Нескучный русский: зумиться на удалёнке
Тамара Скок09.04.2020
Современная система образования переживает непростые времена. Консервативные методы преподавания, которые ещё держались на плаву в традиционной школе, резко обнаружили свою неактуальность. Жизнь требует новых результативных форм обучения.
Вынужденные карантикулы закончились и появились новые форматы деятельности - учёба на удалёнке, бизнес на удалёнке, школа на диване, школа в пижаме. Оценки и «домашка» стали менее значимыми, самое важное теперь – получить знания. Самоизоляция сыграла на руку самообразованию.
На первый план выходят те ресурсы, которые способны эффективно работать. Стало ясно, что нужны новые, во-первых, надёжные технически, не зависающие от объёма информации, а во-вторых, удобные и с отличным контентом платформы для школьников и студентов. Если до недавнего времени интернет-ресурсы были альтернативными образовательными площадками, то теперь стали основными. Программисты шутят, что этот рывок обеспечен на 20% IT-специалистами и на 80% - коронавирусом. И наверняка в ближайшее время появятся принципиально новые образовательные платформы, дающие возможность получать целый комплекс нужных сведений по тем или иным предметам, темам, направлениям обучения.
В этих условиях в образовательной среде приходится пересматривать и нормы общения, потому что привычные формы взаимодействия оказываются неактуальными. К примеру, объяснение новой темы полусонной учительницей по старинке, без использования наглядности и приёмов дистанционного обучения вызывает зевоту у учеников и справедливые нарекания со стороны родителей, которые сегодня стали активными участниками образовательного процесса, причём сразу в нескольких ипостасях: как тьюторы, как обучающие и как учащиеся. Если ребёнку непонятна тема, родители находят в интернете видеоуроки, учебные фильмы, выбирая самые интересные и качественные, и нередко сами заново в ходе совместного просмотра с детьми осваивают (и не без удовольствия) школьный материал.
Технические сложности объединяют, заставляют работать в команде, договариваться, например, сколько времени за компьютером проводит работающая на удалёнке мама, а сколько ребенок, или как лучше отправить домашнее задание на проверку учителю – через портал, по электронной почте или в WhatsApp. У преподавателей и учащихся, пользующихся конференц-связью Zoom, в лексиконе появились глаголы зумить, зумиться по аналогии со скайпиться, чатиться. Эти новые глаголы в зависимости от контекста обрастают приставками: пора пойти ПОзумить, надо ЗАзумиться, мы уже ОТзумились. Появилось шутливое существительное беззумие, когда видеосвязь по каким-либо причинам прерывается. От переизбытка информации зум за разум заходит.
Новые формы образования, новая лексика, новые роли участников образовательного процесса – всё это сложно и очень интересно. А ещё самообразование требует осознанной самоорганизации. Теперь нужно самому выбирать, в какое время выполнять задания, вычислять для себя наиболее продуктивные часы работы, выстраивать режим. Не надо рано вставать, тратить время на сборы и дорогу. Можно позволить себе работать в своём темпе, сосредоточиться на деталях, остановить своё внимание на сложных элементах и т.д. Сознательные школьники и студенты отмечают, что свободного времени у них стало больше, а эффективность работы увеличилась. Многие поняли, что самоизоляция может быть не только тотальной, жёсткой, строгой, полной или вынужденной, но и полезной.