EN

«Он и паузы поёт, а не только ноты». К 120-летию Ивана Козловского

Анна Генова24.03.2020

Иван Козловский. Фото: smihub.com

24 марта исполнилось 120 лет со дня рождения Ивана Семёновича Козловского – одного из самых ярких русских теноров XX века. Нервный, мнительный, глубоко религиозный человек, Козловский обладал голосом, узнаваемым буквально с первой ноты.

Ленский, Фауст, Лоэнгрин, Царь Берендей, Герцог, Юродивый,Трике – разноплановые партии Козловского, которые были объединены его необычным, пронзающим голосом – до ре-бемоля третьей октавы, как у контратенора, самого высокого мужского голоса.

Ровесник века, Козловский родился в крестьянской семье в деревне Марьяновка под Киевом. Мать мечтала, чтобы сын пошёл по религиозной линии. Так он и начал свой путь – в 7 лет попал в Михайловский монастырь, где пел в хоре. Повзрослев, Козловский ушёл из монастыря, пронеся, однако, веру через всю свою долгую жизнь.

В Киеве юношу приняли без экзаменов в Музыкально-драматический институт. Далее Козловский прослужил в армии уже на положении музыканта, а потом попал в Харьковский оперный театр. Его заметили, и в 1926 году вместе с драматическим тенором Никитой Ханаевым он был принят в Большой театр.

Фото: chtoby-pomnili.net

Во многом это произошло благодаря Леониду Витальевичу Собинову, который фактически благословил начинающего певца. Собинов уже давно блистал на сцене и был старше Козловского на поколение – целых 28 лет. В середине спектакля «Ромео и Джульетта» певец внезапно почувствовал себя плохо. Необходимо было срочно найти замену. Собинов лично настоял на том, чтобы разыскали Козловского. По случаю молодой певец как раз находился неподалёку и, главное, знал партию. Он шагнул на сцену, не распеваясь. В зале сидели горячие поклонники Собинова, которые приняли замену довольно холодно. Несмотря на то, что голос Козловского не имеет ничего общего с голосом Собинова, – он гораздо более тонкий, резкий, нервный, а вовсе не округлый и тёплый, – в конце спектакля певца ждала овация.

На следующий день Козловский получил от мастера благодарственное письмо, завершавшееся словами: «Спасибо, что вы такой». Козловский не только спас спектакль, он ещё и заслужил признание главного на тот момент тенора СССР! Иван Семёнович естественно не забыл этого, и всегда отзывался о Собинове с особой теплотой – например, в своих воспоминаниях он называет его «добрым, исключительно порядочным человеком».

Одна из лучших ролей Ивана Козловского, стоящая особняком от всех типичных для лирического тенора партий, – безусловно, роль Юродивого из «Бориса Годунова» Мусоргского. Эту роль Козловский получил в 1927 году – вскоре после поступления в Большой театр.

«Мальчишки отняли копеечку, вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича», «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода! Богородица не велит», – поёт Юродивый-Козловский, увековеченный в фильме-опере «Борис Годунов» в 1954 году, через год после смерти Сталина.

Советский вождь был поклонником творчества певца. Первый серьезный конфликт Козловского с дирекцией Большого состоялся в 1930 году. Из-за неуживчивого характера его уволили, однако волею Сталина – восстановили. Тем не менее, Сталин ни за что не желал отпускать Козловского за рубеж – боялся, что он там останется, как его брат-певец Федор. Козловский убеждал, что он очень привязан к своей родине, к Марьяновке. «Ну вот и поезжайте в свою деревню», – парировал глава государства.

«Голос какой! Тембр, просто не спрашиваясь, в сердце лезет, а главное – поёт песню, мелодию. Он и паузы поёт, а не только ноты. Ведь есть певцы и певицы, поющие ноты, как грибы собирают, а песни-то и нет. А Иван и голосом, и сердцем песню поёт», – говорил режиссёр и актёр советского театра на идише Соломон Михоэлс. Он же и критиковал друга, не стесняясь в выражениях. Из воспоминаний жены театрального деятеля: «Михоэлс любил Козловского так, как любят только очень требовательные в любви люди. Он не мог простить Ивану Семёновичу ничего. Потому что равным был с ним человечески, и всегда всем, чем мог, помогал людям, и потому, что бесконечно любил песню Козловского».

