RUS
EN
 / Главная / Публикации / Антарктиду открывают заново

Антарктиду открывают заново

Сергей Виноградов20.01.2020

Празднование 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым стало в России событием национального масштаба. Ведущие музеи и библиотеки страны в столице и регионах посвятили юбилею масштабные выставки, на федеральных каналах вышли документальные фильмы об историческом событии. «Русский мир», готовя обзор выставок, не мог не отметить их разнообразие. Одни музеи сконцентрировались на подготовке и ходе экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, другие посвятили экспозицию быту моряков, третьи вознамерились заполнить белые пятна истории, а четвёртые показали преломление темы в изобразительном искусстве.

Антарктида. Фото: forum.awd.ru

«До отдалённейшей южной широты»

Летом 1819 года два российских шлюпа «Восток» и «Мирный» покинули порт Кронштадт и устремились в южном направлении – в буквальном смысле на край земли. Шли с предписанием от адмиралтейства провести «изыскания до отдалённейшей южной широты».

Спустя более полугода русские мореплаватели достигли берегов Антарктиды и провели первые исследования, отразившиеся на метеорологических листах и картах. На пути «Восток» и «Мирный» ждали нелёгкие испытания – холод, снегопад и сильнейший ветер, но не только это. На подступах к Антарктиде высоченные ледяные глыбы выныривали из молочного белого тумана будто вражеские корабли. Значение экспедиции для истории человечества невозможно переоценить – русские мореплаватели открыли последнюю, шестую, часть света.

Такое название – «Шестой континент. К 200-летию открытия Антарктиды российскими военными моряками» – получила выставка, которая откроется 7 февраля в петербургском Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого. Посетители выставки смогут увидеть уменьшенные копии судов Беллинсгаузена и Лазарева, а также предметы участников экспедиции, карты, медали и штурманские инструменты, с помощью которых моряки прокладывали путь.

Также в экспозиции размещены более поздние фотографии мест, в которых побывали участники экспедиции. Их плавание продолжалось более двух лет, «Восток» и «Мирный» прошли около 50 тысяч морских миль.

Впрочем, соотечественники Беллинсгаузена и Лазарева и иностранцы смогли составить представление об увиденном членами экспедиции ещё до изобретения фотографии. В состав судовой команды входили художники, а именем одного из них даже был назван остров вблизи Антарктиды.

Узнать подробности этой истории, а также увидеть картины, посвящённые экспедиции, можно в Государственном Русском музее. В экспозиции представлены около ста экспонатов – картины, монеты, скульптуры и произведения народного искусства, отражающие покорение Южного и Северного полюсов русскими мореплавателями. По соседству с творческими работами в Михайловском замке разместились географические карты из собрания Российского государственного архива Военно-Морского Флота.

Среди экспонатов – рисунки и акварельные работы художника Павла Михайлова. В экспедицию, возглавляемую Беллинсгаузеном и Лазаревым, Михайлов отправился авторитетным мастером, медалистом Академии художеств. В путешествии он делал зарисовки встречающихся земель и их жителей, снабжая рисунки датой и указанием места, а потому многие работы Михайлова имеют не только художественную, но и историческую ценность.

Айсберги в Антарктиде, акварель П. Н. Михайлова, 1820 г. Фото: rusmuseumvrm.ruСвою выставку открыли и в Санкт-Петербургском отделении Русского географического общества (РГО), экспозиция получила название «Антарктида в объективе полярников». Выставку предварял конкурс, в котором участвовали авторы снимков полярников и антарктической фауны. Из семисот представленных работ (некоторые прибыли на электронный ящик прямо из Антарктиды) организаторы выставки отобрали сорок. Посетители смогут познакомиться с повседневной жизнью и работой полярников, увидеть их быт в непростых условиях.

От Москвы до окраин

Вполне оправданно, что именно Санкт-Петербург взял на себя основные заботы по празднованию 200-летия экспедиции к берегам Антарктиды, вернув себе столичные полномочия в этом вопросе. В Санкт-Петербурге решался вопрос о подготовке плавания, а портом отправления стал Кронштадт.

Впрочем, другие города также не остались в стороне от юбилейной даты. Выставки, конференции и другие события прошли или готовятся во многих городах России. В московском Музее Героев Советского Союза и России открылась выставка «69° 21' 28''. Истории русской Антарктики», экспонаты для неё были собраны из нескольких музеев, архивов и библиотек Москвы и Санкт-Петербурга.

Экспозиция в Музее Героев Советского Союза и России. Фото: 1812panorama.ru

Помимо рассказа о первой выставке экспедиции к Южному полюсу выставка рассказывает о покорении Антарктиды российскими и советскими моряками в разные годы XIX и XX веков. Помимо прочего экспозиция раскрывает 200-летнюю эволюцию технологий мореплавания.

В Краснодаре выставки «Антарктида. 200 лет» открылась в Музее имени Фелицына. Здесь посетитель сможет узнать, какой славой в советские времена пользовались полярники – за стеклом представлены открытки, значки, книги и другие предметы на полярную тему, которые коллекционировали дети и подростки.

В Перми антарктическую выставку приняла краевая универсальная библиотека имени Горького. Сотрудники библиотеки собрали уникальную коллекцию книг российских, советских и зарубежных авторов о покорении Южного полюса. Вход на выставку сделали свободным.

