13.05.2021

Жан-Марк Натье. Портрет Петра Первого, 1717 г. Фото: петр1.рус###https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F/

Министерство культуры РФ объявило о создании к 350-летию Петра Великого Ассамблеи «петровских музеев», в которую войдут федеральные и региональные музеи – петродворцы и домики Петра I. В Европе, где первого российского императора помнят и почитают, тоже не первый год обсуждают объединение мест, связанных с пребыванием русского царя, в туристических, культурных и научных целях.

Поездки русского царя в Европу – Великое посольство 1697 – 1698 гг. и второй визит в 1716 – 1717 гг. оставили немало следов в разных странах. Сегодня в Европе именем и образом Петра привлекают туристов, украшают города, привлекают на выставки в музеи, открывают культурные и исторические проекты и налаживают международные связи.

Отобедать по-царски

В Кунтскамере, которая была основана Петром I после первой поездки в Европу и считается первым российским публичным музеем, составили список музеев и частных коллекций, художественных и научных, которые царь посетил во время своего Великого посольства. В перечень вошли десятки названий голландских, австрийских, английских, немецких музеев и коллекций. Национальные хранилища, кабинеты выдающихся учёных своего времени, домашние музеи коллекционеров – вряд ли в петровскую эпоху можно было найти человека, который за год смог посмотреть столько нового и прогрессивного.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Фото: Ad Meskens / ru.wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Saint_Petersburg_Kunstkamera_from_Neva.jpg

После визитов русского царя оставались его подарки, а иногда – изображения. В коллекциях многих европейских музеев и сегодня можно увидеть портреты Петра I, написанные придворными художниками. В экспозиции Дрезденского музея, например, выставляется эмалевый портрет кисти брата ювелира Динглингера, а в Праге прижизненный портрет императора выставлен в Russian Art Museum.

Визит Пётра I в немецкий Виттенберг, куда Шекспир отправил учиться Гамлета, оставил местному музею Мартина Лютера экспонат иного рода – царский автограф. За неимением книги почётных гостей особым посетителям позволялось расписываться на музейных стенах.

Автограф Петра Великого оказался среди тех, которые были опознаны одними из первых. Почерк у царя твёрдый и чёткий. Из таких, к которым обычно нет претензий у учителей. Никаких «Питеров» – вывел по-русски «Пётр». Большая «П» похожа то ли на пагоду, то ли на арку в стиле ампир, которого в петровскую эпоху ещё не знали.

Автограф Петра I. Фото: Культура.РФ###https://www.culture.ru/news/38907/ot-ruki

Сколько-нибудь полного атласа со следами Петра Великого в странах Европы пока не появилось, и интересующиеся выискивают сведения в самых неожиданных местах. Новые пункты на петровскую карту наносят путешественники.

Российский блогер Евгений Беляев объездил полмира в поисках интересных сюжетов для своих подписчиков. В датском городе Нюкёбинг, который находится в 125 километрах от Копенгагена на острове Фальстер, он увидел на уличных банерах знакомый образ. Дом, в котором русский царь отобедал, а по некоторым данным и заночевал, стоит по сей день, являясь главной достопримечательностью городка. И в нём по сей день можно обедать и ночевать. Разумеется, по-царски. Так, по крайней мере, утверждают нынешние владельцы заведения.

Домик Петра I в Нюкёбинге. Фото: Петровское барокко###http://petro-barocco.ru/archives/1689

В ресторане можно прочитать историю о пребывании русского царя в Дании во время своей второй поездки в Европу, и упоминается факт, что Пётр отверг замок, который ему предлагали, выбрав довольно скромный двухэтажный особняк. Также приводится меню царского обеда. «Если я правильно перевёл, то царь кушал ржаной и пшеничный хлеб с маслом, голландский сыр, пил пиво и вино», – рассказывает путешественник.

