EN

Фёдор Достоевский о всемирной отзывчивости России

Редакция портала «Русский мир»04.12.2020

Елена Новикова. Фото: web.archive.org

Круглый стол «Мир Фёдора Достоевского – почему интерес к творчеству писателя не ослабевает» стал одним из событий XIV Ассамблеи Русского мира. Профессор Томского университета Елена Новикова руководит научным коллективом, работающим над проектом «Геополитическая карта и картина мира Достоевского». Её доклад был посвящён актуальным и сегодня взглядам Ф. М. Достоевского на место России в мире.

– Я попытаюсь посвятить своё высказывание такой проблеме, как «Фёдор Михайлович Достоевский – политический мыслитель».

В начале 1867 года, сразу после венчания супруги Достоевские отправляются в Европу. Отправляются в Европу, где они проведут долгие, мучительные для Достоевского четыре года, и это будет путешествие по Европе, это будут разные города, разные страны: Швейцария, Германия, Италия, и только в 1871 году супруги Достоевские вернутся в Россию. Но очень важно то, что эти годы – 1861 – 1871 – это ключевые, знаковые годы для европейской политики, для европейской жизни. Собственно говоря, та Европа, которую мы знаем сейчас, окончательно сформировалась в эти четыре года.

Позвольте мне напомнить: 1870 год – объединение Италии, 1871 год – объединение Германии, в это время проходит Франко-прусская война, и поражение Франции в этой войне влечёт за собой падение французской монархии, 1871 год – знаменитая Парижская коммуна, и всё это Достоевский видит своими глазами. Он самый непосредственный наблюдатель европейской политической жизни. И думается, эти четыре года в Европе окончательно формируют Достоевского не только как гениального писателя, что понятно, а как оригинального самобытного политического мыслителя.

В 1873 году его приглашают к сотрудничеству в журнал «Гражданин», и очень показательно то, что в журнале «Гражданин» он выступает как политический обозреватель – он ведёт раздел «Иностранные события».

Ну и, конечно, дневник писателя на протяжении всех 70-х годов – это те тексты, где Достоевский не только писатель, не только религиозный философ, но и политический мыслитель. Как сам Достоевский без конца писал, в частности, в своих письмах из Европы, размышляя о тех или иных политических событиях, он руководствуется в сущности одним критерием, и этот критерий – Россия.

Каково же место России на геополитической карте мира с точки зрения Достоевского? Тут имеет смысл вспомнить ещё одно событие: в июне 1880 года на фоне торжеств, посвящённых открытию памятника Пушкину в Москве, Достоевский произносит свою знаменитую «Пушкинскую речь», которая сейчас воспринимается как его завещание. В «Пушкинской речи», и это было для Достоевского принципиально, он Пушкина интерпретирует, вслед за Гоголем, как явление русского национального духа, как явление русской национальной культуры.


Мы помним о том, что когда Достоевский произносил свою речь, его слушатели были потрясены, и очевидно, что слушатели были потрясены не только его интерпретацией Пушкина – слушатели были потрясены потому что это была речь не только о Пушкине – это была речь о России, о русской культуре, о русском человеке. Слушатели в речи Достоевского увидели самих себя.

В этой речи, говоря о Пушкине как о выразителе русского национального духа, русского национального начала, Достоевский и произнёс свою знаменитую формулу о том, что Пушкин – гений всемирной отзывчивости. Всемирная отзывчивость Пушкина – это, с точки зрения Достоевского, сущностное проявление русской культуры, сущностное проявление русского человека, России.

Как мы бы сейчас сказали, русского менталитета. Суть этой речи Достоевского состояла в том, что Россия даёт миру эту всемирную отзывчивость, Россия демонстрирует эту в чём-то даже смиренную позицию диалога со всеми – большого диалога со всеми культурами. Думается, что именно так Достоевский видел место России в мире, видел место России в глобальной политике. Это – всемирная отзывчивость России.

Также по теме

Новые публикации

C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.