EN
 / Главная / Публикации / «Благодарю всех советских граждан…» Воспоминания румынского солдата о войне, плене и русских людях

«Благодарю всех советских граждан…» Воспоминания румынского солдата о войне, плене и русских людях

Редакция портала «Русский мир»06.10.2020

В редакцию «Русского мира» пришло письмо. Это редкие по силе воспоминания румынского солдата Петру Жуки, призванного в 1944 году на фронт и сразу оказавшегося в пекле Второй мировой. За неполных два года он пережил сражения на передовой, плен в сибирском лагере, а затем возвращение в разорённое войной родное село. И несмотря на это, румынский солдат вернулся домой с любовью в сердце к России и благодарностью к русским людям.

Плен Петру Жуки, о котором он пишет как о тяжелейшем этапе его жизни, пришёлся на тяжелейшие для Советского Союза послевоенные месяцы, когда страна была разрушена, люди голодали, а промышленность работала в основном для нужд армии. Но ужасы войны и сибирского лагеря научили совсем ещё молодого человека ценить мир и… открыли для него простого русского человека. «Я вернулся из России с любовью в моем сердце к культуре и языку тех, кто меня держал в заключении», – говорит П. Жука в своих воспоминаниях и благодарит всех советских граждан, которые «во имя человечности переступили через барьер ненависти, созданной войной, и помогли мне в тяжелые минуты».

Петру Жука, 1943 год

На протяжении своей жизни Петру Жука не уставал рассказывать людям правду о Второй мировой войне, воспитал сыновей и внуков, которые искренне любят Россию, говорят по-русски и содействуют сохранению дружеских связей между нашими народами.

Как написал в сопроводительном письме внук Петру Жуки, Почётный консул Российской Федерации в Румынии Габриел Лавринчик, воспоминания его деда уже много раз были изданы в Румынии, а также в Испании. «Позиция и история моего деда помогает многим людям здесь, в Румынии, понять правильно правду о Второй мировой войне и, конечно же, избежать русофобии. Есть достаточно много людей, которые заявляют, что из-за истории моего деда они изменили в лучшую сторону свое собственное мнение о России и русских», – написал Г. Лавринчик.

Прочтите эти короткие воспоминания, страшные и правдивые, но в то же время вдохновляющие. В них есть сила личного переживания самой трагической страницы истории XX века и мудрость человека, на собственном опыте осознавшего такие, казалось бы, простые истины: что мир – это добро, а война – самое большое зло на земле. И что по-настоящему человеку в жизни нужны только свобода, еда и тепло.


Меня зовут Жука Петру, я родился 20 июня 1922 года в селе Марка, в Трансильвании, Румыния. На своем веку я пережил 4 режима: монархию во главе с королем, венгерское управление, коммунистический режим и после 1989 года капитализм, соответственно, Европейский союз. Самым длительным был период коммунистического режима, который, как все думали, будет вечным. Однако я так никогда не думал, так как многое повидал на своем веку и пришел к убеждению, что всё, сделанное человеком, не может быть вечным. Говорим только о более длительных или коротких периодах времени.

В 1943 году в возрасте 21 года меня призвали в армию, и я попал в город Комаром в Венгрии. Там я находился с октября по февраль 1944 года, в этот период я проходил военную подготовку. В феврале 1944 года нас отправили на фронт, сразу на передовую, непосредственно в зону военных действий Второй мировой войны, вопреки моей воле воевать против СССР.

На фронте я прошёл дорогами многих стран: Польша, Венгрия, Чехословакия, Белоруссия, Украина … Я воевал в траншеях, которые были вырыты еще в Первую мировую войну. Например, в Польше на берегу реки Висла я воевал в окопах, которые рыл и в которых воевал ещё мой отец Жука Василе.

Первые дни на фронте были ужасными. Я не спал несколько ночей подряд, грохот оружия, пушек, пулеметов, взрывающихся бомб было тяжело переносить. Страдания, раненые и мёртвые солдаты были на каждом шагу. Чтобы вы могли себе представить весь ужас и страдания, которые царили на фронте, должен признаться вам, что два моих товарища сошли с ума после 3 – 4 дней нашего пребывания на передовой линии фронта. Разумеется, согласно закону военного времени, они прошли медицинское освидетельствование на предмет симуляции, однако вердикт был однозначным – помешательство. Самыми тяжелыми, кошмарными моментами на передовой были штыковые атаки, то есть рукопашный бой.