Петровские домики

О любви царя к хорошему хлебу и вину расскажут и в других домиках Петра I, которые открыты в России, Нидерландах, Эстонии и других странах. Рост императора превышал два метра, но в путешествиях он любил останавливаться в небольших жилищах у людей простых сословий. Часто у купцов или мастеров. Возможно, чтобы даже время отдыха тратить на изучение нового. Привычка царя, необычная для людей его положения, породила особое музейное явление – домик Петра. Некоторые настолько маленькие, что приходится пригибать голову при входе, а экскурсионные группы не превышают пяти человек.

В вологодском домике Петра заведующий музеем и единственный его сотрудник, одетый человеком петровской эпохи, рассказывает посетителям о неприхотливости императора. Комната, в которой он останавливался вместе с супругой Екатериной, не превышала 10 квадратных метров.

Не секрет, что при таком росте Петр любил всё маленькое, на это многие обращали внимание, – рассказал «Русскому миру» заведующий музеем Виктор Лисицын. – Я специально изучал этот вопрос, и нашел немало подтверждений тому, что это так. Не только в походах и поездках, но и в некоторых из его петербургских дворцов встречаются полутораметровые кроватки. Получается, спал согнувшись».

Дом Петра I в Вологде. Фото: Сергеев Павел / ru.wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0_I_(%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Domick_Petra_I_(Vologda).JPG

В Дербенте Пётр I не только спал, но и ходил, вероятно, согнувшись, поскольку речь и вовсе идёт о земляной хижине. Домик, в котором царь жил несколько дней во время Персидского похода, восстановили в 2015 году. Петровские домики есть в Санкт-Петербурге, Стрельне и других городах.

А один из самых известных располагается в голландском Зандаме. Правда, в скромном доме своего хорошего знакомого кузнеца Геррита Киста царь остановился в 1697 году не потому, что «любил всё маленькое». В Зандам он приехал инкогнито под именем Петра Михайлова, чтобы изучить корабельное дело изнутри.

Уже в середине XVIII веке дом получил статус исторического объекта и стал собственностью королевской семьи Нидерландов. Не забывали о нём и в России, сюда нередко заглядывали во время путешествий представители царской фамилии. Они подняли дом на каменный фундамент и воздвигли вокруг него каменный футляр, который окружает здание уже более сотни лет.

Вклады на поддержание домика делали российские императоры, не оставила музей заботой и новая Россия. Средства на реставрацию дома, завершившуюся в 2013 году, выделили российские меценаты. В музее немало интересного, но больше всего посетителей, а их тут бывает около 8 тысяч человек в год, удивляет относительно небольшой шкаф-кровать, на которой спал царь. И снова вопросы посетителей – «согнувшись спал?», «а куда ноги свешивал?».

Домик Петра I в Зандаме (Нидерланды), «холодная» комната. Фото: Культура.РФ###https://www.culture.ru/objects/2744/domik-petra-i-v-zaandame#materials-2

Голландцы создали страницу музея на русском языке, на ней можно найти краткую историю музея и узнать, что детей до трёх лет пустят к Петру I бесплатно, с детей и молодёжи до 17 лет возьмут два евро, а со взрослых попросят четыре евро. Чтобы получить возможность безвозмездного посещения домика, нужно попасть в категорию «друзья музея». Но как это сделать, по-русски не рассказывается.

А в таллинский Дом Петра I, расположенный на территории Кадриоргского замково-паркового ансамбля, вход этим летом будет закрыт для друзей и недругов. Никакой политики, только насекомые. В этом году специалисты музея обнаружили в строении жучков, подтачивающих деревянные конструкции, и закроют домик для обследования и устранения повреждений.

