«У нас нет безыдейных кукол»
Светлана Сметанина25.02.2021
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Если для вас куклы по-прежнему ассоциируются с детскими игрушками, значит, вы просто ничего не знаете о существовании прекрасного и волшебного мира художественной куклы. Уже давно они вышли за ограниченные рамки детства и превратились в высокохудожественные объекты, за которые коллекционеры платят немалые деньги.
В Россию мода на авторских кукол пришла из Америки. Когда в середине 90-х в Москве проходила первая выставка художественных «человеческих» кукол, рассказывают, люди стояли на неё по несколько часов в очереди, а в залах царила гробовая тишина – настолько велик был шок от увиденного. Впрочем, очень быстро наши люди пришли в себя и поняли, что и сами могут не хуже – умельцев в России всегда хватало. А вслед за мастерами появились и благодарные поклонники, готовые выкладывать серьёзные суммы, чтобы украсить дом необычным произведением искусства.
Выставки кукол проходят по всему миру – в Амстердаме, Праге, США и Канаде, но самая крупная кукольная выставка вот уже 12 лет проходит в Москве и называется «Искусство куклы». Даже в этом году, несмотря на все сложности из-за пандемии и связанных с ней ограничений, она собрала немалое количество участников и ещё большее число зрителей, пришедших посмотреть на эту сказочную красоту.
Всё-таки многие взрослые по-прежнему в душе остаются детьми, поэтому неудивительно, что сказочные герои, воплощённые в образах кукол, всегда пользуются спросом. Проект Анны Харитоновой и Анны Петровой так и называется: «Тёплое пространство и обитатели волшебного леса». Анна Петрова рисует картины со сказочными существами – дриадами, эльфами, драконами, единорогами. А Анна Харитонова уже более двадцати лет увлекается изготовлением кукол. «Мы говорим, что куклы и картины пришли из одного волшебного леса», – говорит Анна Петрова.
Анна Харитонова делает шарнирные куклы, у которых даже пальчики на руках крепятся особым образом и могут шевелиться. Чтобы изготовить такую куклу, нужно потратить не один месяц, а может, в особых случаях, и полгода. Чтобы оценить, насколько это сложное искусство, нужно понимать, что настоящий кукольный мастер владеет сразу несколькими специальностями: скульптора, хорошо знающего анатомию человеческого тела; портного, чтобы сшить эффектный наряд, и даже постижёра, чтобы сделать красивую причёску.
Чаще всего кукол делают либо из фарфора, либо из полимерной глины, позволяющей создавать фактуру почти человеческой кожи. Наверняка многие видели классических фарфоровых кукол, которые впервые появились ещё в XIX веке. Они были не только очень красивыми и дорогими, но и очень хрупкими, поэтому даже царским детям разрешали играть в них только по праздникам (в обычные дни цесаревичи и цесаревны играли деревянными и тряпичными игрушками).
Сегодня мастера также нередко используют фарфор, но это довольно сложный материал. Для него нужна специальная печь для обжига, а возникающие в последний момент пузырьки воздуха могут испортить всю работу. Впрочем, сам материал на стоимость работы никак не влияет – главное, насколько удачный и запоминающийся образ сможет создать мастер. По словам Анны Харитоновой, «кукла становится «живой, когда она создаёт вокруг себя атмосферу, некую историю…».
А вот творческий дуэт «Некуколи» – Лия Позднякова и Вадим Мартин – пришли в мир кукольной скульптуры из живописи, будучи уже состоявшимися художниками. И зайти в этот мир они решили со стороны кинематографа и театра. «Можно назвать это – овеществление идеи. Перед любым режиссёром, когда он ставит спектакль или снимает фильм, стоит сверхзадача воплощения некой идеи. Отсюда следуют выразительные средства и материалы. Куклы – это вид изобразительного искусства. Мы на грани кукольного искусства и современного актуального искусства. Это не куклы в чистом виде, а инсталляции», – говорит Вадим Мартин.
Почему кукольное искусство стало так популярно? Вадим считает, что это ещё и оттого, что в обществе сегодня появилось много свободного времени – «бабушки не хотят сидеть с внуками, а хотят заниматься творчеством и идут на курсы кукольных мастеров. Оказалось, что таких способных людей очень много. И кто-то из них может дорасти до художественного мастерства и воплощения идеи».
Идея – это главное в творчестве русских кукольных художников. «У нас нет безыдейных кукол. Нашим классическим художественным образованием мы приучены к тому, что художник что-то должен сказать своему зрителю. Просто красивая барышня – это здорово, но что-то в ней должно быть джокондовское. Давайте в ней разглядим что-то не такое», – поясняет художник.
Такой поиск идеи даже в кукле, на взгляд Вадима Мартина, отличает русских художников от их западных коллег. За рубежом больше следуют веяниям моды. Вышла популярная книжка про эльфов, значит, все будут делать эльфов, потому что это выгодно. Русские же привычно идут своим путём, и кукла для них – ещё один способ художественного самовыражения.
Сегодня невероятно популярны курсы по изготовлению кукол. Мастер Татьяна Привалова из Казахстана именно так и пришла в кукольный мир – просто увидев по телевизору, как делают куклу. Самое удивительное, что у Татьяны нет художественного образования и даже в детстве она ничем таким не увлекалась. Во взрослой жизни пошла работать обычным бухгалтером, но однажды, сидя в декрете, вдруг поняла, что мечтает делать кукол. И сейчас, уже будучи мамой троих детей, Татьяна каждый вечер старается хотя бы пару часов уделить любимому занятию. «Если день не полепила, руки буквально чешутся. Даже в гостях думаю, когда же я отсюда уйду и сяду лепить кукол», – признаётся она.
Свой стиль она нашла интуитивно: «Мне говорят, что они на меня похожи. Может, мы просто лепим самих себя или своё продолжение?». Ну а деньги, которые удаётся заработать на этом хобби, она может потратить за пару часов – на наряды для тех же кукол и материал для работы. Так что это дорогое удовольствие. «Мне хочется попробовать и Мальвину сделать, и принцесс, и ангелов. Пока я наслаждаюсь этим процессом и делаю то, что сама хочу», – говорит Татьяна. Но работу бухгалтера на всякий случай бросать не собирается.