На фронте с горечью в сердце мне пришлось видеть, как взлетали на воздух и сравнивались с землёй многоэтажные здания, дома, люди, танки, мосты, поезда. Там, на фронте, у всех нас, от последнего солдата до генерала, были вши. На фронте жизнь была как лотерейный билет, ты никогда не знал, увидишь ли следующий день, час, минуту. Как и в начале, когда я был призван в армию, я работал переводчиком для венгров, румын, словаков, поляков, хорватов, сербов, словенцев. Таким образом у меня была возможность лучше изучить эти языки.

После 11 месяцев, проведённых на фронте, в январе 1945 года я попал в плен к русским в городе Врано, в котором я находился 2 месяца, после чего меня отправили в город Занок. Из города Занок нас в товарных вагонах сразу, без пересадок, отправили в Сибирь, в СССР. В каждом вагоне нас было по 40 военнопленных, все мы сидели на деревянном полу, соломы было слишком мало.

Мы получали ведро воды на 24 часа для всех 40 пленных в вагоне. Допуск к ведру с водой ограничивался надзирателями. Товарный состав, в котором я находился, останавливался только для заправки водой и загрузки угля. Поезд, который вёз нас в Сибирь, как будто сам плакал, пыхтел и был частью нашего страдания. На фронтоне локомотива была установлена красная звезда размером с локомотив, с пятью концами, с серпом и молотом.

После 30-дневного (а может быть, и больше) путешествия в товарном поезде в мае 1945 года я попал в Сибирь, где меня поместили в первый лагерь для военнопленных. Это место назвали «Белый ад». Прибыв в лагерь, я был потрясён, растерян, подавлен, думал, что никогда живым из него не выберусь, я был в состоянии шока, как будто всё перевернулось во мне. Там был такой холод, какой я никогда не испытывал, ветер просто резал твое лицо, мороз его обжигал. Там и в мае месяце русские дети катаются на санках, а снежный покров составляет 20 – 40см.

Нас поселили в деревянные бараки, продуваемые ветром, заносимые снегом и заливаемые дождём. Спали мы на нарах (настил из досок), без какого-либо постельного белья. Вместо подушки под голову клали кирпич. Одежда, которая была на нас, была единственным, что укрывало нас от холода. Весь период моего нахождения в лагере я никогда не менял одежду. Мы носили её до тех пор, пока она не разлагалась на нас. Я снял с себя рубашку только через 9 месяцев, она порвалась на мелкие кусочки, похожие на бабочки, от неё остался один только воротник.

Весь период моего заключения в лагере я ни разу не видел огонь и ни разу не грелся у печи или у огня. Из-за холода у меня были отморожены пальцы на ногах, и один за другим отвалились ногти. В Сибири я прошёл заключение в двух лагерях. В первом лагере находилось 18 000 военнопленных, а во втором – 75 000 военнопленных. Никогда я не видел так много людей на таком маленьком участке земли. Мне казалось, что русские собрали людей из всей Европы и закрыли их здесь...

В лагере господствовала смерть, человеческая жизнь была как жизнь муравья, раздавленного сапогом. Каждое утро вместо «доброго утра» первым вопросом был «сколько мертвых?». Ночью умирало так же много людей, как и днём. Видел днём пленных, идущих по дороге на работы, которые падали и умирали как мухи. Мёртвых относили в погреб, а когда собиралось 25 трупов, мы, пленные, копали общую яму, в которую сваливали все трупы, без креста, без какого-либо колышка, засыпанная в яму земля разравнивалась, как будто там ничего и не было. Одежду мёртвых забирали и использовали оставшиеся в живых военнопленные.

«Кладбище» находилось в непосредственной близости от лагеря. Пленные в лагере были как тени, как призраки. У слабых физически и духом не было ни одного шанса выжить. Лагерь был их последней станцией, конечным пунктом в пути, отсюда никуда невозможно было сбежать. Единственным местом, куда можно было бежать, была могила – общая яма.

Было большой глупостью даже думать о попытке побега, так как мы были худыми, голодными, физически слабыми, тем более здесь, в Сибири, расстояния между населёнными пунктами составляли минимум 500 км, и это всё была тайга – леса, населённые дикими зверями, где не ступала нога человека. Несмотря на это, мне предлагали принять участие в побеге, и позже я был свидетелем такого побега: побег предприняли 3 человека, один немец, один румын и один цыган, которые через неделю были пойманы, жестоко избиты и казнены.

Вера в Бога, воспитание, которое мне дали мои родители, и мудрость, которую я перенял у стариков моего родного села Марка, помогли мне не уронить своё достоинство и до конца выжить и в период войны, и в лагере.

