EN
 / Главная / Публикации / Тактика педагога

Тактика педагога

Тамара Скок05.10.2020

Каждый ученик – личность, но и каждый учитель – индивидуальность. Знаменитый педагог В. Н. Сорока-Росинский, ставший прообразом всеми любимого Викниксора из «Республики Шкид», в своё время вывел собственную типизацию учителей.

По его мнению, педагоги делятся на два типа: личности, обладающие индивидуальностью, «породой», и безличные, «беспородные». К «породистым» учителям он относил таких представителей: учителя-теоретисты (теоретический подход у них преобладает над практикой); педагоги-реалисты (разбираются в мире и в людях, тонко чувствуют детей); педагоги-утилитаристы (мир для них лишь материал, а дети – объект обучения, воспитания, высоких показателей успеваемости и дисциплины); педагоги-артисты, интуитивисты (таких, как говорил В. Н. Сорока-Росинский, эллины называли «вдохновителями». Их сила и слабость в том, что они действуют по вдохновению, наитию, интуиции).

В. Н. Сорока-Росинский (четвёртый слева в среднем ряду) с коллегами. Фото: kommunarstvo.ru

В русской литературе немало учительских образов, встречаются среди них, конечно, и «беспородные», бесталанные, работающие не по призванию. Но сегодня мы остановимся на тех, кого можно по праву считать настоящей Личностью, а уж какого типа – дело десятое. Один из них руководил школой имени Достоевского, другой – колонией имени Горького.

Начнём, что логично, с Викниксора. «Республика Шкид» была написана в 1926 году двумя очень молодыми авторами: Г. Белых шёл двадцатый год, а Л. Пантелееву не было ещё и восемнадцати. В этом возрасте взгляд свеж, суждения прямолинейны, а потому оценка всегда несколько резковата, но зато честна. После выхода повести восхищённый Горький писал С. Н. Сергееву-Ценскому об авторах: «Это – не вундеркинды, а удивительные ребята, сумевшие написать преоригинальную книгу, живую, весёлую, жуткую. Фигуру заведующего школой они изобразили монументально. Не преувеличиваю».

Монументальный Викниксор, «любитель всего нового и оригинального», был главой халдеев (так шкидовцы называли педагогов) и пользовался заслуженным авторитетом, ибо по-настоящему любил своё дело и понимал детей, которым в жизни выпала нелёгкая доля. Он был изобретателен и наблюдателен, умел держать в руках бразды правления как непростым детским, так и весьма разномастным взрослым коллективом.

Викниксор в исполнении и Сергея Юрского, х\ф «Республика ШКИД» (1966). Фото: kinoistoria.ru

Как пишут авторы, педагоги в Шкиде менялись очень часто, «около шестидесяти халдеев переменила школа только за два года». Кто-то не справлялся с бузотёрами, кто-то приходил только за пайком, кого-то за профнепригодность отсеивал сам педколлектив. «Медленно, как золото в песке, отсеивались и оставались настоящие, талантливые, преданные делу работники. Из шестидесяти человек лишь десяток сумел, не приспосабливаясь, не подделываясь под «своего парня», найти путь к сердцам испорченных шкетов. И этот десяток на своих плечах вынес на берег тяжёлую шкидскую ладью, оснастил её и отправил в далёкое плавание – в широкое житейское море».

Однако признанный педагог Антон Семёнович Макаренко о событиях, описанных в повести Белых и Пантелеева, отозвался довольно категорично. В статье «Детство и литература» он безапелляционно заявил: «Эта книга есть добросовестно нарисованная картина педагогической неудачи». Как на педсовете разнёс он коллектив Шкиды, бросив им обидные обвинения: «воспитательная работа представлена в жалком состоянии», «полное бессилие педагогического "мастерства"», «воспитательный метод руководителя "Шкиды" Викниксора и его помощников совершенно ясен. Это карцер…».

А. С. Макаренко, действовавший практически в одно время с В. Н. Сорокой-Росинским, создал свою воспитательную систему, и его «Педагогическая поэма» даёт о ней ясное представление. В колонии тоже были и кражи, и беспорядки, и рукоприкладство, но постепенно ситуацию удалось изменить. Свой основной педагогический метод педагог характеризовал таким образом: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Это, по мнению Макаренко, приведёт к тому, что каждый воспитанник поверит в свою человеческую ценность.

