EN
 / Главная / Публикации / Музыка заводов и тракторов

Музыка заводов и тракторов

Сергей Виноградов27.08.2020

Александр Мосолов. Фото: orpheusradio.ru

В августе музыкальный мир отметил 120-летие советского композитора Александра Мосолова. Правда, широкую международную славу он обрёл уже после смерти, «выстрелили» его авангардные произведения, написанные в молодости. В последние полвека редкий оркестр или солист с мировым именем не исполнил произведения Мосолова с названиями, словно взятыми из передовиц «Правды» – «Завод. Музыка машин», «Плотина», «Сталь», «Тракторная колонна въезжает в деревню».

Поиски и находки Александра Мосолова нашли понимание и у популярных музыкантов, особенно композитора полюбили рок-исполнители. Культовая американская группа «Металлика», лидер мирового тяжёлого рока, включила мосоловский «Завод» в свой новый альбом, записанный с симфоническим оркестром. Наряду с мелодией и многослойностью грохота и лязга в авангардных сочинениях Мосолова хватает. «Для оркестра, с партией железного листа», – такую пометку имеет сочинение «Завод. Музыка машин».

«Русский мир» выяснил, кто и при каких обстоятельствах вернул музыку Александра Мосолова на российскую и мировую сцену, и как относятся к авангардным опытам композитора современные исполнители

Забытый гений

Вкус славы Александр Мосолов ощутил уже в молодые годы. После окончания Московской консерватории сын певицы Большого театра и ученик Глиэра и Мясковского увлёкся конструктивизмом и стал создавать новую музыку для нового человека. Первые же произведения молодого композитора вызвали сначала интерес среди коллег, а потом волну почитания в СССР и за рубежом.

В салонных разговорах и на страницах профессиональных изданий имя Мосолова ставили в один ряд с главными композиторами эпохи – Прокофьевым, Шостаковичем, Стравинским и другими. Сам Прокофьев включал его в тройку лучших композиторов страны.

В 1930-х годах Мосолова стали критиковать за отрыв от народного искусства, однако в 1935-м его симфоническая сюита «Туркменская музыка» была исполнена на международной выставке в Брюсселе и имела грандиозный успех. Но это не спасло композитора от репрессий 1937 года. Он получил восемь лет лагерей, но отсидел лишь год – благодаря помощи своих консерваторских учителей. Лагерь разделил творческую биографию композитора надвое. Он изменил стиль и впредь специализировался на произведениях лирического и фольклорного направления, которые пользовались умеренным признанием современников.

В годы оттепели композитор попал в число «забытых гениев» и «потерянных имён», которые заинтересовали новые поколения. Вернулись из забытья мосоловские «заводы» и «трактора», которые ничуть не утратили свежести и новизны. Впрочем, вернуть удалось не всё – значительная часть авангардного наследия композитора канула в лету. Правда, как показали более поздние находки легендарного музыковеда Инны Барсовой, не навсегда.

С именем Инны Барсовой, которая три года назад отметили 90-летие, во многом связывают возвращение Александра Мосолова на отечественную и мировую сцену. Исследовательница разминулась со своим героем на считанные недели. Когда в 1973 году она взялась за написание статьи об Александре Мосолове для англоязычной музыкальной энциклопедии, то позвонила композитору. На том конце провода ответили, что он умер три недели назад.

Барсова стала первым исследователем, получившим доступ к архиву композитора. По воспоминаниям музыковеда, у неё было ощущение, что нашла клад. В 1970-е статьи Барсовой о раннем творчестве Мосолова выходили в советской и немецкой прессе, а также в странах социалистического лагеря.

Погрузившись в бездонное и во многом неопубликованное творчество Александра Мосолова, исследовательница узнала, что многие его произведения разлетелись по миру с целью их спасения. Многие из них ей удалось найти, опубликовать и услышать в исполнении ведущих оркестров СССР и мира. Барсова, в частности, консультирована немецкого дирижёра, ставившего Мосолова в Берлине, и читала доклад о композиторе на премьере его произведений в Кембридже.

Срез истории

Наследие Александра Мосолова столь велико, что по сей день сохранились произведения, никогда не звучавшие со сцены. В прошлом году в Московской консерватории, альма-матер композитора, состоялась мировая премьера Пятой симфонии Александра Мосолова в исполнении Московского симфонического оркестра под управлением голландца Артура Арнольда.

За пару лет до этого, в год столетия Октябрьской революции, о Мосолове разом вспомнили в нескольких российских городах и странах мира. Оказалось, что в восприятии многих революционные события связаны с музыкой Мосолова, воплотившей грохот, страсть и силу эпохи. Важным культурным событием стал концерт «Неизвестный Мосолов», подготовленный в Московской консерватории в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов».

Произведения композитора исполнили столичные коллективы – симфонический оркестр «Орфей» и Московский областной хор имени Кожевникова. Прозвучали «Завод», «Тракторная колонна прибывает в деревню», «Выходной день в парке», Марш физкультурников, «Беседка в парке», «Бег с эстафетой» и другие произведения, состоялось несколько мировых премьер.