Работа в лагере военнопленных «Белый ад» в Сибири

В лагере я работал на разных участках: в угольной шахте, на строительных работах по восстановлению разрушенных от бомбёжки зданий, на лесозаготовках в лесу, на заготовке хвороста для корзин в труднодоступных местах. В сибирском лагере работали все пленные, даже раненные и больные, которые не могли стоять на ногах и были в таком состоянии, что не имели сил вернуться на свою дощатую кровать. У них была дневная норма: выловить 80 мух в день. В конце дня все коробки с мухами относились коменданту лагеря, который пересчитывал их, выбирая любую коробку наугад. У пленного, в коробке которого не было 80 мух, возникали проблемы...

В лагере находились пленные разных национальностей: немцы, поляки, румыны, венгры, словаки, болгары, евреи, сербы, итальянцы, украинцы, даже русские, родившиеся в эмиграции, и т. д. Здесь царил такой своеобразный мультикультурализм, где мне отводилась роль толкователя (переводчика). Вступая в контакт с представителями разных национальностей, у которых я научился многому новому, я открыл для себя различные традиции, с которыми я до тех пор не сталкивался, но самое большое впечатление на меня произвела русская душа, которую я открыл для себя там, в лагере, общаясь с русскими и, конечно же, выучив русский язык.

Основным свойством русской души является сочувствие и помощь, которую оказывают русские тем, кто страдает. Эта русская душа очень чувствительна и восприимчива к чужому страданию. Я стал любить русский язык – язык моих надзирателей, которые оценили мое старание выучить их язык.


Вот таким образом я вернулся из России с любовью в моём сердце к культуре и языку тех, кто меня держал в заключении. Говорят, что большим чудом является, когда пленник несёт в своём сердце любовь к тем, кто его пленил. Могу с точностью сказать, что в этом нет никакого чуда, просто, когда ближе узнаешь русских, невозможно не открыть им своё сердце. Это подтверждает утверждение, что взаимное уважение и любовь побеждают войну и дают возможность преодолеть барьер ненависти и зла.

Я видел, что русские очень хорошо понимали, что не все, кто сражался против них, были фашистами… Именно по этим соображениям они, русские, не стёрли Германию и немецкий народ с лица земли. Если бы они судили по тем ужасам, которые творили немцы на территории СССР, ужасам и жестокостям, которые трудно описать словами, русские имели моральное право стереть немцев с лица земли, но они этого не сделали, так как русская душа умеет прощать. Не надо забывать, что Германия вместе со своими союзниками первыми атаковали СССР и пришли в русские дома...

Изучение русского языка помогло моему ОБЩЕНИЮ с теми, кто меня окружал. Русский язык помог мне ПОНЯТЬ, что происходит вокруг меня и что происходит со мной. Это общение помогло мне выстоять и морально, и физически, для меня этот процесс общения означал СВОБОДУ, даже несмотря на то, что я находился в плену. Там, в лагер,е я научился тому, что свобода – это и возможность общения. Будучи в плену, я чувствовал себя в своём роде свободным, понимая и говоря на русском языке.

Когда ты находишься в заключении, твой разум не находится в заключении и не имеет ограничений. Он может думать, о чём он хочет, мысли могут уносить тебя, куда ты хочешь. Тюрьма для разума – более тяжёлое испытание, чем тюрьма для тела. Когда твой разум находится в плену, ты не можешь мыслить свободно и правильно, ты просто это не осознаёшь, тебе кажется, что ты свободен и делаешь, что ты хочешь, в то время как ты находишься в плену. Тот факт, что кто-то со стороны управляет твоим разумом, ужасен. Также в сибирских лагерях я усвоил, что самым важными/существенными для человека являются: СВОБОДА, ЕДА И ТЕПЛО.

Удостоверение ветеран войны

Именно поэтому я в свои 90 лет не понимаю слова «международный кризис». Каждый день я слышу и наблюдаю, как люди говорят, жалуются, сетуют на экономический кризис. Я никак не могу понять, что с этим международным кризисом, когда на улице можно найти выброшенную одежду, а собаки отказываются есть хлеб. У меня болит душа и я страдаю, когда вижу, что люди выбрасывают хлеб в мусор. Это не экономический кризис, это кризис роскоши.

Еда в лагере для военнопленных

Три раза в день мы получали по 500 мл тёплой и солёной воды, в которой плавали 4 – 5 зёрнышек перловой крупы, и 300 грамм чёрного хлеба на весь день. Каждый раз я вставал из-за стола голодным и чувствовал слабость, которая валила меня с ног. Я был бы самым счастливым, если бы тогда у меня был корм, который сейчас дают собакам.

