EN

Нескучный русский: зумиться на удалёнке

Тамара Скок09.04.2020

Фото: thesib.ru

Современная система образования переживает непростые времена. Консервативные методы преподавания, которые ещё держались на плаву в традиционной школе, резко обнаружили свою неактуальность. Жизнь требует новых результативных форм обучения.

Вынужденные карантикулы закончились и появились новые форматы деятельности - учёба на удалёнке, бизнес на удалёнке, школа на диване, школа в пижаме. Оценки и «домашка» стали менее значимыми, самое важное теперь – получить знания. Самоизоляция сыграла на руку самообразованию.

На первый план выходят те ресурсы, которые способны эффективно работать. Стало ясно, что нужны новые, во-первых, надёжные технически, не зависающие от объёма информации, а во-вторых, удобные и с отличным контентом платформы для школьников и студентов. Если до недавнего времени интернет-ресурсы были альтернативными образовательными площадками, то теперь стали основными. Программисты шутят, что этот рывок обеспечен на 20% IT-специалистами и на 80% - коронавирусом. И наверняка в ближайшее время появятся принципиально новые образовательные платформы, дающие возможность получать целый комплекс нужных сведений по тем или иным предметам, темам, направлениям обучения.

В этих условиях в образовательной среде приходится пересматривать и нормы общения, потому что привычные формы взаимодействия оказываются неактуальными. К примеру, объяснение новой темы полусонной учительницей по старинке, без использования наглядности и приёмов дистанционного обучения вызывает зевоту у учеников и справедливые нарекания со стороны родителей, которые сегодня стали активными участниками образовательного процесса, причём сразу в нескольких ипостасях: как тьюторы, как обучающие и как учащиеся. Если ребёнку непонятна тема, родители находят в интернете видеоуроки, учебные фильмы, выбирая самые интересные и качественные, и нередко сами заново в ходе совместного просмотра с детьми осваивают (и не без удовольствия) школьный материал.

Технические сложности объединяют, заставляют работать в команде, договариваться, например, сколько времени за компьютером проводит работающая на удалёнке мама, а сколько ребенок, или как лучше отправить домашнее задание на проверку учителю – через портал, по электронной почте или в WhatsApp. У преподавателей и учащихся, пользующихся конференц-связью Zoom, в лексиконе появились глаголы зумить, зумиться по аналогии со скайпиться, чатиться. Эти новые глаголы в зависимости от контекста обрастают приставками: пора пойти ПОзумить, надо ЗАзумиться, мы уже ОТзумились. Появилось шутливое существительное беззумие, когда видеосвязь по каким-либо причинам прерывается. От переизбытка информации зум за разум заходит.

Новые формы образования, новая лексика, новые роли участников образовательного процесса – всё это сложно и очень интересно. А ещё самообразование требует осознанной самоорганизации. Теперь нужно самому выбирать, в какое время выполнять задания, вычислять для себя наиболее продуктивные часы работы, выстраивать режим. Не надо рано вставать, тратить время на сборы и дорогу. Можно позволить себе работать в своём темпе, сосредоточиться на деталях, остановить своё внимание на сложных элементах и т.д. Сознательные школьники и студенты отмечают, что свободного времени у них стало больше, а эффективность работы увеличилась. Многие поняли, что самоизоляция может быть не только тотальной, жёсткой, строгой, полной или вынужденной, но и полезной.  

Также по теме

Новые публикации

В апреле в Индии и Пакистане прошёл Фестиваль русской культуры «Душа моя – Россия», организованный Московским политехническим университетом при поддержке фонда «Русский мир». Его главными участниками стали студенты местных вузов, изучающие русский язык.
Участница проекта «Российский учитель за рубежом» Валерия Кравец не один год чередует прохладный Ярославль и жаркую Гану. В конце апреля молодой преподаватель вернулась из своей третьей командировки, и её африканский стаж составляет уже полгода.
Фальсификация исторической правды о Второй мировой и Великой Отечественной войнах началась далеко не вчера, а практически сразу после их окончания в 1945 году. Задача фальсификаторов с самого начала состояла в том, чтобы максимально принизить, а лучше – полностью нивелировать роль СССР в разгроме Третьего Рейха.
Русскоязычное сообщество США продолжает бережно хранить память о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. В разных штатах – от Флориды до Чикаго, от Нью-Йорка до Вашингтона – проходят памятные акции, встречи с ветеранами, образовательные проекты и культурные мероприятия, объединяющие поколения.
Если Александр Пушкин по праву считается «солнцем русской поэзии», то Пётр Чайковский занимает столь же неоспоримое место в музыкальной культуре России. Композитор прожил всего 53 года, но его вклад в мировое искусство трудно переоценить: Чайковский – самый исполняемый автор музыки в мире.
Джеттапол Папсамут (Jettapol Papsamoot) сейчас учится в Высшей школе экономики. В прошлом году его ролик о России занял третье место на конкурсе видеоработ для тайских учащихся «Моя маленькая Россия», который проходил при поддержке фонда «Русский мир». Джеттапол рассказал, сложно ли ему было выучить русский язык, и почему он повёз всю свою семью в Мурманск.