Увидеть Антарктиду из Кронштадта

Для тех, кто желает узнать больше о плавании Беллинсгаузена и Лазарева, в Санкт-Петербурге приглашают в экспедицию. Для этого не нужно надевать снаряжение полярников, но непромокаемая обувь и высокий воротник пригодятся. Известный петербургский гид Александр Новиков, который уже более 40 лет рассказывает местным жителям и гостям города тайны Северной столицы во время пеших прогулок, приурочил к 200-летию открытия Антарктиды две экскурсии – по центру Санкт-Петербурга и Кронштадту.

В 1987 1988 годах я провел несколько месяцев на зимовке в Антарктиде, поэтому эта тема для меня родная, – рассказал Александр Новиков «Русскому миру». – Я работал в Академии науки, и отправился в Антарктиду в составе первого медицинского отряда. Моей специальностью была физиология мозга человека, и я проводил обследования участников зимовки.

Экскурсия «Первооткрыватели Антарктиды на карте Санкт-Петербурга» уже состоялась – её участники увидели Адмиралтейство, где Беллинсгаузен и Лазарев получили предписание, а также здания учебных заведений и учреждений, в которых учились и работали участники экспедиции. «Я рассказывал о судьбах не только Беллинсгаузена и Лазарева, но и других членах экипажа, – говорит экскурсовод. – Говорил о том, что в Санкт-Петербурге неплохо было бы запечатлеть имя Фаддея Беллинсгаузена. Именем Лазарева назвали набережная и мост».

И. Айвазовский. Большой рейд в Кронштадте, 1836 г. Фото: ru.wikipedia.org

В конце января Александр Новиков планирует выехать вместе с группой экскурсантов в Кронштадт, откуда «Восток» и «Мирный» отправились в длительную экспедицию. Оказалось, что легендарный город-порт связан с плаванием не только тем, что дал ему старт. «Обязательно посмотрим здание, в котором размещался до переезда в Санкт-Петербург Морской кадетский корпус, в нём учились большинство участников Русской антарктической экспедиции, – говорит Александр Новиков. – Важно понимать, что они были однокашниками, хорошо знающими друг друга».

Не минует экскурсия и памятника Фаддею Беллинсгаузену, который прожил в Кронштадте значительную часть жизни, был назначен главным командиром кронштадтского порта и военным генерал-губернатором Кронштадта. В этом же городе Беллинсгаузен был похоронен. К сожалению, могила мореплавателя утрачена.

Впрочем, в Кронштадте в буквальном смысле каждый камень – экспонат. Благодаря генерал-губернатору деревянные набережные города стали каменными. Памятник Беллинсгаузену, установленный на народные деньги, изображает мореплавателя, опирающегося на Южный полюс глобуса. Второй памятник открыли в начале января на российской антарктической станции «Беллинсгаузен».   

Также по теме

Новые публикации

1 апреля мы отмечаем годовщину Николая Васильевича Гоголя. Яркое образное мышление находило воплощение не только в гоголевских текстах. Писатель проявлял интерес к разным сферам жизни и смело пробовал себя в роли то зодчего, то кулинара, то дизайнера. Причём не без успеха.
«Все мы вышли из бондаревских "Батальонов…"», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. 29 марта в Москве скончался Юрий Василий Бондарев. За две недели до этого, 15 марта, ему исполнилось 96 лет.
Китай рапортует о том, что распространение коронавируса остановлено. В России, благодаря своевременному реагированию и принятым мерам, прирост заболевших удаётся сдерживать. В некоторых же странах, как в Италии, Испании или США, ситуация довольно тревожная – заболевших там считают десятками тысяч. Чтобы понять, как выглядит ситуация «изнутри», корреспондент «Русского мира», сама живущая в Италии, пообщалась с нашими соотечественниками в разных странах. Картина получилась довольно пёстрой.
Дорогой Виталий Григорьевич… Именно так – уважительно и сердечно – хотелось обратиться к этому удивительному человеку, силу личности и неповторимое обаяние которого ощущали все, кому посчастливилось знать В. Г. Костомарова, внимать ему.
Распространение пандемии коронавируса ставит перед обществом новые вызовы и задачи: необходимо не только лечить заразившихся, но и помогать тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации из-за самоизоляции. И есть впечатление, что многие практики взаимопомощи и поддержки, которые появляются благодаря карантину, останутся с нами и после того, как эпидемия закончится.
Почти две недели назад не стало Эдуарда Лимонова, выдающегося писателя, эмигранта, скандалиста, политика, который уже одним своим присутствием мог заинтриговать толпу. Однако 30 марта выходит (онлайн) его последняя книга «Старик путешествует», так что Лимонов всё ещё с нами. Его близкий друг журналист и режиссёр Даниил Дубшин поделился своими воспоминаниями об этом крайне неординарном человеке.
Международный день театра ежегодно традиционно отмечался множеством сценических премьер на русском языке по всему миру. Русские театры за рубежом открывали 27 марта фестивали, представляли новые спектакли и устраивали гастроли. Коронавирус заставил театры изменить свои планы, но многие их них не отказались от профессионального праздника. Более того, как выяснил «Русский мир», ряд театров продолжают репетиции на «удалёнке».  
Мир переживает потрясение, и о коронавирусе сегодня говорят на всех наречиях. Новая социальная реальность немедленно отразилась в языке. В нашу речь стремительно врываются слова и понятия, о существовании которых многие и не подозревали, а соцсети пестрят неологизмами, иногда довольно удачными.