У нас изредка была «привилегия» грызть кости, которые надзиратели выбрасывали на мусор, из-за чего я поломал свои зубы. Я бы с большим удовольствием ел траву, но это было запрещено. На всей территории лагеря нельзя было найти травинку, земля выглядела так, как будто на ней паслись гуси, была сухой, выжженной. Я видел пленных, которых расстреляли за пучок травы, они пытались протянуть под лагерным ограждением руку, чтобы сорвать и поесть травы. Любое приближение к лагерному ограждению рассматривалось как попытка к бегству и на месте каралось расстрелом. Кстати, о траве: я часто ел траву (лебеду), испачканную человеческим экскрементами, я вытирал её, насколько это было возможно, и ел. неписанные правила выживания жестоки.

Освобождение из лагеря

Самым счастливым днем в моей жизни был день, когда нам сообщили, что мы будем освобождены. Когда было объявлено об окончании срока заключения в плену, был зачитан длинный список тех, кто мог отправиться домой, но я не слышал своего имени, даже когда список приближался к концу. В те минуты я испытал такие сильные эмоции, которые бросали меня в холодный пот и которые я больше никогда в жизни не испытывал. Наконец я услышал своё имя предпоследним в списке – после моего в списке было ещё одно имя, и список закончился.

Я был освобождён 2 октября 1945 года. Каждый год 2 октября я отмечаю постом и молитвой к Богу, и делаю это до сих пор, когда уже достиг старости. Когда я вернулся домой, я весил 37 кг, до войны мой вес составлял 87 кг. Я был настолько ослабленным, что, когда нужно было подняться в товарный вагон поезда, который следовал домой, у меня не было сил поднять свои опухшие ноги, и мне помогли мои товарищи.

Мы были освобождены из лагеря по национальным критериям. Первыми были освобождены французы, после них поляки, румыны, венгры и т. д. Немцев освободили последними. Русские говорили, что не освободят их до тех пор, пока они не восстановят всё, что «разрушили войной». Всё то время, что я был на войне, меня мучала тоска по дому, семье, по земле моих предков, по моему родному селу Марка. Когда я добрался домой, меня ждал новый удар – моя мама умерла, и я ничего не знал об этом, не имел возможности получить весточку, так как в лагере я был как в могиле, там у нас не было связи с внешним миром.

Когда я добрался до своего родного и любимого села Марка, я очень тяжело и долго приходил в себя. На это ушло 5 – 6 месяцев, когда я фактически провалялся в соломе на солнце. Я нашёл своё село Марка, что в уезде Сэлаж, в страшной нищете, мы ещё много лет кормились только одной кукурузной крупой (кукурузный хлеб), пшеницы не было.

Сейчас, когда мне больше 90 лет, я думаю, что между людьми не должно быть войны, война – это самая большая глупость, я в этом полностью уверен; что все проблемы, которые возникают между людьми, можно решить только через понимание, общение, посредством слов и без оружия! Я не думаю, что из кризиса, в котором мы находимся и на который мы постоянно жалуемся, нас смогут вывести специалисты. Я считаю, что из этого кризиса можно выйти только духовным путём. Люди отдалились от Бога, от истинных ценностей и реальных потребностей человека, которые, к сожалению, для многих в настоящее время не являются приоритетом.

Я советую тем, кто жалуется на кризис, взять, к примеру, и сравнить свои трудности с трудностями и лишениями, с которыми столкнулось моё поколение. В то время, когда я был молодым, я очень хорошо помню, как по дороге национального значения по направлению село Марка – Ип – Шимлеу Сильванией – Залэу проезжали одна – две машины в месяц. И люди шли пешком от села Марка до Шимлеу, Маргита, 40 – 50 км в обе стороны. Тогда не было столько возможностей, но, несмотря на все эти лишения, я утверждаюсь в своем мнении, что моё поколение было намного счастливее, более того, я без преувеличений могу сказать, что в моё время отношения между людьми были намного более тёплыми, искренними, одним словом, люди были намного добрее по сравнению с настоящим временем.

Меня беспокоит тот факт, что в нашем обществе ветеранам войны не уделяется должного внимания, не соблюдаются их права, а наши политики забыли, что они сидят в своих тёплых кабинетах, построенных на страдании и крови, пролитой нами, ветеранами войны, которых с каждым днём становится всё меньше и меньше. Я видел своими глазами, почувствовал на своей коже, что война – это самое большое зло на земле. В войне никто не побеждает, все только проигрывают. Когда так осуждается зло, было бы правильно выразить хотя бы несколько слов благодарности тем, кто боролся за добро и честь страны.

