EN
 / Главная / Публикации / Фёдор Достоевский о всемирной отзывчивости России

Фёдор Достоевский о всемирной отзывчивости России

Редакция портала «Русский мир»04.12.2020

Елена Новикова. Фото: web.archive.org

Круглый стол «Мир Фёдора Достоевского – почему интерес к творчеству писателя не ослабевает» стал одним из событий XIV Ассамблеи Русского мира. Профессор Томского университета Елена Новикова руководит научным коллективом, работающим над проектом «Геополитическая карта и картина мира Достоевского». Её доклад был посвящён актуальным и сегодня взглядам Ф. М. Достоевского на место России в мире.

– Я попытаюсь посвятить своё высказывание такой проблеме, как «Фёдор Михайлович Достоевский – политический мыслитель».

В начале 1867 года, сразу после венчания супруги Достоевские отправляются в Европу. Отправляются в Европу, где они проведут долгие, мучительные для Достоевского четыре года, и это будет путешествие по Европе, это будут разные города, разные страны: Швейцария, Германия, Италия, и только в 1871 году супруги Достоевские вернутся в Россию. Но очень важно то, что эти годы – 1861 – 1871 – это ключевые, знаковые годы для европейской политики, для европейской жизни. Собственно говоря, та Европа, которую мы знаем сейчас, окончательно сформировалась в эти четыре года.

Позвольте мне напомнить: 1870 год – объединение Италии, 1871 год – объединение Германии, в это время проходит Франко-прусская война, и поражение Франции в этой войне влечёт за собой падение французской монархии, 1871 год – знаменитая Парижская коммуна, и всё это Достоевский видит своими глазами. Он самый непосредственный наблюдатель европейской политической жизни. И думается, эти четыре года в Европе окончательно формируют Достоевского не только как гениального писателя, что понятно, а как оригинального самобытного политического мыслителя.

В 1873 году его приглашают к сотрудничеству в журнал «Гражданин», и очень показательно то, что в журнале «Гражданин» он выступает как политический обозреватель – он ведёт раздел «Иностранные события».

Ну и, конечно, дневник писателя на протяжении всех 70-х годов – это те тексты, где Достоевский не только писатель, не только религиозный философ, но и политический мыслитель. Как сам Достоевский без конца писал, в частности, в своих письмах из Европы, размышляя о тех или иных политических событиях, он руководствуется в сущности одним критерием, и этот критерий – Россия.

Каково же место России на геополитической карте мира с точки зрения Достоевского? Тут имеет смысл вспомнить ещё одно событие: в июне 1880 года на фоне торжеств, посвящённых открытию памятника Пушкину в Москве, Достоевский произносит свою знаменитую «Пушкинскую речь», которая сейчас воспринимается как его завещание. В «Пушкинской речи», и это было для Достоевского принципиально, он Пушкина интерпретирует, вслед за Гоголем, как явление русского национального духа, как явление русской национальной культуры.


Мы помним о том, что когда Достоевский произносил свою речь, его слушатели были потрясены, и очевидно, что слушатели были потрясены не только его интерпретацией Пушкина – слушатели были потрясены потому что это была речь не только о Пушкине – это была речь о России, о русской культуре, о русском человеке. Слушатели в речи Достоевского увидели самих себя.

В этой речи, говоря о Пушкине как о выразителе русского национального духа, русского национального начала, Достоевский и произнёс свою знаменитую формулу о том, что Пушкин – гений всемирной отзывчивости. Всемирная отзывчивость Пушкина – это, с точки зрения Достоевского, сущностное проявление русской культуры, сущностное проявление русского человека, России.

Как мы бы сейчас сказали, русского менталитета. Суть этой речи Достоевского состояла в том, что Россия даёт миру эту всемирную отзывчивость, Россия демонстрирует эту в чём-то даже смиренную позицию диалога со всеми – большого диалога со всеми культурами. Думается, что именно так Достоевский видел место России в мире, видел место России в глобальной политике. Это – всемирная отзывчивость России.

Также по теме

Новые публикации

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» прокомментировал онлайн-встречу Владимира Путина с Джозефом Байденом.
Русский язык был основным в СССР, но не имел особого юридического статуса. После распада Союза титульные языки в бывших советских республиках стали государственными. Какой статус в этих странах получил русский теперь?
«Сверхдержава», «красная империя», «страна победившего социализма», «колосс на глиняных ногах» и даже «тюрьма народов» — этими и другими определениями до сих пор продолжают называть страну, которой не стало 30 лет назад. СССР пусть и ушёл безвозвратно с политической карты, но навсегда остался в памяти, и не только его бывших жителей.
На Украине очередная «зрада», пишут местные СМИ. Музыкальный сервис Spotify опубликовал топ самых популярных исполнителей, произведения которых чаще всего скачивали украинские слушатели. Так вот, украинских среди них нет. Вообще. На первом месте – Моргенштерн. Дальше сплошь представители российского шоу-бизнеса плюс казах Скриптонит, тоже русскоязычный.
Проблемы функционирования русского языка на постсоветском пространстве с каждым годом обретают всё большую остроту. Поиску решений целого ряда насущных вопросов в этой сфере посвящён Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве».
Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов заявил, что США проводят «антироссийский месячник», нагнетая обстановку на украинской границе и продвигая на этом фоне инфраструктуру НАТО ближе к России.
6 – 7 декабря Российская академия образования проводит первую большую международную конференцию по проблемам образования с международным участием. Речь, в частности, будет идти об образовании в период ковида. Накануне конференции экс-глава Минобрнауки РФ и новый президент РАО рассказала о деятельности Академии.
Белоруссия, как и Россия, почти полностью русскоязычное государство. Белорусский язык там встречается разве что на вывесках и указателях. Также его можно услышать от сельских жителей старшего возраста и небольшой части интеллигенции — идейных сторонников возрождения «мовы». Однако русский язык в республике имеет ряд особенностей.