EN
 / Главная / Публикации / Фёдор Достоевский о всемирной отзывчивости России

Фёдор Достоевский о всемирной отзывчивости России

Редакция портала «Русский мир»04.12.2020

Елена Новикова. Фото: web.archive.org

Круглый стол «Мир Фёдора Достоевского – почему интерес к творчеству писателя не ослабевает» стал одним из событий XIV Ассамблеи Русского мира. Профессор Томского университета Елена Новикова руководит научным коллективом, работающим над проектом «Геополитическая карта и картина мира Достоевского». Её доклад был посвящён актуальным и сегодня взглядам Ф. М. Достоевского на место России в мире.

– Я попытаюсь посвятить своё высказывание такой проблеме, как «Фёдор Михайлович Достоевский – политический мыслитель».

В начале 1867 года, сразу после венчания супруги Достоевские отправляются в Европу. Отправляются в Европу, где они проведут долгие, мучительные для Достоевского четыре года, и это будет путешествие по Европе, это будут разные города, разные страны: Швейцария, Германия, Италия, и только в 1871 году супруги Достоевские вернутся в Россию. Но очень важно то, что эти годы – 1861 – 1871 – это ключевые, знаковые годы для европейской политики, для европейской жизни. Собственно говоря, та Европа, которую мы знаем сейчас, окончательно сформировалась в эти четыре года.

Позвольте мне напомнить: 1870 год – объединение Италии, 1871 год – объединение Германии, в это время проходит Франко-прусская война, и поражение Франции в этой войне влечёт за собой падение французской монархии, 1871 год – знаменитая Парижская коммуна, и всё это Достоевский видит своими глазами. Он самый непосредственный наблюдатель европейской политической жизни. И думается, эти четыре года в Европе окончательно формируют Достоевского не только как гениального писателя, что понятно, а как оригинального самобытного политического мыслителя.

В 1873 году его приглашают к сотрудничеству в журнал «Гражданин», и очень показательно то, что в журнале «Гражданин» он выступает как политический обозреватель – он ведёт раздел «Иностранные события».

Ну и, конечно, дневник писателя на протяжении всех 70-х годов – это те тексты, где Достоевский не только писатель, не только религиозный философ, но и политический мыслитель. Как сам Достоевский без конца писал, в частности, в своих письмах из Европы, размышляя о тех или иных политических событиях, он руководствуется в сущности одним критерием, и этот критерий – Россия.

Каково же место России на геополитической карте мира с точки зрения Достоевского? Тут имеет смысл вспомнить ещё одно событие: в июне 1880 года на фоне торжеств, посвящённых открытию памятника Пушкину в Москве, Достоевский произносит свою знаменитую «Пушкинскую речь», которая сейчас воспринимается как его завещание. В «Пушкинской речи», и это было для Достоевского принципиально, он Пушкина интерпретирует, вслед за Гоголем, как явление русского национального духа, как явление русской национальной культуры.


Мы помним о том, что когда Достоевский произносил свою речь, его слушатели были потрясены, и очевидно, что слушатели были потрясены не только его интерпретацией Пушкина – слушатели были потрясены потому что это была речь не только о Пушкине – это была речь о России, о русской культуре, о русском человеке. Слушатели в речи Достоевского увидели самих себя.

В этой речи, говоря о Пушкине как о выразителе русского национального духа, русского национального начала, Достоевский и произнёс свою знаменитую формулу о том, что Пушкин – гений всемирной отзывчивости. Всемирная отзывчивость Пушкина – это, с точки зрения Достоевского, сущностное проявление русской культуры, сущностное проявление русского человека, России.

Как мы бы сейчас сказали, русского менталитета. Суть этой речи Достоевского состояла в том, что Россия даёт миру эту всемирную отзывчивость, Россия демонстрирует эту в чём-то даже смиренную позицию диалога со всеми – большого диалога со всеми культурами. Думается, что именно так Достоевский видел место России в мире, видел место России в глобальной политике. Это – всемирная отзывчивость России.

Также по теме

Новые публикации

Алла Баркан (Швейцария) – профессор психологии, педагог, писатель и президент Международного союза русскоязычных и двуязычных родителей – рассказала об особенностях развития детей-билингвов и дала несколько советов, как помочь детям, оказавшимся за рубежом, сохранить родной язык.
Мы публикуем перевод заметки “Język „wroga” trzeba znać!” («Язык «врага» надо знать!»), вышедшей в польском издании Obserwator polityczny. «В чём виноват Фёдор Достоевский? Может быть, творчество Александра Пушкина представляет угрозу для умов молодых польских студентов?» - так комментирует её автор недавнее закрытие Русского центра в Кракове.
В 70-е в Тбилиси Роберт Стуруа поставил спектакли «Кавказский меловой круг» и «Ричард III», которые прославили и их создателя, и грузинский театр как явление. Кто бы тогда мог подумать, что в начале ХХI века в театр превратится вся Грузия, переживающая трагедию «В поисках демократии».
Роза Новикова родилась в 1929 году в Ленинграде и подростком пережила страшную блокаду. Теперь она живёт в венгерском городе Печ, где действует Русский центр. Своей семейной историей Роза Аввакумовна поделилась с «Русским миром», эту краткую хронику местами невозможно читать без слёз.  
«Мы на развилке – или Россия находит систему способов цивилизованной защиты своих граждан и соотечественников, или число нарушения их прав и свобод в мире будет расти в геометрической прогрессии», – уверен автор доклада «О нарушении прав россиян и соотечественников за рубежом в 2020 году» Александр Брод.
Крупнейшая русская школа Сиднея отмечает в этом году 50-летие. Ещё в 1971 году школа святого Александра Невского выделилась из присоборной одноимённой школы. За годы существования это учебное заведение воспитало в русском духе несколько поколений жителей города.
Российскому кукольному искусству не так много лет, но сегодня именно в нашей стране существует крупнейшее сообщество художников-кукольников. И самая большая в мире тематическая выставка – «Искусство куклы» – тоже проходит в России. В этом году в ней приняли участие более 1000 мастеров из 26 стран. Почему же авторские куклы стали так популярны?
Жители села Тихонькое Алтайского края не обижаются, когда слышат в свой адрес – глушь алтайская. До ближайшего города от Тихонькой верных двести километров. «Предки знали, куда бежать», – говорят в селе, образованном в XVIII веке старообрядцами с Большой земли. Но уже не одно десятилетие Тихонькая гремит так, что не только в Барнауле, а и в Москве слышно. И всё благодаря фольклорному ансамблю «Сиберия».