Независимо от негативной и фальшивой пропаганды в адрес русских, Россия была и остаётся большой силой, которую нельзя разрушить, как это думают некоторые. Сила России состоит не только в размере её территории, а в характере и вере русских. Многие пытались победить Россию: татары, шведы, поляки, Наполеон, турки, немцы во главе с Гитлером и т. п., однако у них ничего не вышло. Русские никогда первыми не начинали войны, но они заканчивали войны на территории тех, кто их атаковал.


Я не держу обиду на русских за то, что они меня заключили в лагерь, но я зол на немцев, которые во главе со своим Гитлером заставили меня, вопреки моему желанию, воевать против СССР.

Там, в лагере для военнопленных в Сибири, случилось, что я тяжело заболел, очень тяжело, но благодаря человеческой поддержке со стороны русских я пришёл в себя. Несмотря на то, что я воевал против них, они, русские, лечили меня и освободили от тяжёлой работы в шахте до тех пор, пока я не выздоровел. Среди многих других, кого я вспоминаю, была главный врач лагеря, особенная женщина, понимающая и сострадающая чужой боли.

Благодарю всех советских граждан, как военных, так и гражданских, которые во имя человечности переступили через барьер ненависти, созданной войной, и помогли мне в тяжелые минуты. Историки мало говорят о советских гражданских лицах, которые отдавали часть еды из своих бедных пайков пленным, воевавших против них... Для тех, кто близко не знает русских и не понимает русскую душу, это является парадоксом парадоксов. Советские люди поняли, что я и большинство солдат из армий Гитлера воевали против СССР по принуждению, будучи связанными военной присягой.

Петру Жука с внуком Габриэлем Лавринчиком

Если бы русские из лагеря не были бы по-человечески благосклонны ко мне, я бы не выжил, и, таким образом, у меня не было бы шанса жениться и создать прекрасную семью, иметь особенного внука – Габриела Антониу Лавринчика, который прилагает все свои силы для развития отношений между Румынией и Россией. Я настаивал на том, чтобы мой единственный внук Габриел выучил русский язык, я открыл ему русский мир, убаюкивая его в детстве под сказки о России, Сибири, тайге, степи, войне и о русской душе. Я был его первым учителем русского языка, будучи уверенным, что знание этого языка поможет ему в профессиональной и личной жизни, что и произошло сверх моих ожиданий.

Благодаря русскому языку мой внук Габриел установил непревзойдённый мировой рекорд, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса, и построил успешную профессиональную карьеру, посредством которой ежедневно продвигает интересы Румынии в России и в бывших республиках СССР. Благодаря своему труду, начиная с 12-летнего возраста, Габриел создал широкий круг связей и колоссальный капитал симпатий практически на всём постсоветском пространстве, которые он культивирует в экономических и национальных интересах Румынии. Не зря русские говорят о нём «румын с русской душой» и назначили его Почётным консулом Российской Федерации в Румынии.

«Никакой судьбы как запрограммированного жизненного пути не существует – напротив, каждый человек, совершая ежеминутно свой свободный выбор между добром и злом, творит свой уникальный жизненный путь». (Игумен Никон Головко). 

Также по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
В библиотеке Центра православной культуры, который действует при храме Всех Святых в Страсбурге (Франция), открылась выставка «Сказки Пушкина». Инициатива пришла «с низу» – от приходского актива. Экспонаты поступили из собственных фондов православной библиотеки храма и частных собраний прихожан.
120 лет назад родился выдающийся учёный, переводчик, поэт, антифашист Илья Николаевич Голенищев-Кутузов. После Гражданской войны он ребёнком оказался в Югославии, но в зрелом возрасте мечтал вернуться в Россию. И в 1955 году его мечта, наконец, осуществилась. В Москве открылась выставка, посвящённая удивительной судьбе нашего соотечественника.
С 15 по 19 апреля в Тунисе при поддержке фонда «Русский мир» проходит Международный форум для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока TERRA RUSISTICA. Директор МАПРЯЛ Александр Коротышев рассказал, какие главные вопрос будут обсуждаться на форуме.
В День космонавтики в 31 стране мира проходит Гагаринский урок «Космос – это мы», участниками которого уже стали более 13 000 школьников. Проведение тематических уроков продолжится на следующей неделе: ещё более 6000 школьников из 7 стран присоединятся к своим сверстникам в стремлении узнать больше о покорении космоса.
Цветаева