Кадриоргский дворец (Эстония). Фото: SvenEst / ru.wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B3#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Kadrioruloss1.jpg


Домик Петра в Кадриорге. Фото: Avi1111 / ru.wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B3#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Peter_the_great_cottage_in_Kadriorg_park,_Tallin.JPG

Потерять объект музей никак не может, поскольку дом, приобретённым Петром I в 1714 году в качестве ревельской резиденции, является старейшим зданием парка, центром экспозиции и самым любимым объектом у туристов. На сайте музея говорится о захвате русскими войсками территории Эстонии в ходе Северной войны, но авторы статьи об истории парка сообщают, что русским царём «был заложен самый грандиозный и стильный барочный дворцово-парковый ансамбль в Эстонии» и сожалеют, что «не все грандиозные идеи реформатора удалось воплотить из-за его скорой кончины».

Peter the Great

Если составить список россиян, количество памятников которым в разных уголках света растёт, в первую тройку, вероятно, попадут Пётр I, Александр Пушкин и Юрий Гагарин. Памятники российскому императору установлены в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Латвии и других странах.

Среди них есть удивительные. Например, Пётр I работы Михаила Шемякина, установленный в Лондоне, поразит прохожего внешним видом и композицией (с троном и карликом-прислужником), а брюссельский Пётр I – своей неуловимостью. Российские туристы, приезжающие в парк рядом с Королевским дворцом, не могут найти памятник. Он располагается в овраге, скрыт деревьями, и никаких пояснений о том, как найти бронзового Петра, в парке нет.

Памятник Петру I в Лондоне (район Дептфорд). Фото: Культура.РФ### https://www.culture.ru/objects/2757/pamyatnik-petru-i-v-londone#materials

Впрочем, в Бельгии создан Фонд Петра Великого, который занимается извлечением русского царя из исторических оврагов. Четыре года назад усилиями фонда в Льеже был установлен памятник, который стал уже третьим монументом российскому императору в Бельгии.

В планах фонда – привлечение в сообщество городов, связанных с европейскими поездками Петра Великого, новых членов и разработка новых туристических маршрутов по петровским местам, а также съёмки фильма о российском императоре. 

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В Великой Отечественной войне с врагом сражались не только бойцы Красной Армии. Не менее сильным оружием по своему воздействию на моральный дух солдат стали сотни песен, написанные в это время и вошедшие в золотой фонд советского песенного искусства. А главной из них, бесспорно, является великая по праву песня – «Священная война».
В годы войны публицистика играла наиважнейшую роль. Газеты военных лет не просто информировали население о том, что происходило в тылу и на фронтах, они формировали в обществе единый настрой, пробуждали праведный гнев и желание бороться с коварным врагом, не жалея сил и собственных жизней.
Волгоградец Олег Максимов, волею судеб оказавшийся на другом конце света, открыл клуб военно-исторической реконструкции в новозеландском Гамильтоне. Реконструкция, которой он увлёкся после переезда за рубеж, стала ответом россиянина, выросшего в семье военного, на отношение к СССР и Красной армии, с которым он столкнулся в Новой Зеландии.
Болгарский знаток русской литературы, театровед и публицист Орлин Стефанов в разгар лета не прекращает активно проводить онлайн-встречи, посвящённые русский классике. В интервью «Русскому миру» профессор Стефанов рассказал, за что Софокл мог бы обидеться на современных переводчиков, какова главная идея романа о Дон Кихоте и в чём причина популярности Остапа Бендера.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир»  – в программе «Коридоры власти с Александром Гамовым» на Радио «Комсомольская правда».
В Грузии, в курортном Шекветили, при поддержке фонда «Русский мир» вновь работает Летняя театральная школа. В неформальной обстановке молодые актёры из стран СНГ проходят здесь профессиональную подготовку – здесь проходят занятия по сценическому движению и речи, грузинскому танцу и т. д. Ученики и педагоги школы делятся своими впечатлениями.
Десятки православных семей из США хотят переехать в Россию. Их мотивация – беспокойство за будущее своих детей из-за политики американских властей, направленной на разрушение традиционных семейных ценностей. Об этом они написали в проект «Не один на один», который ведут журналисты телекомпании RT.