Козловский прощал Михоэлсу критику, потому что она была искренней. Но вообще в отношениях он не был простым человеком, и мог довольно сильно обидеться, а петь – то в полную, то не в полную силу исключительно по настроению. Видимо, такая чувствительность и привела его к тому что, будучи невероятно популярным, когда ещё петь и петь, он оставил сцену Большого. В 1954 году вышел критический фельетон о том, что Козловский требует двойные гонорары. «И не стыдно столько денег зарабатывать?» – вопрошал неучтивый автор, который явно писал по наводке недоброжелателей. Козловский попросил о поддержке администрацию Большого театра, но её не последовало. И тогда он ушёл. После были концерты, записи, несколько ролей в фильмах, но большая сцена была оставлена навсегда. Чтобы его вернуть, Сталина уже не было.

Одна из самых известных ролей Козловского – Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского. Именно в этой партии столкнулись два гениальных образа Ленского, созданные Козловским и Лемешевым. Ленский в исполнении Ивана Семёновича был как натянутая струна, с первый ноты предвкушал трагедию. В исполнении Сергея Яковлевича это был нежный, волнующе-задумчивый и немного медитативный персонаж. Так же складывалась и личная жизнь певцов – Козловский, расставшись с актрисой Галиной Сергеевой, прожил оставшиеся 40 лет в гордом одиночестве, в то время как у Лемешева только официальных браков было пять.

В свое время «лемишистки» и «козломитянки» были готовы в буквальном смысле убить друг друга, доказывая что их кумир – лучший. Поэтому запись обоих теноров на одной пластинке была потрясением для фанаток. Советская фирма «Мелодия» создавала запись под большим секретом.

Певица Любовь Казарновская вспоминает: «Мама моя рассказывала, что, когда выпускалась эта пластинка, и Козловский, и Лемешев должны были подписать бумагу, что они не возражают. Их вызвали в разное время, чтобы они, не дай бог, не столкнулись, не пересеклись – и когда пришёл Иван Семёнович Козловский – а он всегда зимой закрывался шарфом, лица не видно, одни глаза – то на проходной говорили – “Ваш пропуск”. На что он сказал – “Вы что, меня не знаете?!”. На что охранник сказал – “Ой, простите, товарищ Лемешев, запамятовал, не признал” и это было худшее оскорбление – и тем не менее, фирма «Мелодия» сделала такую пластинку, где были собраны лучшие записи и того, и другого».

Накануне своего семидесятилетия в Большом зале Консерватории, вне программы Козловский исполнял романс Рахманинова «Христос воскрес» на стихи Мережковского. Наверное, сегодня сложно представить, что означало в ту эпоху спеть такие строки:

Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой он зарыдал!

Козловский тогда едва отбился от возмущенной администрации БЗК и, конечно, выгородил тогда 40-летнего Евгения Светланова, руководившего оркестром.

Иван Семёнович Козловский «больше всего на свете любил музыку, и ради этой страсти готов был жертвовать всем, – вспоминает его дочь Анастасия. – Бог наградил его уникальными вокальными данными. И отец свято берёг этот божий дар, стараясь не растратить понапрасну, не повредить, как будто бы нёс за него огромную ответственность перед Богом и людьми. Это был мучительный труд – сохранить голос до старости. И ему это удалось».

Козловскому также удалось стать легендой и символом русской вокальной школы XX века. Его записи, его интерпретации останутся навсегда в истории мирового исполнительского искусства. 

Также по теме

Новые публикации

Слово «апокалипсис» будоражит воображение, рисуя картины глобальных трагедий, разрушения и конца света. Однако его значение гораздо глубже и многограннее, чем просто синонимичное обозначение какой-либо катастрофы. Выясним, какие смыслы транслирует данное существительное.
11 июля 1810 года в Москве торжественно открыли Странноприимный дом – одну из первых больниц для бедных, построенную на частные пожертвования. Сегодня это один из крупнейших в России многопрофильных центров экстренной медицинской помощи. В его истории соединились имена выдающихся людей своего времени.
Лев Кассиль стал классиком детской литературы невероятно рано – в 25 лет, когда вышла его первая и самая популярная книга «Кондуит и Швамбрания». 10 июля исполняется 120 лет со дня рождения писателя.
Председатель президиума Международного совета российских соотечественников, потомок первой волны русской эмиграции Пётр Петрович Шереметев объявил о решении переехать в Россию. В своём интервью он рассказывает, что побудило его к переезду, и о своих дальнейших планах на родине.
Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.