– Для меня эти сочинения – это срез истории, – говорит дирижёр оркестра «Орфей» Сергей Кондрашев. – Это смена строя, смена мировоззрения людей и, как я считаю, разрушение. И, на мой взгляд, Мосолов тоже писал о разрушении.

«Не сложный, а изобретательный»

Певица театра «Новая опера» Ольга Ионова, выступившая солисткой в программе «Неизвестный Мосолов», рассказала «Русскому миру» о том, что не считает произведения композитора сложными и элитарными.

– До участия в программе «Неизвестный Мосолов» вы были знакомы с творчеством композитора?

– С вокально-хоровым творчеством Александра Мосолова я знакома со времён обучения в Музыкальном училище, а затем в Московской консерватории. Это композитор огромного творческого диапазона, поэтому я хорошо знакома как с его сочинениями для академического хора (я училась на дирижёрско-хоровом факультете), так и с произведениями авангардной направленности. Например, я хорошо знакома с произведением «Четыре газетных объявления» для голоса и камерного оркестра.

В 2017 году Сергей Кондрашев познакомил меня с партитурой вокального цикла Александра Мосолова «Три песни» для голоса с симфоническим оркестром. С замечательным коллективом радио «Орфей» мы записали это произведение, оно имеет фольклорные корни и состоит из Туркменской, Киргизской и Афганской песен. Это была маленькая часть масштабной работы над альбомом «Александр Мосолов», который издан на двух дисках. На концерте я исполнила «Туркменскую колыбельную» для хора a cappella и соло сопрано с хором имени Кожевникова, это был финальный номер. Колыбельная прозвучала как проникновенная тихая кульминация после огромного захватывающего музыкального действа.

– Мосолов считается сложным композиторов для исполнения и восприятия. Согласны?

– Я бы сказала, что Мосолов не сложный, а интересный, невероятно самобытный и изобретательный композитор. Работа и репетиции были удовольствием.

– Некоторые произведения исполнялись впервые. Как на них реагировали зрители?

– Программа концерта «Неизвестный Мосолов» была грандиозной. На мой взгляд, программа охватила все грани таланта и творчества композитора. Зал консерватории был забит до отказа, было ощущение, что зрители ждали этой программы и музыки Александра Мосолова, которая сразу нас захватывает яркостью, внутренней свободой композиторского мышления и мощью таланта. В конце концерта зал ответил овацией.

– Произведения Александра Мосолова сегодня много исполняют и в России, и за рубежом. Между тем за композитором утвердилась слава недооценённого и неизвестного широкому слушателю. Что вы об этом думаете?

– Я согласна с тем, что в России к музыке композитора обращаются мало и многие стороны его творчества недооценены. Очень хотелось бы слышать и исполнять сочинения Александра Мосолова гораздо чаще, благо что его музыка очень многогранна и затрагивает большое количество жанров. 

Также по теме

Новые публикации

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы объявляет о начале масштабного социолингвистического исследования «Инструмент языка: анализ проектов, направленных на поддержку русского языка в России, странах ближнего и дальнего зарубежья». Проект реализуется МАПРЯЛ при поддержке Министерства просвещения России.
290-летие со дня рождения выдающегося полководца, генералиссимуса, основоположника русской военной теории Александра Суворова отметят 24 ноября в суворовских музеях четырёх стран – России, Украины, Белоруссии и Швейцарии.
Многие, наверное, слышали разные чудеса о буддистских монахах – замедлении обмена веществ, регулировании температуры тела усилием воли и т. д. Одним из таких «чудес», которые приписываются тибетским монахам, занялись российские нейрофизиологи. И недавно обнародовали интересные результаты своих исследований.
19 ноября прошла германо-российская конференция «Образ России и Германии в глазах общественности двух стран и в зеркале СМИ». Эксперты обсудили, почему образ России в немецких средствах массовой информации и Германии – в российских предстаёт во всё более враждебных тонах и как с этим бороться.
19 ноября исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Фёдоровича Крузенштерна, возглавившего первую русскую кругосветную экспедицию. Именно благодаря этому путешествию Россия вошла в число мировых морских держав.
Зима близко, поэтому логично будет обратиться к той лексике, которая тематически связана с холодным временем года, и, к сожалению, нередко воспроизводится с ошибками. Сегодня постараемся запомнить написание и произношение нескольких проблемных слов.
17 ноября в Донецком национальном университете вновь стартовали «Донецкие чтения». Конференции этого цикла 2018 и 2019 годов проходили в рамках I и II Международных форумов «Русский мир и Донбасс», организованных при участии фонда «Русский мир».
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир», известный российский политолог – о недавних президентских выборах в Молдавии, победила на которых прозападный кандидат Майя Санду, и будущих отношениях с Россией.