EN
 / Главная / Публикации / «Достоевский актуален, потому что он знает о нас больше, чем мы о нём»

«Достоевский актуален, потому что он знает о нас больше, чем мы о нём»

Редакция портала «Русский мир»09.12.2020

Алехандро Ариэль Гонсалес. Фото: znamkaluga.ru

Алехандро Ариэль Гонсалес – аргентинский переводчик произведений Достоевского, лауреат премии «Читай Россию/Read Russia». С русского на испанский он перевёл немало произведений Достоевского, а также Гоголя, Тургенева, Чехова, Булгакова и других русских писателей. На круглом столе «Мир Фёдора Достоевского», состоявшемся в рамках XIV Ассамблеи Русского мира, он говорил о том, почему интерес к творчеству Достоевского в современном мире остаётся по-прежнему высоким.

– Вопрос очень непростой, почему интерес к Достоевскому не ослабевает. Что касается моего опыта, как переводчика, я бы сказал, что у нас в испаноязычном мире есть особая история, специфика восприятия Достоевского в истории. Мы долгое время переводили Достоевского не прямо с русского языка, а с французского, с английского, с итальянского, с немецкого, по большому счету с французского языка – это был большой, самый важный язык-посредник. Переводы, которые были до второй половины XX века на рынке, воспроизводили Достоевского-мыслителя, Достоевского-философа, но мало что оставалось от Достоевского-писателя. Вы понимаете почему.

Во-первых, эти переводы были выполнены в первой половине XX века французскими переводчиками по-своему. Потом испанский переводчик, потом латиноамериканские переводчики брали эти переводы как источник и переводили на испанский язык. Соответственно, читатели испаноязычного мира в принципе не были знакомы со стилем Достоевского. И в нашем испаноязычном мире, я думаю, интерес к Достоевскому сейчас не ослабевает потому, что мы открываем этот новый для нас стиль Достоевского.

Например, в прошлом году я опубликовал сборник рассказов Достоевского, в том числе «Крокодила», и помню, что в одной рецензии в аргентинской газете автор говорил: «Я не знал, что Достоевский был способен на такой юмор». Мне было это очень приятно, потому что через мои переводы я вижу, что аргентинские читатели и писатели знакомятся с новым для них Достоевским. Это, можно сказать, почти новое слово Достоевского в нашем мире. Я чувствую, что здесь, в Аргентине, люди начинают читать Достоевского не только как философа, что, конечно, было и раньше, но и как мастера слова, как художника, конкретно как писателя. Это одна из причин, по которой интерес к Достоевскому не ослабевает в нашем мире.

А если подойти к вопросу с более философской точки зрения, то я бы сказал, что интерес к Достоевскому не ослабевает по той простой причине, что вопросы, которые задал Достоевский современному человеку, до сих пор не решены. Достаточно прочитать несколько страниц в «Зимних заметках о летних впечатлениях», где он говорит о лозунгах современного мира – «Свобода, равенство, братство», чтобы понять, что он дошёл до самого дна современной цивилизации. Это всё наши проблемы – как человеку действовать на базе таких лозунгов, как «Свобода, равенство, братство». Он стал это исследовать ещё в «Записках из подполья», где уже очевидно, какой предел встречает современный человек в своих поступках. Так что Достоевский актуален, потому что он знает о нас больше, чем мы о нём.

Читайте также: Фёдор Достоевский о всемирной отзывчивости России

Также по теме

Новые публикации

Алла Баркан (Швейцария) – профессор психологии, педагог, писатель и президент Международного союза русскоязычных и двуязычных родителей – рассказала об особенностях развития детей-билингвов и дала несколько советов, как помочь детям, оказавшимся за рубежом, сохранить родной язык.
Мы публикуем перевод заметки “Język „wroga” trzeba znać!” («Язык «врага» надо знать!»), вышедшей в польском издании Obserwator polityczny. «В чём виноват Фёдор Достоевский? Может быть, творчество Александра Пушкина представляет угрозу для умов молодых польских студентов?» - так комментирует её автор недавнее закрытие Русского центра в Кракове.
В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».