А. М. Макаренко (справа) с воспитанниками. Фото: pokrov.pro

Интересны и его замечания по поводу развития таких почти актёрских навыков, как умение интонировать и использовать язык тела в воспитательных целях: «Я сделался настоящим мастером, когда научился говорить „иди сюда“ с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса…»; «Я убеждён, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя. Конечно, постановка голоса имеет значение, чтобы уметь наиболее точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства. Всё это вопросы воспитательной техники».

A. M. Горький с большой симпатией относился к А. С. Макаренко, считал его «бесспорно талантливым педагогом», который смог «неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жёстко и оскорбительно помятых жизнью». У внешне сурового, немногословного Макаренко, по мнению Горького, была «развита потребность мимоходом, незаметно приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, улыбнуться, погладить по стриженой голове», и потому понятны ответные чувства воспитанников: «Колонисты действительно любят его и говорят о нём тоном такой гордости, как будто они сами создали его».

Максим Горький наблюдает за сельхозработами в детской колонии Куряж. Фото: ru.wikipedia.org

Подытоживая рассказ о педагогах, работавших в сложнейших условиях экономической разрухи и слома политической системы, когда порой приходилось думать больше о хлебе насущном, нежели об учебном процессе, приведём пророческое замечание Антона Семеновича Макаренко. Оно о дне сегодняшнем: «Я пришел к тезису, который исповедую и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики». А потому всем учителям хочется пожелать сил, мудрости и терпения в поисках и освоении этой тактики.

Также по теме

Новые публикации

У российских врачей и служб, которые используются для контроля за больными коронавирусом, похоже, скоро появятся новые и очень неожиданные помощники – собаки. Как сообщается, кинологическая служба «Аэрофлота», самолёты которого базируются в московском аэропорту «Шереметьево», начала тренировку новой породы на выявление больных Covid-19.  
Стоянка Почеканска, известный болгарский русист, недавно была награждена медалью Пушкина за большой личный вклад в популяризацию русского языка. Государственный эксперт Департамента дошкольного и школьного образования Минобрнауки Болгарии рассказала «Русскому миру» о выстроенной в Болгарии системе преподавания русского языка и культуры.
Осень заставляет утепляться. Во многих регионах России без шапки на улицу уже и не выйдешь. А какую надеть – решайте сами. Может быть, вам захочется чего-то экзотического, не как у всех? Тогда обратимся к русским головным уборам прошлого.
В этом году знаменитый Гнесинский дом отмечает своё 125-летие. Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Людмила Зыкина, Микаэл Таривердиев, Иосиф Кобзон и множество других выдающихся музыкантов вышли из стен Гнесинки, а многие вернулись туда же преподавать. Российская академия музыки (РАМ) имени Гнесиных – одна из визитных карточек российского музыкального искусства.
Сварщики, металлурги, комбайнёры и другие люди труда вернулись в выставочные залы. Экспозиция второго Фестиваля позитивного идейного искусства «Время, вперёд!» открылась в Новой Третьяковке. По её итогам будут определены финалисты, которые разделят между собой призовой фонд в размере двух миллионов рублей.
В минувшие выходные в рижском Доме Москвы состоялась 13-я конференция российских соотечественников Латвии, на которую прибыло более 200 делегатов от региональных общественных организаций со всей страны. В этом году встреча была посвящена 75-летию Победы.
12 октября исполнилось 670 лет со дня рождения князя Дмитрия Донского, почитаемого Русской церковью святым. Мало кто помнит, что ещё за пять веков до канонизации князя святой была признана его супруга – княгиня Евдокия Московская. Она была одной из самых образованных женщин своего времени, построила много храмов и монастырей, но главное – была любимой и любящей женой.
Среди наших соотечественниц немало активных людей, которые не только смогли реализовать себя в другой стране, но и оказывают помощь тем, кто столкнулся с трудностями. О своей работе рассказывают адвокат из Ирландии Елизавета Доннери, семейный психолог из Финляндии Наталья Жукова и Анастасия Тихонова, член Russian Women Association в Малайзии, на волонтёрской основе помогающая женщинам, столкнувшимся с проблемой домашнего насилия.